Распространение религиозных идей
Эпоха развития производящего аграрного хозяйства сопровождалась мощными миграционными потоками, оказавшими большое влияние на заселение регионов мира. Параллельно шло распространение культуры в том числе и религиозной.
В VI в. до н. э. на территории современной Северо-Восточной Индии, в предгорьях Гималаев, на границе с Непалом жил отшельник по имени Гаутама, проповедовавший идеи безграничного терпения. Прозревший к 30 годам проповедник стал Буддой, что значит «просветленный», т. е. «осененный особым откровением относительно проблем страдания и смерти». Согласно воззрениям буддизма жизнь представляет собой непрерывную цепь страданий, преодолеть которые можно путем отрешения от всего мирского. Распространение буддизма на первых порах было весьма ограниченным и до начала нашей эры охватило в основном лишь полуостров Индостан.
Почти в то же время в среднем течении реки Инд зародилось ещё одно религиозное течение, получившее наименование индуизм. Жесткое деление на касты (т. е. группы людей), учение о перевоплощении души за хорошее или плохое поведение — вот основные догматы индуизма, заимствованные из древних религий Индии и из буддизма.
Как видно из рисунка, в дальнейшем буддизм широко распространился на востоке Азии, причем это не было связано с миграцией населения.
В III-VI вв. н.э. под влиянием природных и экономических факторов происходило крупное восточноазиатское переселение народов, которое охватило всю территорию Китая и Монголии и привело к формированию в дальнейшем современного китайского населения. В это же время шло распространение истинно китайских религиозно-этнических учений – даосизма и конфуцианства, возникших гораздо раньше. Даосизм получил наименование от китайского корня «дао» — путь, а конфуцианство – по имени его основателя Конфуция.
В их основе лежит признание естественного пути в развитии окружающего мира и поведении людей.
Позднее проникший на территорию Китая буддизм вместе с даосизмом и конфуцианством «перекочевали» через Корею в Японию. Проникновение их было связано в первую очередь с отсутствием в то время корейской и японской письменности. Вместе с китайским языком пришли и китайские религиозные учения.
На основе «иностранных религий» в VI—VII вв. н. э. началось формирование японского религиозного течения — синтоизма (в переводе означает «путь богов»). С того далекого времени синтоизм и буддизм благополучно сосуществуют вместе, и все верующие японцы являются одновременно и синтоистами и буддистами.
В начале VIII в. небольшое, но крепко сплоченное войско арабов (см. статью «Мусульманские государства«), проживавших в то время лишь в Аравии, захватило огромные территории от Пиренейского полуострова до Средней Азии. Арабы интенсивно смешивались с местным населением, что в дальнейшем привело к формированию различных современных арабских народов. Широко распространялась культура арабов — их язык и религия. Арабская религия — ислам, что в переводе означает «покорность». Ислам возник на просторах Аравийской пустыми, где только жесткие нормы повиновения и подчинения могли обеспечить выживание. Абсолютное повиновение воле бога (аллаха) не случайно является главной заповедью ислама.
Ислам распространялся не только арабскими завоевателями. На территорию Южной и Юго-Восточной Азии его идеи принесли арабские купцы. Главные направления распространения ислама показаны на рисунке.
В XIII-XV веке не менее крупные территориальные захваты осуществили монгольские завоеватели. Их войско осуществляло походы во всех направлениях, и ко второй половине XIII века различные монгольские государства занимали огромные пространства от Черного моря до Японского и от Индийского океана до Забайкалья. Однако период процветания был недолгим, и уже в XIV в. начинается распад монгольских государств. Уже к XVI в. к монголам дошел буддизм в виде его ветви — ламаизма. Ламаизм сложился на основе буддизма в Тибете в VII-IX вв.
В V-X вв. Европу охватило великое переселение народов, сыгравшее исключительно важную роль в формировании национального состава населения региона.
XV—XVIII вв. — период бурного развития Европы. Великие географические открытия привели к последующим мощным заокеанским миграциям из Европы в Америку и Австралию.
Нет надобности говорить о том, когда возникло христианство — мы живем по календарю, летоисчисление в котором ведется от рождества Христова. Христианство своим происхождением тесно связано с более древним иудаизмом, возникшим еще в VII в. до н. э. Позднее христианство и иудаизм начали свое проникновение в Европу. Преследование евреев со стороны европейской аристократии и католического духовенства и их религии иудаизма с начала XI н. привело к значительному изменению его распространения.
Европейские границы христианство перешагнуло в XVI в. вместе с потоком заокеанских миграций.
Христианство недолго было единым. После распада в IV в. Римской империи выделилось православие. Формальный раздел на православную и католическую церковь произошел позднее — в XI в. Сложное социально-экономическое и политическое развитие в средневековой Европе привело к выделению в XVI в. внутри католицизма различных протестантских направлений. Подобная картина сохраняется и до настоящего времени.