Дистрофия
Дистрофии (гипотрофии, паратрофии) у детей — хронические расстройства питания, сопровождающиеся снижением массы тела детей — гипотрофией или избыточным отложением жира — паратрофией. При гипотрофии наблюдается отставание в росте, при паратрофии нарастание массы всегда обгоняет возрастные параметры роста. Кроме того, бывают случаи, когда ведущим клиническим симптомом является исключительно задержка роста — гипостатура.
Гипотрофия
Выделяют три степени гипотрофии. При I степени снижение массы достигает 15%; при II степени дефицит массы от 16 до 30 %, а при III степени, или атрофии, — более 30 %. Помимо падения массы тела у детей наблюдается снижение иммунологической реактивности; они часто и длительно болеют, отстают в нервно-психическом развитии, теряют навыки, которые приобрели ранее.
Этиологически развитие гипотрофии связывают как с экзогенными, так и эндогенными факторами. К экзогенным факторам относят, прежде всего, элементарный недокорм ребенка при недостатке молока у матери (гипогалактии).
Отсутствие расчета объема питания при смешанном искусственном вскармливании приводит к недокорму. Применение при вскармливании неадаптированных смесей, запоздалое введение прикормов также могут привести к гипотрофии.
При инфекционных заболеваниях у ребенка часто нарушается аппетит: многие из кишечных инфекций ведут к морфологическому поражению слизистой оболочки кишечника, что отражается на аппетите. Вес у ребенка снижается. При дефиците в питании железа, цинка, при гипо- и гипервитаминозах D или А, лекарственных отравлениях аппетит снижается, и у ребенка развивается гипотрофия.
К нарушению аппетита и развитию гипотрофии ведут нарушение режима питания и неправильное воспитание детей.
Причинами эндогенной гипотрофии могут быть пороки развития желудочно-кишечного тракта (пилоростеноз, болезнь Гиршпрунга), сердца, почек, печени, мозга, а также синдром мальабсорбции, наследственные аномалии обмена веществ, иммунодефицита.
Начинается гипотрофия с нарушения обмена белка, в результате чего изменяется экскреция азотистых веществ с мочой. Снижается ферментативная активность ферментов желудочного сока (пепсина и липазы), уменьшается активность ферментов поджелудочной железы (амилаза, липаза, трипсин), ухудшается абсорбционная способность кишечника. Снижается его ферментативная функция и ухудшается мембранное пищеварение вследствие атрофии микроворсин тонкой кишки. Быстро создаются условия для возникновения дисбиоциноза (дисбактериоза) кишечника. Гипотрофия сравнительно быстро приводит к нарушениям функции печени, почек, сердца. Вследствие этих нарушений у детей появляется гипопротеинемия с диспротеинемией за счет снижения фракций альбумина, трансферрина. Неиспользованные в синтезе белка аминокислоты выводятся из организма, развивается гипераминоацидурия.
Наряду с белковым обменом при гипотрофии нарушается жировой, углеводный и минеральный обмен. В тяжелых случаях развивается обезвоживание организма.
Гипотрофии часто сопутствуют гипополивитаминозы (А, D, С, группы В и др.). Нарушаются основные процессы в ЦНС, что проявляется в развитии процессов торможения, снижаются безусловные рефлексы, ребенок отстает в нервно-психическом развитии от сверстников.
Гипотрофия сопровождается глубокими нарушениями иммунитета, что проявляется особой склонностью этих детей к инфекциям, вплоть до сепсиса.
Клинически при гипотрофии I степени определяется снижение подкожного жирового слоя в основном на животе и туловище. Отмечается бледность кожи и слизистых оболочек. Снижается эластичность кожи. Объективно масса тела снижена до 10—15% от нормы. Ребенок беспокоен, кричит между кормлениями, жадно сосет, тянет руки и другие предметы в рот. Быстро нарушается сон. Однако психомоторное развитие соответствует возрасту. Некоторые дети имеют склонность к срыгиваниям.
