География
Израиль, расположенный на восточном побережье Средиземного моря, представляет собой неширокую полосу земли, граничащую на севере с Ливаном, на востоке — с Сирией, Западным берегом реки Иордан и Иорданией, на юго-западе — с Египтом, а на юге его омывают воды Красного моря. После недавнего отвода вооруженных сил появился новый участок границы с сектором Газа — узкой полоской территории, протянувшейся вдоль средиземноморского побережья от Синайского полуострова и оканчивающейся южнее израильского города Ашкелон.
Климат и рельеф территории Израиля на севере и юге, а также на востоке и западе заметно различаются. На плодородной равнине, протянувшейся вдоль побережья Средиземного моря, стоят два из трех главных городов страны: Тель-Авив — Яффа, который называют «городом, который никогда не засыпает», и спокойная Хайфа, расположенная в 85 км севернее на красивейших склонах и гребне горы Кармель. Хайфа — это порт, через который открывается дорога в Галилею, где среди холмов растут леса и оливковые рощи. Самой низко расположенной точкой Галилеи считается Галилейское море, лежащее ниже уровня моря. В Израиле нет гор, только холмы.
Иерусалим, духовная столица Израиля и место нахождения его правительства, удобно устроился среди Иудейских холмов, о которых говорится в Библии, в 59 км восточнее Тель-Авива. Восточнее Иерусалима находится Иудейская пустыня, которая постепенно спускается к Мертвому морю, самой низко расположенной точке на Земле, и начинается Великая рифтовая долина, или долина Великого разлома, который идет в южном направлении через Африканский континент до Мозамбика.
В 115 км южнее Тель-Авива стоит Беершева, столица пустыни Негев. Если проехать еще 241 км дальше на юг, через пустыню, то в самой южной ее точке расположен порт и курортный город на берегу Красного моря — Эйлат.
Климат
В Израиле царит средиземноморский климат с жарким, засушливым летом и мягкой зимой. В период межсезонья могут идти сильные дожди, особенно на севере и в центральных районах страны. С апреля по октябрь дневные температуры колеблются в промежутке от 23 до 30 °С. Самые жаркие месяцы — июль и август. С ноября по март температура составляет 15-20 °С. В зимнее время территория страны, начиная с северной Галилеи и до севера пустыни Негев, покрывается густой зеленью. Маловероятно, что вам удастся увидеть здесь зимой снег, хотя иногда он выпадает в Иерусалиме или на Голанских высотах. В редкие периоды, когда из пустыни дуют сухие и горячие ветра, которые называются хамсин (или шарав, на иврите), отмечается существенный подъем температуры. Это случается чаще всего в самом начале лета и осенью.
В Иерусалиме, по сравнению с прибрежной равниной, климат более холодный, особенно по вечерам, и менее влажный. В Эйлате всегда теплее. Там даже в зимнее время светит мягкое и приятное солнце, под которым нежатся как израильтяне, так и иностранные туристы. Впрочем, такая же ситуация складывается и на курортах Мертвого моря.
Диаспора
История расселения евреев вне территории Израиля долгая и сложная. Этим вопросам посвящены многочисленные издания. Удивительно, но разрушение культа почитания Храма привело к возникновению совершенно новой формы религиозной и социальной сплоченности — раввинского иудаизма, системы законов и обычаев, восходящих к схоластическим традициям фарисеев.
Почти два тысячелетия, начиная с 135 г. н.э., евреям пришлось жить среди других наций в качестве необычного меньшинства. 4 Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион отмечал: «Нам удалось сохранить Книгу, а Книга сохранила нас!». В христианском мире евреи практически постоянно подвергались преследованиям и гонениям. Гораздо лучшей была их жизнь в мусульманских странах — «Золотой век» в мусульманской Испании считается кульминацией еврейской истории. Естественно, что в различные времена и в разных местах еврейские меньшинства переживали периоды мира, спокойствия, благоденствия и культурного развития. А в это время на Земле Исраэля сменилось много правителей, каждый из которых имел собственные намерения.
