Инфекционные болезни у детей вызываются различными микроорганизмами. Признаками инфекционных болезней являются: контагиозность, инкубационный период, циклическое течение и формирование специфического иммунитета.
Об инфекционной болезни у детей можно говорить в том случае, если в результате взаимодействия микроорганизма с макроорганизмом в условиях влияния внешней среды происходит нарушение функции макроорганизма с формированием морфологического субстрата болезни и появлением клинических симптомов. Если таких нарушений и клинических симптомов нет, а в крови не отмечается нарастания титра специфических антител, принято говорить о здоровом носительстве. Выделяют реконвалесцентное носительство, которое формируется в исходе перенесенного клинически острого инфекционного процесса.
Если при взаимодействии макро- и микроорганизма клинические симптомы заболевания отсутствуют, но в тропном органе наблюдаются характерные изменения, а в крови накапливаются специфические антитела, можно говорить об инапарантной инфекции.
Результатом взаимодействия микро- и макроорганизма может быть и персистентная (латентная) инфекция, т. е. хроническая инфекционная болезнь с доброкачественным течением.
Реакция детского организма на воздействие инфекционного агента зависит от возраста и связана с физиологической незрелостью компонентов, обеспечивающих как неспецифическую, так и специфическую реактивность детского организма при встрече с инфекционным агентом.
К неспецифическим факторам защиты относятся: 1) фагоцитоз — механизм поглощения и инактивации инородных для организма веществ циркулирующими в крови гранулоцитами и тканевыми макрофагами; 2) комплемент — система сывороточных белков, осуществляющих лизис сенсибилизированных антителами клеточных антигенов; обусловливает реакцию иммунного прилипания, участвует в опсонизации бактерий, вирусов, ускоряя их фагоцитоз; 3) пропердин — белок сыворотки крови, который совместно с комплементом усиливает фагоцитоз бактерий и других чужеродных частиц, участвующих в лизисе клеток и развитии воспалительных реакций; 4) лизоцим — фермент, разрушающий мукополисахариды бактериальных оболочек; 5) интерферон — низкомолекулярный белок с противовирусными свойствами; вырабатывается клетками организма, инфицированными вирусом.
Новорожденный ребенок обладает неспецифической защитой. Однако следует отметить, что качественные показатели факторов неспецифической защиты у детей раннего возраста, особенно недоношенных, характеризуются незрелостью и быстрой истощаемостью.
Специфические иммунологические реакции представлены, в первую очередь, Т- и В-системами иммунитета, клетки которых совместно с макрофагами осуществляют иммунологическое реагирование, включая выработку антител и накопление сенсибилизированных лимфоцитов, распознающих и элиминирующих чужеродные субстанции.
При многих инфекционных заболеваниях у детей раннего возраста возникают тяжелые нарушения обмена веществ, существенно изменяющие клинические проявления и утяжеляющие прогноз.
Инфекционные болезни вызываются бактериями, вирусами, риккетсиями, спирохетами, микоплазмами и грибами.
В отдельную группу выделяют паразитарные заболевания, вызываемые простейшими и гельминтами, насекомыми и клещами.
Местом пребывания (сохранения) инфекции является эпидемический очаг, который при антропонозах рассматривают как основное звено эпидемического процесса.
Для возникновения и непрерывного течения эпидемического процесса необходимо взаимодействие трех обязательных составляющих: источника возбудителей инфекции, механизма передачи возбудителя и восприимчивости населения к данному возбудителю организма.
По источнику инфекции заразные болезни разделяют на три основных вида: антропонозы, зоонозы, протозоонозы.
Антропонозы — инфекционные болезни, возбудители которых способны паразитировать только в организме человека (брюшной тиф, холера, малярия, сыпной тиф, дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, полиомиелит, паротит эпидемический, менингококковая инфекция и др.). Источником инфекции при антропонозах является человек (больной или носитель инфекции).
Зоонозы — инфекции, при которых источником заражения являются животные (фелиноз, токсоплазмоз, ящур, риккетсиозы, вирусные энцефалиты, бруцеллез).