При гипотрофии II степени подкожный жировой слой остается только на лице. Тургор тканей снижен, кожа висит складками, эластичность ее также резко снижена, легко возникают опрелости. Отмечается выраженная мышечная гипотония, что приводит к увеличению живота, метеоризму, вялой перистальтике кишечника. Масса тела снижается до 16—30 %. Дети начинают отставать в росте, кривая его нарастания приобретает плоский характер. Аппетит и толерантность к пище снижаются, отмечаются срыгивания и рвоты. Ребенок беспокоен, криклив или вял, безразличен к окружающему. Нарушаются сон и терморегуляция. Стул у ребенка неустойчивый, скудный, разжиженный или сухой, с гнилостным запахом. У многих детей отмечаются отиты, пневмонии, инфекции мочевыводящих путей, которые протекают торпидно, малосимптомно.
При гипотрофии III степени исчезает подкожный жировой слой и на лице. Развивается крайняя степень истощения. Кожа висит складками, лицо сморщено, напоминает старческое, ребенок имеет вид скелета, обтянутого кожей. Кожа бледно-серая либо багрово-синюшная. Масса тела снижена более чем на 30%, отмечается отставание в росте. Тонус мышц резко снижен, мышцы истощены. На коже и слизистых оболочках проявления гиповитаминозов А, D, С. Имеются стоматит или молочница, сухость и ломкость волос. Живот вздут, видны петли кишечника. Аппетит резко снижен, беспокоят срыгивания, неустойчивый стул, который приобретает характер «голодного», разжиженный, серовато-белого цвета с примесью зелени и слизи. Температура тела у ребенка чаще снижена. Легко возникают как переохлаждения, так и перегревания. Ребенок заторможен или беспокоен, вял, плаксив, адинамичен. Исчезают ранее приобретенные рефлексы. Легко присоединяются вторичные инфекции, вплоть до развития сепсиса. Часто возникают энтероколит различной этиологии, пневмония, отит, пиелонефрит. Осложнения протекают вяло: без температурной реакции, лейкоцитоза, ускорения СОЭ. Быстро развиваются симптомы общей интоксикации, резко ухудшается общее состояние больных детей.
Термин «гипотрофия» близок к понятию «гипостатура». При последней преобладает отставание в росте, длине тела, а дефицита массы по отношению к длине тела либо нет, либо он нерезко выражен. Чаще всего этот синдром связан с нарушениями полостного и пристеночного пищеварения, изменениями обмена веществ.
Клинически у детей с гипостатурой имеются изменения кожи трофического характера, понижение тургора тканей, дистония мышц, отставание нервно-психического развития. Часто наблюдается непереносимость того или иного вида пищи, снижение иммунитета.
В крови отмечается снижение альбуминов и повышение глобулинов, снижение общих липидов, (3-липопротеидов, фосфолипидов, повышение уровня жирных кислот и холестерина.
Гипостатуру надо дифференцировать с задержкой роста эндокринного генеза (при гипотиреозе) и с гипоплазией, когда наблюдается конституционально обусловленное снижение темпов физического развития — вариант нормы.
Лечение гипотрофии комплексное. Оно включает: устранение причин гипотрофии; диетотерапию;
организацию режима, ухода, воспитания, массаж, гимнастику; выявление сопутствующих инфекции осложнений, полидефицитной анемии и их лечение.
При диетотерапии требуются следующие меры: определение суточной потребности в пище; установление числа кормлений; расчет количества жидкости для допаивания ребенка; контроль над питанием, количеством выпиваемой жидкости, весовой кривой, стулом и диурезом.
У детей с гипотрофией легко развивается сниженная толерантность к пище, они хуже ее переносят, чем здоровые дети. Хотя больные нуждаются в большем количестве калорий на кг массы, чем их здоровые сверстники, они плохо переносят лактозу, белки коровьего молока. Поэтому здесь важны расчет питания и качественный состав рациона.
При гипотрофии I степени объем питания уменьшается до 3/4—2/3 от должного на 1—2 дня; при гипотрофии II—III степени — до 1/3—1/2 от расчетного на 5—10 дней. Недостающее количество пищи заменяют 5%-м раствором глюкозы или глюкозо-солевым раствором. Основным питанием должно быть или женское молоко, или адаптированные молочные смеси.
После периода адаптации детей переводят на питание с содержанием белка до 3—4 г/кг, углеводов до 11—13 г/кг, жиров до 5,5—6,5 г/кг фактической массы. На третьем этапе терапии ребенку дают оптимальное питание для выведения его из состояния дистрофии. Диета расширена, вводят адаптированные физиологические смеси, при необходимости назначают прикорм.
Кроме диетотерапии ребенку корригируют электролитный баланс, вводят витамины, дают ферменты. Санируют очаги инфекции.