Сионизм
Сионизм как понятие был утвержден в 1890 г. Еврейским национальным движением, ставившим своей целью установление независимого еврейского государства в Палестине. «Сионом» первоначально назывался холм в Иерусалиме, на котором царь Давид соорудил Первый Храм. Но со временем слово превратилось в синоним самого Храма, города и всей Святой земли.
В XVIII веке среди представителей философской мысли Европы стала закрепляться идея о социальной толерантности и о том, что евреи могут на равных принимать участие в социальной жизни. Но эти свободы обернулись новыми сложностями, когда уравненные в правах евреи Западной Европы стали проникать в средний класс и осваивать престижные профессии. Светский европейский национализм породил как современный, «научно обоснованный» расизм, так и мистически-националистические формы антисемитизма. В XIX веке стало усиливаться понимание того, что спасение евреев может быть только в независимом отечестве. Все сильнее стало проявляться стремление вернуться на земли Сиона. Первоначально сионистское движение, возглавляемое Теодором Герцлем, не имевшее в те годы никакого ясного плана, начало разрабатывать политическую программу по обретению суверенных прав на Эрец Исраэль.
Войны и оккупация
Борьба за выживание оказывала и продолжает оказывать глубокое воздействие на психологию израильтян. Все время, за единственным исключением (ведения войны 1982 г. в Ливане), израильтяне были единодушны в отношении угроз существованию страны и не сомневались в том, какая судьба им будет уготована в будущем, при условии, что они притупят бдительность.
В отношении оккупированных территорий такого единомыслия не наблюдается. На протяжении времени идея «великого Израиля», исповедуемая правыми, стала постепенно размываться. В наши дни существуют разнообразные точки зрения на этот вопрос. Незначительное меньшинство ультраправых продолжает цепляться за максимально возможное расширение территории страны. Но большинство согласно прекратить оккупацию территорий, за исключением Восточного Иерусалима и Старого города, и сохранить только те территории, которые имеют жизненно важное значение для обеспечения безопасности Израиля. Есть еще незначительное меньшинство левых, которые выступают за возврат к границам 1967 г. с минимальными изменениями.
Религия
Обычно считается, что еврейское население Израиля состоит из двух групп, верующих и светских, причем последние преобладают. На самом деле, израильских евреев можно разделить на четыре группы. Самую малочисленную составляют ультра ортодоксальные евреи, которые носят черные шляпы и одеты в черные пальто. Согласно опросу 1995 г. они составляли около 8 процентов населения. Они не подлежат призыву в армию и поддерживают собственные политические партии, отличающиеся от всех остальных скорее по форме, чем по содержанию. Религиозные партии в парламенте обладают существенной властью. Из-за своей меньшей заинтересованности в общем состоянии дел, они считаются потенциально гибкими партнерами для коалиций. Их, в основном, интересуют деньги для финансирования своих школ, благотворительных учреждений и проектов, связанных с социальным обеспечением своих общин. Получив средства на эти цели, они остаются вполне удовлетворенными.
Следующие две группы состоят из религиозных сионистов. Входящие в них мужчины носят вязаные кипы (своего рода тюбетейки немного округленной формы) (rippot) и тщательно соблюдают догматы и традиции иудаизма, которые толкуются их рабби. В том же опросе отмечалось, что они составляли около 17 процентов населения. Они служат в армии, где часто занимают высокие должности и имеют высокие звания. На политической арене они поддерживают партии правого крыла. Большая часть поселенцев, эвакуированных из сектора Газа, принадлежала к этой группе.
Третью и самую многочисленную группу составляют так называемые «традиционалисты». Их насчитывается около 55 процентов населения. Они следуют привычкам и традициям, которые соответствуют их образу жизни. Они знакомят своих детей с традициями и выступают против формальных преобразований (затрагивающих внешнюю сторону) в иудаизме, считая, что они могут оказать отрицательное воздействие. В глубине сознания они убеждены, возможно, в том, что уже на протяжении более чем двух тысячелетий у цельного и неизменного иудаизма сохраняются его адепты, а останутся ли они у него после выхолащивания его сущности, остается под вопросом. Что плохого в том, чтобы оставить в религии все как есть?
