В современной Африке насчитывается более 1 тысячи этносов и более 700 языков коренных жителей. Объясняется подобная этническая и лингвистическая пестрота тем, что большинство народов континента находится еще на стадии формирования народностей. В Европе процесс перерождения племен занял несколько сот лет, а в Африке он протекает на наших глазах начиная со второй половины XX века (см. так же статью «Население Земли«).
К I тысячелетию до н. э. большая часть материка была заселена негроидными племенами, а на крайнем севере — европеоидными. Аридизация климата и наступление пустыни Сахара привели к оттоку из пустынной области Северной Африки значительного населения, переместившегося в западную и центральную часть материка. На рубеже нашей эры началось одно из самых мощных в истории Африки миграционных движений. С территории, расположенной на границе Камеруна и Нигерии и примыкающей к побережью Гвинейского залива, предки современных народов банту начали свое движение на восток, а затем на юг. На территории Южного Заира ими был основан своеобразный «этнический плацдарм», с которого позднее они начали свои походы во всех направлениях, причем один из них привел их практически на свою прародину.
В конце прошлой эры началось заселение острова Мадагаскар. С востока сюда пришли монголоиды, выходцы из Юго-Восточной Азии, а с запада — негроиды с материка. В результате их смешения и образовались современные малагасийцы.
Начало нашей эры прошло в Северной Африке под знаком завоевательных походов арабов, сопровождающихся переселением кочевых арабских племен. На картосхеме видно, какой большой ареал расселения был характерен для бушменов и готтентотов. В результате европейской колонизации, начавшейся с переселения сюда выходцев из Голландии, они были в основном уничтожены, а часть мигрировала в совершенно ненужную европейцам пустыню Калахари.
Язык африканских стран
Несмотря на огромную этническую и языковую пестроту в Африке, в обобщенном виде можно говорить о том, что большая часть заселена народами, говорящими на нигеро-кордофанских и семито-хамитских языках.
Об этнической сложностях большинства африканских стран можно судить на примере Нигерии.
200 различных языков и диалектов. Постоянные конфликты между тремя крупнейшими народностями: хуаса, йоруба, ибо (вместе они составляют почти 2/3 населения). Есть крупные племена, но есть и такие, которые умещаются в одном-двух деревнях. О принадлежности к каждому из них раньше легко было судить по татуировке и племенным знакам на лицах или груди. Сегодня люди пользуются несколькими языками (особенно в городах): одним – дома, другим – на работе, третьим – на рынке. Власти даже пытались создать искусственный язык, общий для всей Нигерии, — «гуоса», но из этой затеи ничего не вышло. Было принято решение, что в делопроизводстве можно использовать английский или один из трех языков крупнейших народностей страны.
В Африке часто официальным являлся язык той страны, чьей колонией была данная африканская страна. Наиболее распространены в Африке в качестве официальных три языка. Из 55 стран Африки в начале 90-х гг. в 17 — французский (в 4 из них вместе с арабским), в 16 странах — английский (в 9 с местными языками), в 11 странах — арабский (в 4 — вместе с французским). Понятно, почему французский и английский являются самыми распространенными официальными языками — большая часть африканских стран до недавних пор была колониями Франции и Англии. Только лишь в 1/5 всех африканских стран официальным является один из языков коренного населения.
Этническую и лингвистическую пестроту в Африке дополняет и картина распространения религий. К настоящему времени наиболее распространены три группы религий.
До I тысячелетия н. э. в Африке почти везде преобладали традиционные культы и верования. Только во II в. н. э. в Египет проникло из Юго-Западной Азии христианство, но широкого распространения в ту пору не получило, за исключением Эфиопии. С X—XI вв. вместе с арабскими завоевателями стал широко распространяться ислам. Проникновение европейцев в Африку сопровождалось и их религиозным наступлением. Португальские католики-миссионеры были «пионерами» широкого проникновения христианства (начиная с XV в.).
Ислам более всего (и очень компактно) распространен на севере. Здесь, во многих странах почти все население — мусульмане. Большая часть центральной, южной и «кусочек» западной Африки представляет собой территорию, в которой в разных сочетаниях параллельно сосуществуют христианство и местные религиозные течения. Больше всего приверженцев местных религий в Либерии и Центральноафриканской Республике (примерно по 3/4 от общего числа верующих). В маленьких островных государствах — Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи практически все население — христиане. Из более крупных государств христианство значительно преобладает в Намибии, Лесото, Экваториальной Гвинее. Уникален Маврикий: более половины его населения — индуисты. Эту религию исповедуют потомки людей, вывезенных для работы на местных плантациях сахарного тростника в XIX-XX вв.