Включение легочного дыхания и перестройка работы сердца начинаются с первым вдохом новорожденного ребенка. В это время за счет дыхания происходят активная оксигенация крови и закрытие плодовых коммуникаций сердца новорожденного. Вначале происходит физиологическое закрытие плодовых сосудистых сообщений между камерами сердца. Закрываются венозный и артериальный протоки, овальное окно. Насосные функции правого и левого сердца переключаются из параллельно работающих в последовательно включенные. Начинают работать в полном объеме большой и малый круги кровообращения. С первым вдохом потребности ребенка в кислороде увеличиваются, нарастают сердечный выброс и системное сосудистое давление крови.
Начало легочного дыхания ознаменовывается увеличением кровотока через легкие в 5 раз. Одновременно в 5—10 раз снижается сосудистое сопротивление в малом круге кровообращения. Со становлением дыхания через легкие начинает проходить 100% крови ребенка, в то время как внутриутробно через легкие проходило нее го 10%. После рождения расширяются легочные сосуды, увеличивается приток крови в левое сердце. Одновременно происходят уменьшение давления в нижней полой вене, перераспределение давления в предсердиях, шунт через овальное окно перестает функционировать. В ряде ситуаций он может сохраняться, при этом наблюдается респираторный дистресс синдром (при пневмониях и других патологических состояниях).
Возможна и другая ситуация, когда сброс крови идет слева направо через овальное окно. Однако этот дефект ликвидируется в течение первых месяцев жизни без врачебных вмешательств. Анатомическое закрытие овального окна происходит в течение нескольких месяцев. У 15—25% взрослых овальное окно остается открытым без каких-либо последствий.
Закрытие аортального (боталлова) протока происходит в основном к 2 месяцам жизни.
Переход на легочное дыхание означает новый качественный скачок в жизни ребенка. Вовлекаются в действие практически все физиологические системы жизнеобеспечения. Ребенок получает возможность осуществления всего потенциала развития и становления организма.
Масса сердца новорожденного равна приблизительно 0,8% массы тела, что относительно больше, чем у взрослого человека. Правый и левый желудочки одинаковые по толщине, их стенки равны примерно 5 мм. Предсердия и магистральные сосуды тоже сравнительно больших размеров (по отношению к желудочкам), чем в другие возрастные периоды.
После рождения происходит дифференцировка тканей сердца. Прежде всего это касается функциональной единицы сердца — миофибриллы. Чем меньше ребенок, тем слабее выражена фибриллярная и поперечная исчерченность миофибрилл. Ядер в мышечных клетках больше, чем у взрослого человека, но они мелкие, малодифференцированные. По мере роста ребенка происходят увеличение толщины миофибрилл, уменьшение количества ядер при увеличении их размеров, появляются септальные перегородки и усиливается поперечная исчерченность волокон.
У детей сердце расположено выше, чем у взрослого человека, что обусловлено высоким стоянием диафрагмы. Большая ось сердца ребенка раннего возраста лежит почти горизонтально. По своей форме сердце напоминает шар. Объем сердца у детей относительно объема грудной клетки больше, чем у взрослого. Сердце ребенка проецируется на позвоночный столб между IV и VIII грудными позвонками. Правый край выступает кнаружи от края грудины, левый край сердца выходит за среднеключичную линию, верхний край сердца находится во втором межреберье. Соответственно, передняя поверхность сердца образована правым предсердием, правым желудочком и большей частью левого желудочка. Верхушка сердца у новорожденного представлена двумя желудочками, с 6 месяцев ее образует только левый желудочек. Проекционно по отношению к грудной клетке она находится у детей до 3 лет в четвертом межреберье, а у детей после 4—5 лет смещается в пятое.
С возрастом происходит и перестройка проводящей системы сердца. У новорожденного она представлена крупными и нечетко контурированными или «разлохмаченными» пучками специализированных на автоматизме волокон. У детей более старшего возраста происходят процессы перемоделирования проводящей системы сердца. Поэтому у них часты нарушения ритма сердца, отмечается меньшая плотность натрия в каналах мембран клеток Пуркинье. Реполяризация волокон Пуркинье у детей возникает значительно быстрее, чем у взрослых, ритм сердца также быстрее.