Ребенка обязательно каждый день взвешивают, рост измеряют 1 раз в 7 дней. Следят за характером стула, количеством мочи, психомоторным развитием.
Паратрофия
Это состояние, характеризующееся увеличением массы ребенка первого года жизни. Рост при этом такой же, как у здорового ребенка, или превышает его, но масса всегда превышает прибавки в росте. У таких детей, как правило, нарушается обмен веществ (белковый, жировой, углеводный), изменяются толерантность к пище, функции внутренних органов. Происходят снижение иммунологической реактивности и отставание в психомоторном развитии.
Избыток массы при паратрофии I степени достигает 10—25 % от массы здорового ребенка. При паратрофии II степени он составляет от 25 до 50 %, а при паратрофии III степени более 50 %.
Причина паратрофии — это, прежде всего, перекорм ребенка за счет одного или нескольких ингредиентов пищи. Чаще всего он возникает при неправильном и неумеренном введении докорма, прикормов. Часто причина паратрофии в углеводистой пище, когда ребенок получает большое количество белка, а содержание эссенциальных жирных кислот в пище уменьшено. Однако это состояние может развиваться и при кормлении и перекорме ребенка цельным коровьим молоком, обычным питанием.
Клинически у этих детей имеется избыток массы по сравнению с ростом. Кожа бледная, могут быть кожные проявления экссудативно-катарального диатеза, тургор тканей снижен. Эти дети отстают в нервно-психическом развитии. Часто присоединяются различные заболевания внутренних органов или инфекционные заболевания. Имеются изменения в стуле от запоров до жидкого пенистого стула, с зеленью, кислого характера или с гнилостным запахом. В крови выявляются гиперхолестеринемия, увеличение уровня свободных жирных кислот, снижение уровня фосфолипидов.
Лечение при паратрофии направлено на регулирование диетрежима в соответствии с возрастными и весовыми потребностями ребенка. Необходимы ежедневные гигиенические мероприятия (купание, закаливание), прогулки, массаж, гимнастика. В некоторых случаях этим детям назначают ферменты.
Стоматиты
Стоматит — это воспалительное заболевание слизистой оболочки полости рта.
Причина воспаления слизистой оболочки рта у новорожденных и грудных детей — грибы рода Candida. Возможны стрептококковые стоматиты и другие бактериальные заболевания.
Патологоанатомически различают катаральный, эрозивный, язвенный и язвенно-некротический стоматиты.
Чаще всего встречается кандидоз полости рта и языка (молочница). Заражение происходит от матери, персонала, через соски, ложки и другие предметы ухода. Установлено, что у большинства рожениц (3/4) во влагалищной слизи имеется Candida albicans, и при прохождении через родовые пути ребенок обсеменяется этим грибом.
На слизистой полости рта появляются белые или беловато-серые налеты, желтого цвета налеты обнаруживают на корне языка, щеках, деснах. Налет иногда сплошь покрывает слизистую оболочку. Пленка легко снимается, под ней видна гиперемированная слизистая.
Кроме поражения слизистой оболочки полости рта могут быть кандидозные поражения кожи (микотическая эритема), располагающиеся в паховых складках, на ягодицах, внизу живота, на лице. Обнаруживаются участки эритемы (покраснение кожи), в центре участков эритемы образуются желтоватые чешуйки. Отрубевидное шелушение держится и на фоне гаснущей эритемы. В складках кожи могут быть трещины. Появляются пузырьки и пустулы (вторичная инфекция кожи). У девочек может быть кандидозный вульвовагинит, у мальчиков — кандидозный баланопостит.
Диагноз ставится на основании общего осмотра и микроскопии соскоба с участков слизистой оболочки и кожи на предмет обнаружения Candida albicans.
Лечение заключается в смазывании слизистой оболочки полости рта 6%-м раствором гидрокарбоната натрия, 2%-ми растворами метилового фиолетового, генцианового фиолетового, метиленового синего. Местно применяют буру в глицерине (10—15%) с водой. Дают внутрь нистатин или другие противогрибковые препараты.
При обработке кожи применяют 1—2%-е спиртовые растворы анилиновых красок (указаны выше), краску Кастеллани, левориновую эмульсию.
Новорожденного ребенка содержат в стерильных условиях. Персонал должен хорошо знать правила асептики и антисептики и максимально соблюдать их при работе с детьми.