И, наконец, имеются миряне, которые, на самом деле, не настолько светские, как заявляют об этом. Согласно опросу, религиозные и традиционные обряды иудаизма очень сильно вторгаются в нецерковную жизнь израильтян. Практически каждый мужчина-еврей обрезан, а практически во всех, без исключения, еврейских домах имеется медуза (небольшой пергаментный свиток с молитвой, убранный в футляр), прикрепленная к дверному косяку. Только менее 20 процентов израильских мальчиков-евреев в возрасте тринадцати лет не праздновали бар-мицва, только менее 20 процентов не соблюдают иудейских традиций при вступлении в брак и погребении, а 95 процентов всегда или временами принимают участие в ежегодном праздновании еврейской Пасхи. Некоторые светские евреи, как ни странно, постятся в Судный день (Йом-Кипур), а треть опрошенных всегда или временами соблюдает законы кашрута (кошерного питания) у себя дома. Представители мирского населения поясняют, что подобная непоследовательность связана, скорее, с фамильными ценностями, чем с убеждениями. Возможно, что это и так, по более 87 процентов израильтян-евреев верят в существование Бога, а приблизительно такая же часть их убеждена в правдивости того, что Десять Заповедей были даны Моисею на горе Синай. А это уже не имеет никакого отношения к семейным ценностям. Эти статистические данные были получены известным Израильским институтом прикладных социальных исследований имени Гутмана и впервые были опубликованы в 1993 г.
Интересно то, что практически все израильские видные политические деятели, бизнесмены, представители свободных профессий и академической пауки являются выходцами из так называемой группы светских представителей еврейского населения. В своем большинстве они представляют собой выходцев или потомков иммигрантов из Восточной и Центральной Европы. Во многом именно благодаря этим людям, их ответственности, влиянию, связям и знанию языков сложился образ Израиля как либерального, свободного общества, лишенного предрассудков.
У всех израильских меньшинств — арабов, мусульман и христиан, друзов, черкесов и христиан-неарабов, приверженцев различных церквей, от армянской до мормонов, — имеются свои церкви и возможности для отправления религиозных обрядов.
Религиозные движения евреев-реформистов и консерваторов, распространенные в диаспоре, также дополняют религиозный плюрализм Израиля, но по причинам, описанным выше, не могут получить особого развития в стране.
Кашрут
Эта религиозность оказывает на гостей очень незначительное влияние. Наиболее сильно она проявляется в иудейских правилах питания кайфу те, и в соблюдении шаббата. Кошерные законы питания запрещают употребление помимо всех видов продуктов питания, содержащих свинину, также моллюсков и рыбы, не покрытой чешуей, а также требуют строго разграничивать мясо и молоко при приготовлении и на столе. Молочные продукты не могут подаваться после мяса. В кошерных ресторанах подают или мясное, или молочное меню. На практике это означает, что после мясного блюда вам уже нельзя заказать мороженое, или десерт со взбитыми сливками, или кофе с молоком. В отелях, расположенных в религиозных местах, строго придерживаются кошерных законов. Завтраки, по традиции, основываются на молочных продуктах, поэтому, если вы планируете съесть на завтрак что-либо мясное, будете разочарованы. С точки зрения большинства туристов, обильные «шведские столы» в израильском стиле с большим выбором салатов, сыров, яиц, копченой рыбы, разных видов хлеба, выпечки и вкуснейших молочных продуктов вполне достаточны. Но если вы истосковались по жареному бекону и ветчине, то без труда найдете некошерный ресторан недалеко от своей гостиницы и в местах, часто посещаемых туристами.
