Машиностроение является ведущей отраслью промышленности — как по величине (около 1/2 всех занятых и около 1/4 валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства зависит от того, какими машинами, приборами, оборудованием пользуются их работники. Поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление его продукции — необходимое условие прогресса во всем народном хозяйстве.
Отрасли машиностроения
Машиностроение — отрасль, чрезвычайно сложная по своей структуре. В статистике выделяются следующие отрасли машиностроения:
— энергетическое;
— металлургическое;
— горношахтное и горнорудное;
— подъемно-транспортное;
— электротехническое;
— химическое;
— производство нефтепромыслового и бурового геологоразведочного оборудования;
— производство нефтегазоперерабатывающего оборудования;
— станкостроительная и инструментальная промышленность;
— приборостроение;
— автомобилестроение;
— тракторостроение;
— сельскохозяйственное машиностроение;
— машиностроение для животноводства и кормопроизводства;
— строительно-дорожное машиностроение;
— авиастроение;
— судостроение;
— производство оборудования для легкой и пищевой промышленности и ряд других.
Машиностроительный комплекс потребляет 40% черных металлов и основную часть цветных металлов. Поэтому предприятия, производящие металлоемкие машины и оборудование (например, металлургическое), тяготеют к районам производства металла. Другие отрасли машиностроения (и их большинство) в большей степени тяготеют к районам сосредоточения квалифицированной рабочей силы. Но и тем, и другим крайне необходимо удобство транспортных связей, поскольку для предприятий машиностроения характерно широкое развитие как специализации предприятий (подетальной — на выпуске отдельных узлов, предметной — на выпуске готовых изделий и технологической — на выполнении одной из операций), так и ее обратной стороны — кооперирования (связей между предприятиями, совместно выпускающими готовую продукцию). Например, современные крупные автомобильные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющими «по кооперации») отдельные детали, узлы, материалы, а судостроительные заводы и авиационные заводы — с тысячами межников. Поэтому главное условие успешной работы машиностроительных предприятий — бесперебойное снабжение их всем необходимым.
Рассмотрим теперь размещение отдельных отраслей машиностроения. Для «тяжелого» (металлоемкого) машиностроения характерно размещение вблизи металлургических баз и районов потребления продукции. Так производство оборудования для черной металлургии и горнодобывающей промышленности сосредоточено на Урале, в меньшей степени — в Сибири (например, экскаваторный завод в Красноярске, предназначенный выпускать технику для разработки углей Канско-Ачинского бассейна). Крупнейшим заводом является «Уралмаш» в Екатеринбурге, выпускающий прокатные станы, шагающие экскаваторы, гидравлические прессы, буровое оборудование и так далее.
Еще один сгусток таких предприятий представлен заводами Петербурга (сформировавшимися до революции на привозном металле), где велика роль энергетического машиностроения (а на Ижорском заводе — производство оборудования для атомных электростанций). Новый центр атомного машиностроения — завод «Атоммаш» в городе Волгодонск Ростовской области.
Тяжелые станки и кузнечнопрессовое оборудование выпускаются в Ульяновске, Новосибирске, Воронеже и в Коломне Московской области. Паровые котлы для тепловых электростанций и котельных выпускают в Барнауле, Таганроге, Белгороде и Подольске Московской области.
Менее металлоемкие отрасли машиностроения размещаются более свободно; их размещение чаще всего объясняется тем, что «исторически так сложилось». Это выражение — почти универсальный ответ на классический вопрос географии: «Почему это здесь находится?» Анализируя лишь сегодняшнюю ситуацию, на этот вопрос чаще всего не ответить; корни надо искать в прошлом: мы не свободны в своих решениях сейчас, поскольку многое решили уже наши предки. Например, локомотивостроение возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны — в Центральном районе; и сейчас именно там производят тепловозы (в Коломне, Калуге, Брянске, Людиново Калужской области и Муроме Владимирской области); а производство электровозов возникло в Новочеркасске Ростовской области.
Тракторостроение начало развиваться в начале 1930-х годов в районах «сплошной коллективизации» (степные районы, имеющие наибольшее значение для заготовок зерна). Поэтому первые тракторные заводы в России были построены в степной зоне, но при этом вблизи металлургических баз — в Челябинске и Волгограде. По числу выпускаемых тракторов завод в Волгограде остается самым мощным (около 60 тысяч штук в год из 210 тысяч з России в 1990 г.). Другие центры тракторостроения — Липецк 40 тысяч), Владимир, Челябинск и Рубцовск Алтайского края по 30 тысяч), Петербург (20 тысяч) и Петрозаводск (где производят в год около 10 тысяч тракторов для лесозаготовительной промышленности). Недавно построенный завод промышленных тракторов в Чебоксарах выпускал их очень мало (1,5—2 тысячи).
Производство сельскохозяйственных машин, как правило, тяготеет к районам потребления. Например, льноуборочные комбайны производят в городе Бежецк Тверской области, картофелеуборочные — в Туле и в Рязани, силосоуборочные — в Люберцах Московской области.
Особенно много производят зерноуборочных комбайнов (но их качество невысоко, и в совокупности с плохой эксплуатацией это ведет к выходу их из строя через несколько лет работы). Их общее производство в середине 1980-х годов превышало 110 тысяч штук в год, в том числе на заводах «Ростсельмаш» (Ростов) и Таганрогском комбайновом (в Ростовской области) — 90 тысяч. Другие центры были гораздо менее мощными: Красноярский завод — 15 тысяч штук и Биробиджан (в Еврейской автономной области) — 3 тысячи рисоуборочных комбайнов.
Производство автомобилей в России возникло вначале в Центральных районах. В конце 1980-х годов из 700 тысяч грузовых автомобилей в год в Москве выпускалось 170—190 тысяч, в Нижнем Новгороде — 210—230 тысяч. Самый современный Камский автозавод (в городе Набережные Челны, в Татарии), построенный в 1970-е годы, имеет проектную мощность 150 тысяч машин в год, но выпускал 70—80 тысяч. Менее крупные заводы (на 20—40 тысяч машин в год) расположены в Ульяновске, Саранске и в ряде городов Урала (Миасс, Ижевск, Сверд-ловск-44).
Из 1200—1100 тысяч легковых автомобилей более половины (более 700 тысяч) выпускал Волжский автозавод в Тольятти (ВАЗы), по 130—150 тысяч — автозаводы в Москве и Ижевске («Москвичи»), 70 тысяч — в Нижнем Новгороде («Волги») и 50 тысяч — в Ульяновске (вездеходы-«УАЗы»).
Для наиболее наукоемких отраслей машиностроения характерно тяготение к крупным городам. Например, авиазаводы расположены в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Воронеже, Новосибирске; в Москве и Подмосковье, Самаре, Омске сосредоточено космическое машиностроение.