Протозоонозы — инфекции, источником которых являются простейшие, передаваемые животными и насекомыми (малярия, лейшманиоз и др.).
В соответствии с первичной локализацией возбудителя различают четыре механизма передачи инфекции: воздушно-капельный, фекально-оральный (алиментарный), трансмиссивный (через живых переносчиков), контактно-бытовой.
Восприимчивость населения к конкретному инфекционному заболеванию принято выражать контагиозным индексом, указывающим на отношение числа заболевших к числу контактных людей, не болевших данной инфекцией. Индекс восприимчивости выражается десятичной дробью или в процентах. Каждая инфекция имеет свой индекс.
Острое инфекционное заболевание имеет циклическое течение И состоит из сменяющих друг друга периодов: инкубационного, продромального (или период предвестников), разгара болезни, реконвалесценции (выздоровление).
Инкубационный период проходит с момента внедрения возбудителя и до появления первых клинических симптомов болезни. При различных инфекционных заболеваниях инкубационный период продолжается от нескольких часов до нескольких месяцев. В течение инкубационного периода возбудитель заболевания размножается в тропном органе. При этом клинические признаки заболевания отсутствуют, однако проявления патологического процесса можно определить путем морфологических, иммунологических и других исследований.
В продромальном периоде как ответ на токсемию появляются общеинфекционные признаки болезни. Выраженность и продолжительность этого периода зависят от этиологии инфекционного заболевания, тяжести клинических проявлений и темпа развития патологического процесса.
Период разгара характеризуется выраженностью как неспецифических, так и типичных симптомов инфекционного заболевания.
В период реконвалесценции исчезают клинические симптомы с постепенным восстановлением структуры и функции пораженного органа. В это время дети особенно чувствительны к реинфекции и суперинфекции, которые могут приводить к различным осложнениям.
Для клинических целей инфекционные болезни принято делить по типу, тяжести и течению.
Под типом принято понимать выраженность признаков, свойственных данной нозологической форме:
типичная форма заболевания, протекающая с клиническими симптомами и синдромами, свойственными данной патологии;
атипичная форма с отсутствием ведущих симптомов болезни; при слабовыраженных и быстропроходящих симптомах заболевания говорят о стертой форме, при отсутствии клинических симптомов — об инаппарантной форме заболевания.
По тяжести клинических проявлений инфекционные заболевания делят на легкие, среднетяжелые и тяжелые.
Течение инфекционных заболеваний различают по характеру и длительности.
Характер заболевания может быть гладким (без обострений, рецидивов и осложнений) или негладким (с обострениями, рецидивами и осложнениями).
Обострение — это усиление клинических симптомов, свойственных данному заболеванию. Рецидив — возврат основного симптомокомплекса после исчезновения клинических симптомов заболевания. Осложнение — патологическое состояние, возникающее в ходе инфекционного процесса и связанное с ним этиологически и патогенетически.
Для снижения риска передачи и защиты от возбудителей инфекционных заболеваний в детских учреждениях необходимы:
вакцинопрофилактика;
соблюдение санитарно-противоэпидемического режима;
содержание детей с максимальной разобщенностью групп;
ранняя диагностика и своевременная изоляция носителей инфекции;
контроль за работой пищеблока.
Особенно часто тяжелое течение инфекционных заболеваний у детей отмечено при внутрибольничном инфицировании. Поэтому при госпитализации требуется своевременная изоляция в боксах детей с инфекционной патологией. Нельзя допускать перегрузки инфекционного отделения. Необходимо неукоснительно выполнять гигиенические правила ухода за больными.
В инфекционном отделении у каждой палаты или бокса (в непосредственной близости от больного) должна быть вывешена карточка с указанием категории изоляции: 1) строгая; 2) контактная; 3) респираторная; 4) изоляция при туберкулезе; 5) изоляция при кишечных инфекциях; 6) изоляция при контакте с дренажным отделяемым.