Строгое соблюдение предписаний шаббата Шаббат начинается с закатом солнца в пятницу и продолжается вплоть до захода солнца в субботу. С точки зрения верующих людей шаббат представляет собой день отдыха. В шаббат запрещено водить автомобиль, готовить на кухне и выполнять любую работу — отвечать на звонки по телефону, зажигать и выключать свет и прочие электроприборы. Кое-кто даже отказывается нажимать кнопку вызова лифта. В отелях в шаббат целый день электронно-программируемые лифты автоматически двигаются вверх-вниз, останавливаясь на каждом этаже. Не работает общественный транспорт (за исключением Хайфы), магазины закрыты до заката. Лишь только за пределами города могут работать торговые центры. Но пляжи открыты, так же как и многие развлекательные центры, кафе, клубы и некошерные рестораны. В Иерусалиме доступ на некоторые территории может оказаться закрытым ультраортодоксальными евреями.
Не следует планировать на субботы поездки на автобусах или поездах, а также походы по магазинам. Также не стоит удивляться тому, что ваши религиозные друзья или компаньоны не будут вам звонить или отвечать на ваши телефонные звонки в это время.
Театр
Каждую неделю в Израиле можно увидеть, по крайней мере, восемьдесят театральных постановок, которые ставятся на сценах сорока театров и других площадках. Из них около шестидесяти играются в двадцати театрах Тель-Авива. Национальный театр «Хабима», который был основан Нахумом Цемахом в 1917 г. в Москве и переехал в Израиль в 1931 г., и Новый театр «Камери» являются репертуарными театрами и на протяжении недели играют несколько спектаклей. Чаще всего ставят самые известные западные мюзиклы и классические пьесы, а также мюзиклы и пьесы израильских драматургов на классические и местные сюжеты. В театре «Камери» в ходе представления можно слушать синхронный перевод на английский язык. Как правило, занавес поднимается в 20.30.
Музыка
Еженедельно можно послушать более двадцати концертов классической музыки. Они организуются в церквах и в двух основных концертных залах — «Зрительном зале Манн» (Mann Auditorium) в Тель-Авиве, где располагается Израильский филармонический оркестр, и Иерусалимском международном центре собраний Гейхал ха-Тарбут (Heichal Hatarbut). На этих сценах выступают с гастролями музыканты и знаменитые израильские солисты — Пинхас Цукерман, Шломо Минц, Даниэль Баренбойм и Ицхак Перлман. Оперы ставятся в Тель-авивском центре исполнительских видов искусства в разное время года. В летнее время они также ставятся в отреставрированном римском амфитеатре в Кесарии.
В Израиле очень любят народную и популярную музыку. Среди бывших и настоящих исполнителей, композиторов и поэтов следует назвать Наоми Шсмер, Эхуда Банай, Шошану Дамари, Яфу Яркони, Арика Эйнштейна, Шалома Ханоха, Дэйвида Броза и Ахипоам Нини. В популярных песнях звучат воспоминания о первых днях образования государства, вспоминаются войны, победы и поражения. Эти песни воспевают героизм, мечты о мире, простые радости и разочарования повседневной жизни и, конечно, любовь.
Танцы
На разнообразных площадках по всей территории Израиля можно увидеть представления классического балета и современного танца в исполнении местных и зарубежных танцевальных коллективов. И культурном центре Сьюзен Даллал (Suzanne Dellal Centre) в Неве Цедеке в Тель-Авиве располагается база балетной труппы «Бат-Шева». Балетные представления также даются в римском амфитеатре в Кесарии.
Израильтянам очень нравятся народные танцы, поэтому группы народного танца можно встретить по всей стране.
Другие виды развлечений
По всей стране можно увидеть различные представления. Эти шоу представляют собой танцевальные программы, чтение стихов, драматические постановки, джазовые представления, прогрессив-рок, оперетту, эстрадные сатирические представления, кабаре, концерты популярной израильской музыки, а также выступления русских и евангелических певцов. Помимо этого в Израиле имеются цирки, театры кукол, готовятся специальные программы, ориентированные на детей разных возрастов. Большинство представлений для взрослых начинаются в 21.00 и проходят в небольших театральных залах, кафе-барах, клубах, разнообразных центрах и зрительных залах. Множество представлений идут на английском и других языках.