Подетальная специализация стран
Подетальная специализация является высшей и самом сложной формой международной специализации, представляющей собой кооперирование. Подетальная специализация по лучила развитие только в эпоху НТР, с углублением эконом и ческой интеграции как в капиталистических, так и в социалистических странах.
Собственно кооперирование в международных экономических отношениях определяется лишь как определенная организационная форма подетальной специализации. Обычно выделяют две формы организации кооперирования: 1) подрядное (когда есть одна ведущая, головная фирма-производитель, обеспечивающая подрядными заказами своих партнеров-смежников); 2) кооперирование при совместном производстве (в этом случае фирмы-участницы являются равными партнерами). Международное подрядное кооперирование широко практикуют крупные автомобильные фирмы («Форд», «Дженерал моторс» и др.). Кооперирование другого вида можно увидеть на примере выпуска западноевропейских аэробусов.
Рассмотрим, как действует с точки зрения географии международная подетальная специализация или кооперирование на примере ведущих американских автомобильных компаний.
В географии производственного комплекса «Форда» в Западной Европе упор сделан на четыре страны — Германию, Великобританию, Бельгию и Испанию. В каждой из этих стран производятся различные детали, узлы и осуществляется сборка готовых автомобилей. По существу, европейский «Форд» является самостоятельным (с технологической точки зрения) производственным комплексом.
Специфика кооперационной деятельности «Дженерал моторс» состоит в том, что у компании существует несколько производственных «ядер», имеющих в своем составе предприятия как полного технологического цикла, так и сборочные: Северная Америка, Южная Америка, Западная Европа, Тихоокеанский регион. В каждом из них выбрана одна «базовая» страна, в которой предприятия выпускают все необходимые детали и узлы для сборочных заводов, расположенных в соседних странах.
В производстве аэробусов участвует ряд стран Западной Европы.