Лечебная физическая культура — это дисциплина (научная и практическая, с одной стороны, и педагогическая, т. е., воспитывающая, — с другой), которая изучает как теорию, так и методы, при помощи которых физические упражнения могут быть средством лечения, восстановления (реабилитации) и профилактики различных заболеваний.
Лечебная физкультура стоит в одном ряду вместе с психотерапией, физиотерапией, массажем, трудотерапией, санаторно-курортным лечением, лечением музыкой, травами, мануальным воздействием, при этом занимает место лидера, т. е. является ведущим средством физической реабилитации.
Лечебную физкультуру называют еще кинезитерапией, т. е. лечением при помощи движения. Двигательная активность — это биологическая функция организма, которая стимулирует его рост, поддерживает жизненный тонус всех органов и функциональных систем (сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной и др.), повышая, таким образом, общую работоспособность и возможность адаптации (приспособления) к меняющимся условиям жизни.
Лечебная физкультура как дозированная двигательная активность являет собой мощнейший стимулятор всех жизненных процессов организма, при этом остается и самым физиологичным, и, при правильном применении, безопасным методом воздействия. Физические упражнения относятся к так называемым неспецифическим раздражителям, которые влияют на нервную и эндокринную системы, оздоравливая весь организм в целом. Кроме того, лечебная физкультура традиционно относится к природным патогенетическим (влияющим на механизмы, по которым болезнь развивается) методам лечения, которые и безопасны, и эффективны.
Воспитательное воздействие лечебной физкультуры
Воспитательное воздействие лечебной физкультуры сродни психотерапевтическому: происходит стимулирование к осознанному и ответственному подходу к своему здоровью, активному сотрудничеству с врачом (а не с болезнью!). Моментом включения в психотерапевтическое воздействие является начало обучения физическим упражнениям. Одного этого бывает достаточно, чтобы произошел перелом от болезни к здоровью!
Не следует забывать, что только систематическое выполнение физических упражнений приводит к устойчивому изменению реакции организма на болезнь. При этом еще одним принципиальным условием успешного применения лечебной физкультуры является сознательное формирование положительного эмоционального фона во время выполнения физических упражнений. Прочитав книжку, вы постепенно проникнетесь мыслью, сколь сильны систематически выполняемые осознанные лечебные движения, и это сделает начало ваших занятий привлекательным. Затем сам процесс движения станет источником наслаждения.
Дело в том, что любая мышечная работа сопровождается выделением в кровеносное русло ряда химических веществ, называемых гормонами, которые стимулируют работу сердца, ускоряют ток крови, тем самым увеличивая общий объем крови, циркулирующей по сосудам. Это улучшает обмен веществ в каждой клеточке и в организме в целом. Систематическое выполнение физических упражнений, подкрепляемое положительным настроем, неизбежно приведет к выбросу в кровь так называемых гормонов счастья (эндорфинов), что, согласитесь, само по себе может стать главной составляющей лечебного процесса.
И если, к примеру, в психотерапии, главным является не процесс, а результат лечения, то в ЛФК сам процесс выполнения физических упражнений становится результативным, неизбежно приносящим хорошее самочувствие и позитивный настрой.
Влияние мышечной системы на нервную
Вероятно, вы не знаете, что мышечная система организма в целом и каждая мышца в отдельности неразрывно связаны с работой нервной системы. К тому же популярное высказывание о том, что все болезни от нервов, не является большим преувеличением. Конечно, болезни бывают разные, в том числе и инфекционные, и наследственные. И все же приметой нашего времени становится нарастающее нервное перенапряжение, которое может привести к срыву адаптации и развитию того или иного недуга. За нормальную работу внутренних органов несет ответственность вегетативная нервная система, и может быть, вы никогда не задумывались о том, где же берет энергию нервная система для подзарядки своих аккумуляторов (нервных центров)? Так вот, работающая мышца является тем самым двигателем, который дает возможность напитаться «силой» вегетативным центрам, от которых потом и получают необходимые для нормальной работы импульсы внутренние органы.