О формировании функции сердца у детей свидетельствуют пролонгированная перестройка сердца у незрелых и недоношенных детей, вегетативный дисбаланс постнатального периода (периода новорожденности), нестабильность миокарда и удлинение Q—T — интервала на ЭКГ. В период новорожденности высока вероятность инфекционного поражения сердца.
После года происходит интенсивное нарастание массы сердца: к году она удваивается, к 3 годам — утраивается, к 5 годам увеличивается в 4 раза, к 16 годам — в 22 раза.
Масса сердца у мальчиков немного больше, чем у девочек.
На протяжении первых лет жизни происходят поворот и перемещение сердца в грудной клетке. С увеличением массы сердца увеличиваются и размеры магистральных сосудов сердца — аорты И легочной артерии, но темп их роста несколько медленней. Так, если объем сердца к 15 годам увеличивается в 7 раз, то окружность аорты только в 3 раза.
Меняется соотношение окружностей аорты и легочной артерии. Так, в момент рождения легочная артерия шире аорты (окружность аорты 16 мм, легочной артерии 21 мм), в 10—12 лет их просвет сравнивается, а у взрослых окружность аорты начинает превалировать над окружностью легочной артерии (окружность аорты 80 мм, легочной артерии 74 мм).
Кровеносные сосуды у новорожденных имеют относительно тонкую стенку, в них недостаточно развиты мышечные и эластические волокна. Соотношение просвета артерий и вен составляет [Приблизительно 1:1, затем венозное русло растет интенсивней, и к 16 годам постепенно их соотношение достигает 1:2.
Частота пульса зависит от возраста. Имеет место неодинаковая Продолжительность пульсовых волн и интервалов между ними. Чем меньше ребенок, тем пульс чаще.
Это объясняется, во-первых, особенностями гемодинамики сердца, во-вторых, высокими обменными реакциями у детей раннего возраста и, в-третьих, сказывается позднее влияние парасимпатической нервной системы. Последняя обусловливает склонность к ускорению ритма сердца. Большое значение имеет также оценка пульса во время сна или бодрствования ребенка. Во сне пульс замедляется, при бодрствовании он ускоряется.
С возрастом происходит переход ребенка из горизонтального положения в вертикальное, он приобретает двигательные навыки. С этим связано повышение эффективности и экономичности работы сердца. Поэтому пульс становится реже.
Постепенно увеличиваются ударный и минутный объемы сердца. Урежение работы сердца, появление дыхательной аритмии являются показателями замедленного созревания сердечнососудистой системы.
С возрастом нарастает систолическое артериальное давление. Имеется тенденция и к повышению диастолического давления. Среднее возрастное систолическое давление у ребенка равно 90 + + 2n, диастолическое — 60 + n, где n — возраст ребенка в годах. Для детей до года среднее систолическое давление равно 75 + n, где n — возраст ребенка в месяцах. Можно считать, что диастолическое артериальное давление равно показателю систолического давления минус 10 мм рт. ст.
Исследования сердечнососудистой системы
В нормальных условиях жалоб на работу сердца дети и их родители не предъявляют. При кардиальной патологии появляются жалобы на быструю утомляемость при физической нагрузке.
Следующий симптом — одышка, усиливающаяся при физической нагрузке. При прогрессировании сердечной патологии у детей наблюдаются похудание, замедление роста, появляются признаки сердечнососудистой и респираторной недостаточности.
При обследовании детей с заболеваниями сердца обращают внимание на частоту бронхолегочных заболеваний, острые приступы, потерю сознания, беспокойство с одышкой и рвотой. Особенно часто приступы наблюдаются при нарушениях ритма сердца.
Имеют значение сроки возникновения сердечнососудистой симптоматики, а также обстоятельства, вызвавшие эти нарушения.
Осмотр ребенка начинают с оценки сознания, положения тела, реакции на посторонних людей (медсестру и врача). Важно оценить физическое развитие. Осматривают грудную клетку, фиксируя ее деформацию, и пальцы руки на предмет увеличения ногтевых фаланг.
