Созревание полостного пищеварения, ферментных систем, участвующих в обмене веществ, совершенствование регулирующей роли нервной системы позволяют детей после первого года жизни переводить на обычное питание. «Жировой» метаболизм сменяется на «углеводный», путь поступления пищи в организм становится чисто энтеральным.
На построение питания влияет ускорение темпов физического, полового и психического развития детей (акселерация). Установлено, что расходование энергии у детей в последние годы значительно возросло. Причем при одном и том же виде деятельности мальчики затрачивают больше энергии, чем девочку, особенно в подростковом периоде. Изменение воспитания и обучения (раннее включение спортивных занятий, обучение трудовым навыкам, увеличение познавательной информации, которую усваивает формирующийся мозг ребенка и др.) требует дифференциального подхода к организации питания детей.
Построение питания детей в условиях коллективного и индивидуального воспитания должно быть дифференцированным. Потребность ребенка в пищевых веществах вследствие специфичности коллективного воспитания оказывается несколько выше, чем в домашних условиях. Питание строится на принципе сбалансированности, под которым понимается уравновешенность состава и количества пищевых веществ и активности ферментов у детей различного возраста. Кроме того, питание должно быть адекватным и соответствовать возрасту.
Детей до полутора лет целесообразно кормить пять раз, а старше полутора лет — четыре раза.
Особенно высокие требования предъявляются к пищевому рациону. Пища должна обеспечивать ребенка необходимым количеством калорий, выдаваться после надлежащей кулинарной обработки и в приемлемой форме. Пища должна быть вкусной, а ее внешний вид возбуждать аппетит. Непривлекательный вид пищи, небрежно сервированный стол вредят нормальной работе пищеварительных желез, срывают ранее образовавшиеся условно-рефлекторные связи и часто являются причиной расстройства аппетита.
С возрастом переваривающая способность желудочно-кишечного тракта ребенка увеличивается, вкусовые восприятия становятся все более дифференцированными. Особенно бурно этот процесс развивается на 2 году жизни, с 3 лет у ребенка появляются любимые и нелюбимые блюда.
Развитие жевательного аппарата позволяет вводить все более твердую пищу, требующую более тщательного пережевывания. Тщательное пережевывание пищи способствует образованию пищевого комка, который хорошо смачивается слюной. В результате пережевывания пищи увеличивается поверхность для ферментативной деятельности.
Пища по консистенции и кулинарной обработке должна соответствовать возрастным особенностям. Для детей 1 года жизни консистенция пищи жидкая, для преддошкольников — пюреобразная, для дошкольников и школьников — кусками. Дозировка пищи должна соответствовать объему желудка ребенка. Суточный объем пищи изменяется с возрастом.
При составлении меню для детей нужно принимать во внимание следующие основные элементы питания: потребность ребенка в пищевых ингредиентах, состав и пищевая значимость различных пищевых веществ, распределение пищи в течение дня, способ ее приготовления и вкусовые качества.
Основные возрастные нормы энергетической потребности в пищевых ингредиентах исчисляются в килокалориях и килоджоулях.
В среднем потребность в энергии детей в возрасте 1—3 лет составляет 100—115 ккал/кг массы (418—481 кДж), в возрасте 4—6 лет — 105 (440 кДж), в возрасте 7—11 лет — 60—70 (251—293 кДж), в возрасте 12—15 лет — 50 (209 кДж).
Белки животного происхождения должны составлять в питании детей в возрасте от 1 до 3 лет 3/4 (75%), от 4 до 6 лет — 2/3 (65%), от 7 лет и старше — 1/3 общей потребности в белке.
Соотношение белки : жиры : углеводы = 1:1:4 нельзя рассматривать как безусловное. Оно может изменяться в связи с индивидуальными особенностями ребенка, состоянием его здоровья.
Для нормального развития организма важно не только количество, но и качество белка, биологическая ценность которого определяется комплексом содержащихся в нем аминокислот.
В белковой составляющей суточного рациона ребенка 40% должны составлять жизненно важные аминокислоты, потребность которых (в мг/кг): гистидин — 32; изолейцин — 90; лейцин — 150; лизин — 150; метионин — 65—85; фенилаланин — 90; треонин — 60; валин — 93; триптофан — 22.
Наряду с абсолютным содержанием имеет значение соотношение отдельных аминокислот: триптофан (1), треонин (4), тирозин (5,5), метионин (3,5), валин (5). В мясе, рыбе, мягком сыре содержится белка около 20 % от массы продукта, в твердых сортах сыра — 25—30 %, в сухом обезжиренном молоке — 30 %, твороге — 10%.
В питании детей особенно большое значение имеет качество жира. До последнего времени считали, что рацион детей, особенно младшего возраста, должен содержать около 75% животного, в основном молочного, жира. Однако в последние годы большое внимание уделяется жирам, содержащим полиненасыщенные жирные кислоты. Жиры, состоящие в основном из ненасыщенных жирных кислот, оказывают действие, сберегающее белки.
В нормах, утвержденных МЗ РФ, указывается, что растительные жиры должны составлять у детей преддошкольного возраста 10%, дошкольного — 15%, школьного — 20% от общего количества жира в суточном рационе; соотношение между количеством белка и жира — в среднем 1:1.
У детей старше 1-го года за счет углеводов должно покрываться 60% суточной калорийной потребности. В основном потребность детей в углеводах должна удовлетворяться за счет полисахаридов, хотя доля легкоусвояемых углеводов (моно- и дисахаридов) остается у детей предшкольного и дошкольного возраста относительно высокой (пища детей этого возраста сладкая).
Усвояемость углеводов достигает 98%. При усиленной физической нагрузке детям 13—15 лет требуется не менее 15 г/кг массы тела углеводов.
Потребность в минеральных веществах у детей различного возраста в настоящее время определена для натрия, калия, кальция, фосфора, магния и др. Менее изучена потребность в микроэлементах.
Набор продуктов для составления суточного рациона детей производится в связи с разным составом их пищевых ингредиентов. Некоторые продукты (хлеб, масло, молоко, мясо, овощи, сахар) обязательно включают в меню ежедневно, другие (сметана, творог, рыба) дают не каждый день. Однако в течение недели входящий в рацион набор продуктов должен быть использован.
Перец, горчица, хрен могут употребляться в малых количествах лишь в питании детей старшего возраста.
При отказе детей от приема незнакомого или нелюбимого блюда следует предложить его сначала в небольшом количестве. Если блюдо хорошо приготовлено, дети постепенно привыкают к нему и съедают порцию полностью.
При выборе продуктов важно правильно сбалансировать питание, учитывая сезон года. При этом следует придерживаться нескольких правил.
1. Различные продукты вводят в рацион постепенно и в определенном количестве. Если вы приучаете ребенка жевать, нужно давать вначале маленькие кусочки, затем большие.
2. Любое нововведение в питании осуществляет мать, если даже обычно ребенка кормит другой человек.
3. Каждый день вводят только одно новое блюдо.
4. Ребенка кормят из одной и той же посуды.
5. При введении новых продуктов выбирают время, когда ребенок здоров и спокоен.
6. Новые продукты вводят в то время, когда ребенок особенно голоден.
Не заставляйте ребенка съедать всю порцию. Он съест столько, сколько ему нужно. Не затягивайте кормление дольше получаса. Не следует делить кормление на части, если ребенок все не съедает. Будьте терпеливы — самостоятельно есть ребенок учится постепенно.