Хорошая новость состоит в том, что начать работать мышцами (выполнять физическое упражнение) никогда не поздно: это позволит не только выздороветь, вернуть утраченную функцию, но и поможет предотвратить болезнь, т. е. сохранить здоровье. Формат данного издания не предполагает подробного разговора о механизмах функционирования вегетативной нервной системы, однако будет достаточно, если вы, уважаемый читатель, поверите мне на слово: если удерживать уровень притязаний (амбиций) чуть меньше, чем количество ежедневно выполняемых движений, то здоровье сохранит устойчивость ко всяким катаклизмам — и природным, и психогенным. Другими словами, физические упражнения являются «вечным двигателем» ваших «аккумуляторов» — нервных центров, ответственных за работу, внутренних органов. И чем больше движений выполнили мышцы за день, тем больший резерв имеет организм.
В случае болезни, когда этот запас по разным причинам уже исчерпан, придется медленно и кропотливо сначала формировать резерв в других системах организма, которые возьмут на себя (компенсируют) работу больного органа. При заболеваниях легких, например, сначала может увеличиться количество эритроцитов и повыситься гемоглобин крови для того, чтобы в тканях не снизилось количество кислорода, и только после этого организм начнет восстанавливать работу легких.
Компенсаторные (замещающие) механизмы, как вы теперь понимаете, не могут возникнуть из ничего: систематическое выполнение специально подобранных физических упражнений укрепляет работу нервной системы, которая в свою очередь руководит перестройкой функций организма с тем, чтобы компенсировать болезненные изменения.
По разным причинам, но практически при любой болезни врач сталкивается с необходимостью нормализовать работу центральной нервной системы: именно там происходит образование «центра болезни», застойного очага нервного возбуждения. При систематическом выполнении физических упражнений в кору головного мозга начинает поступать мощный поток нервных импульсов, постепенно «заглушающих» доминанту болезни, попросту — стирающих ее.
Но и это не все. Физические упражнения могут, подобно иглоукалыванию или психотропным лекарственным препаратам, изменять тонус центральной нервной системы. Так, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление (релаксацию) мышц усиливают процессы торможения в коре головного мозга, а упражнения, выполняемые с видимым усилием и в быстром темпе, вызывают возбуждение в центральной нервной системе.
Есть и еще один удивительный феномен, позволяющий считать физические упражнения универсальным средством, улучшающим питание (обмен веществ) не только всего организма, но и того органа, который вы считаете нужным укрепить. Дело в том, что работающая мышца «запрашивает» дополнительный приток крови не только для себя, но и для всех тех органов, которые расположены рядом с ней.
Например, отжимания от пола (стула, стены) не только укрепляют мышцы плечевого пояса, но и развивают коллатерали (дополнительные сосуды) в сердце, что обеспечивает ему хорошее питание и профилактику стенокардии. Сердце, являясь мощным мышечным насосом, не может брать кровь для себя из собственных полостей (предсердий и желудочков). Так же, как и в другие органы, кровь для питания сердечной мышцы поступает по сосудам (коронарным артериям), и работающие грудные мышцы обеспечивают их хорошее наполнение. Здесь главное — соблюдать правила: постепенное увеличение нагрузки и систематичность выполнения упражнений.
Кроме физических упражнений, которые, кстати сказать, могут быть и идеомоторными (выполняться мысленно), ЛФК использует игры, лечение трудом и механотерапию. Трудотерапия (специальный трудовой процесс) бывает нужна там, где из-за болезни утрачены профессиональные навыки. Механотерапия использует специальные аппараты для восстановления утраченных функций (например, предупреждение тугоподвижности суставов).