Определяют состояние кожи и слизистых для выявления цианоза. Проверяют пульсацию сонных артерий, набухание шейных вен, наличие отеков на ногах. Сравнивают характеристики пульса на руках и ногах.
Затем определяют видимую пульсацию сердца. При пальпации вначале оценивают пульс: частоту и ритм, наполнение и напряжение. Пальпируют область проекции сердца на переднюю стенку, определяют наличие и характер верхушечного и сердечного толчка. У детей старше четырех лет перкуссия сердца не отличается от перкуссии взрослого человека. У детей до четырех лет используют непосредственную перкуссию. Измеряют границы относительной и абсолютной сердечной тупости.
Затем переходят к аускультации. Обычно выслушивают тоны сердца, соотношения их между собой. Если есть шумы, то проводит дифференциальную диагностику, определяя природу их появления (функциональная или органическая). При поражениях серд-Ш1 важно отдифференцировать эти шумы, дать им характеристику.
Инструментальные исследования
Артериальное давление измеряют тонометром. Манжету накладывают на плечо или бедро. В манжете повышают давление приблизительно до 150 мм рт. ст., при ртом отмечают побледнение периферического участка руки, пережитого манжетой. Постепенно понижают давление в тонометре и одновременно регистрируют появление звуковых толчков (тонов Короткова).
Давление измеряют и ультразвуковым методом при допплерографии.
Рентгенологическое исследование сердца и сосудов проводят В зависимости от выявления той или иной патологии сердца и Сосудов без применения контрастных веществ и с их применением (ангиография).
У детей и подростков имеются особенности электрической активности сердца, регистрируемые на ЭКГ, звуковых явлений сердца, записываемые при фонокардиографии.
Используют для диагностики тахоосциллографию — это регистрация скорости изменения объема ткани или кровеносного сосуда в периоде наполнения их кровью во время систолы и уменьшения наполнения в период диастолы. Наложив на плечо манжету И датчик пульса на область пульсации артерии, записывают осцилляции от манжеты и датчика.
В клинических условиях используют сфигмометрию. Это регистрация движения стенки артерии, возникающего под влиянием давления крови при каждом сокращении сердца.
Применяют и другие методы, например: реокардиографию, поликардиографию, ультразвуковое и ядерно-магнитно-резонансное исследование сердца.
Всегда при заболеваниях сердца исследуют газы крови. В клинических условиях проводят функциональные пробы сердечнососудистой системы по Шелкову, пробу Штани, степ-тест.
Важно выделять степени сердечнососудистой недостаточности:
I степень — симптомов декомпенсации (недостаточности) нет в состоянии покоя, но при кормлении ребенка, при физической нагрузке появляются одышка, цианоз, тахикардия.
II А степень — при левожелудочковой недостаточности одышка и учащение дыхания в покое на 30—50% в минуту, учащение сердечных сокращений в покое на 10—15 % от возрастной нормы. При правожелудочковой недостаточности увеличиваются размеры печени (до 3 см ниже края реберной дуги), урежаются мочеиспускания, отмечается лабильная кривая массы тела.
II Б степень — ритм сердца нарастает еще больше (на 15—20% от нормы), учащается дыхание на 50—70% от нормы, появляются акроцианоз в покое, навязчивый кашель, непостоянные хрипы в легких. При правожелудочковой недостаточности печень увеличивается более 5 см, появляется пастозность (отечность) передней брюшной стенки, поясницы, лица, мошонки (у мальчиков).
III степень недостаточности, или терминальная степень. При левожелудочковой недостаточности картина отека легкого, или состояние предотека с выраженным удушьем, расширением границ сердца, форсированное дыхание, мучительный кашель, частота дыхания увеличивается на 70—100 % от нормы, частота пульса на 30—40% выше нормы. При правожелудочковой недостаточности отмечаются общий отек (анасарка), асцит (жидкость в брюшной полости), увеличение печени и селезенки, больной выделяет мало мочи (олигурия), наблюдается неустойчивый стул, поносы сменяются запорами.