Физические упражнения могут быть:
1) для мышц головы, шеи, туловища, плечевого пояса, верхних конечностей, брюшного пресса, тазового дна, нижних конечностей;
2) активными (пациент выполняет упражнения самостоятельно), пассивными (пациент делает только волевое усилие, а само движение, например конечности пациента, осуществляет инструктор лечебной физкультуры), активно-пассивными (пациент выполняет упражнение при помощи инструктора физкультуры);
3) с предметами: гимнастической палкой, мячом, скакалкой;
4) на снарядах: гимнастической стенке, скамейке, кольцах, брусьях, тренажерах;
5) дыхательными: статическими (без движения тела), динамическими (в сочетании с движением туловища, конечностей), дренажными (упражнения, при выполнении которых из бронхиального дерева отделяется мокрота), постуральный дренаж (специальные позы тела, при которых мокрота сама стекает, как по желобу);
6) корригирующими, при которых движение осуществляется из определенных положений, что позволяет создать напряжение в одних мышцах и растягивание в других;
7) на координацию: стоя на узкой опоре (на одной ноге, на носках), с закрытыми глазами; застегивание пуговиц, шнуровка обуви; лепка, сборка мозаики, пирамид;
8) с сопротивлением для укрепления мышц, стимуляции работы сердечнососудистой системы и обмена веществ;
9) релаксационными, расслабляющими ту или иную мышцу (или все мышцы);
10) идеомоторными, когда из-за невозможности выполнить движение в соответствующие мышцы посылается мысленный стимул к движению в виде образа: представляется, что движение происходит;
11) спортивно-прикладными: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, гребля, лыжи, коньки, плавание, езда на велосипеде, занятия на тренажерах. Лечебная физкультура использует физические упражнения как лечебное (подобно лекарственному) средство, а потому и назначаются упражнения согласно поставленному диагнозу, с учетом возраста и физической подготовленности, а также в определенной дозировке (подобно дозе лекарственного средства).
Дозировку физической нагрузки можно регулировать при помощи:
1) интенсивности выполнения физических упражнений:
а) малая интенсивность предназначена для выполнения упражнений в медленном темпе в мелких мышцах (на кисти, стопе);
б) умеренная интенсивность упражнений бывает при работе крупных мышц (ходьба, бег) в медленном и среднем темпе;
в) максимальная интенсивность — движение всего организма в быстром темпе;
2) исходного положения:
а) лежа на спине, животе, на боку;
б) сидя с прямыми или спущенными ногами;
в) стоя с опорой (на костыли, палку, перекладину, спинку стула), без опоры, на четвереньках;
3) различной продолжительности занятий физкультурой (фактическое время выполнения упражнений);
4) изменения степени сложности упражнения, ритма движения (автоматизм помогает избежать утомления центральной нервной системы);
5) плотности упражнений (отношение фактического времени выполнения упражнений к времени всего занятия). Обычно в лечебной физкультуре плотность занятия не превышает 50%, хотя допускается (чаще при санаторно-курортном лечении при обязательном контроле пульса и артериального давления) более высокая плотность (70% и даже больше).
6) изменения количества упражнений в комплексе и числа повторов каждого упражнения;
Лечебная физкультура может проводиться в виде:
1) утренней гигиенической гимнастики (переход от сна к бодрствованию);
2) самостоятельно выполняемых физических упражнений;
3) лечебной гимнастики, которая проводится инструктором ЛФК и имеет традиционную структуру: вводная часть (дыхательные упражнения), основная часть (общеразвивающие упражнения, специальные, игры), заключительная часть (упражнения на релаксацию);
4) дозированной ходьбы, когда необходимы тренировка сердечнососудистой и дыхательной систем, нормализация походки после травм, заболеваний опорно-двигательного аппарата. Здесь дозирование осуществляется изменением скорости ходьбы, длины дистанции и рельефа местности;
5) дозированного восхождения и спуска по специальному маршруту (терренкуру). Интенсивность нагрузки определяется углом подъема (4-10°, 11-15°, 16-20°);
6) занятий в группах здоровья;
7) спортивных игр, физкультурных праздников и туризма (в период полного выздоровления).
ЛФК при плоскостопии и косолапости
Косолапость — одна из наиболее частых врожденных деформаций стопы. У мальчиков она встречается чаще, чем у девочек. Стопа приведена кнутри и повернута подошвой кверху и кзади, а тыльной поверхностью — книзу и кпереди. Пятки подняты кверху. Чаще всего косолапость обнаруживается, когда ребенок начинает ходить.
Лечение, начатое с первых дней после рождения и проводимое систематически, позволяет добиться исправления деформации. Существует и приобретенная косолапость, которая возникает вследствие травматического или паралитического воздействия. Неправильная иммобилизационная гипсовая повязка при переломах голеностопного сочленения, повреждение периферических нервов (седалищного и малоберцового) также приводят к развитию косолапости. Свою лепту в приобретение косолапости вносит и полиомиелит. Основное внимание при предупреждение косолапости должно быть обращено на консервативные ортопедические мероприятия: ванны, массаж, физиотерапия, лечебную гимнастику.
К сожалению, приходится констатировать, что, кроме приобретенной косолапости, детей поражает и другой недуг — плоскостопие. Развивается плоскостопие также в раннем детстве или в период половой зрелости, усиленного роста. Благодаря мягкости костей при слабости мышц происходит уплощение свода стопы, при котором внутренний ее край опускается, а наружный поднимается. В результате ребенок опирается не на три костные точки, как должно быть в норме, а на всю поверхность стопы. Из-за этого человек с плоской стопой быстро утомляется. Часто беспокоят боли в стопе и в вышележащих суставах, которые также вовлекаются в патологический процесс.
Для предупреждения плоскостопия рекомендуется лечебная гимнастика, направленная на укрепление мышц, а для облегчения неприятных ощущений при плоской стопе — ортопедические стельки в обуви (супинаторы, которые создают искусственный свод подъемом внутреннего края стопы).
Примерный комплекс упражнений на укрепление мышц при косолапости и плоскостопии
Упражнение 1. Исходное положение — лежа на спине. Руки вытянуты вдоль туловища. Правую ногу согнуть в колене и положить ногу на левую, согнув пальцы (как бы обхватывая колено). Повторить то же с левой ногой. Повтор 6-8 раз.
Упражнение 2. Исходное положение — стоя. Руки вытянуть перед собой, при этом присев на корточки на пальцы ног. Вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
Упражнение 3. Исходное положение — стоя у гимнастической стенки. Ноги поставить на круглый брусок. Удерживать равновесие в течение 20-30 с.
Упражнение 4. Исходное положение — стоя у гимнастической стенки. Встать на квадратный брусок (пальцы ног согнуты, как бы обхватывают брусок). Поднять одну ногу. Постоять 10-15 с. Затем проделать то же самое второй ногой. Время паузы то же.
Упражнение 5. Исходное положение — лежа на животе, руки вытянуты вдоль туловища. Плечи и голову поднять, опираясь на тазобедренный сустав. Носки тянуть от себя.
Упражнение 6. Исходное положение — сидя на полу на коврике. Стопы ног поочередно тянуть на себя: левую — правую. Повторить 20-25 с.
Упражнение 7. Исходное положение — стоя. Руки на талии. Перекатываться с пятки на носок. Выполнять в течение 20-25 с.
Упражнение 8. Исходное положение —- стоя. Руки поднять вверх и потянуться за руками, встав на цыпочки. Время выполнения упражнения — 20-25 с.
Упражнение 9. Исходное положение — стоя на гимнастической лестнице. Держаться руками и встать на цыпочки на перекладине. Повторить 10-15 раз.
Упражнение 10. Исходное положение — стоя. Перед собой положить канат. Шагать по канату, стараясь не соскользнуть стопами с него (желательно, чтобы кто-то поддерживал).
Упражнение 11. Исходное положение — стоя на гимнастической лестнице. Делать приседания, стоя на перекладине сводом стопы. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 12. Исходное положение — стоя у каната. Обхватывать канат руками и ногами, стараться подняться как можно выше с помощью ног.
Упражнение 13. Исходное положение — опора на руки и пальцы ног, выгнув спину. Передвигаться по периметру гимнастического зала (или комнаты).
Упражнение 14. Исходное положение — стоя. В руках скакалка. Прыгать на пальцах ног попеременно то на одной ноге, то на другой, то на двух.
Упражнение 15. Исходное положение — стоя. Ходьба на внутренней и внешней стороне стопы. Время ходьбы 10-15 мин.
Упражнение 16. Исходное положение — сидя на стуле. Перекатывать стопой круглый брусок. Время выполнения упражнения 15-20 с.
Упражнение 17. Исходное положение — стоя на гимнастической стенке. Держаться за перекладину чуть выше плеч. Подниматься по лестнице ногами, не меняя положения рук. Вернуться в исходное положение, также наступая на каждую перекладину. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 18. Исходное положение—стоя на краю ступеньки или на бруске на пальцах. Держась за стену или гимнастическую лестницу, подниматься на носках. Повторить 6-8 раз.