Производство в Латиноамериканских странах
При характеристике всемирного хозяйства и Азии уже говорилось о развивающихся новых индустриальных странах. Их главная особенность — большая доля обрабатывающей промышленности в валовой продукции и экспорте страны. Азиатские страны изначально ориентировали развитие своей обрабатывающей индустрии на внешние рынки, придавая ей ярко выраженную экспортную направленность.
Латиноамериканские страны сначала пошли другим путем, поставив для себя задачу удовлетворения внутренних потребностей собственным производством. По сравнению с азиатскими странами латиноамериканские имели большую численность населения, более крупные масштабы экономики, т. е. обладали значительным внутренним рынком. Подобный тип индустриализации получил наименование «импортозамещения», т. е. замены импортных товаров отечественными на внутреннем рынке. Этот путь характерен для т. н. догоняющих стран, вставших на рельсы индустриального развития, но значительно отстающих от мировых лидеров.
За три десятилетия (начиная с 60-х гг.) крупнейшие страны за счет собственного производства стали покрывать внутренние потребности в продукции обрабатывающей промышленности на 70-90%. Перу и Уругвай — на 70%, Колумбия, Чили и Мексика — на 80%, Бразилия и Аргентина — на 9/10. Даже по машинам и оборудованию эта доля составляла более чем 2/3. Развитие обрабатывающей индустрии шло по классической схеме.
Наибольшие масштабы и высокий уровень развития обрабатывающей промышленности были достигнуты в крупнейших странах — Мексике, Аргентине и особенно в Бразилии. В Бразилии уже в начале 80-х гг. был налажен выпуск даже сложной военной техники — танков, подводных лодок, самолетов, реактивных снарядов и т. д.
О высоких темпах развития индустрии можно судить на примере металлургии. За 80-е гг. выплавка стали почти удвоилась, достигнув 45 млн. т. Крупнейшие производители стали в начале 90-х гг. выплавляли (в млн. т): Бразилия — 23 и Мексика — 8. Быстро растущее машиностроение получило отечественный конструкционный материал. Значительно увеличился экспорт стали. Быстро развивалось алюминиевое производство, а Бразилия вышла на четвертое место в мире по выплавке этого металла.
Импортозамещение не означало, что возникало чисто национальное производство. Часто импорт какой-либо продукции заменялся на ее производство той же зарубежной компанией, но уже на латиноамериканской земле. В целом это было выгодно, т. к. появлялась возможность создания современного производства, увеличения занятости населения (см. так же статью «Население Земли«), подготовки отечественных кадров, да и продукция оказывалась дешевле импортной. «Избыточная» часть товаров могла экспортироваться. Классический пример — автомобильная промышленность, которая начиналась с автосборки из импортных деталей и узлов. Позднее было налажено производство комплектующих частей на месте, развилось международное кооперирование. В начале 90-х гг. Бразилия ежегодно производила 1 млн. автомобилей, причем по выпуску грузовых машин и автобусов заняла пятое место в мире. В Мексике упор был сделан на производство легковых автомобилей: страна вплотную подошла к первой десятке мира. Обе страны стали мощными центрами автомобильного производства и сбыта для американских, европейских и японских компаний. Немецкий автомобиль, произведенный в Бразилии, ввозимый, например, и в Колумбию, облагается меньшими налогами по сравнению со своим европейским аналогом.
Развитие обрабатывающей промышленности сопровождалось ростом традиционного производства минерального сырья и аграрной продукции. Латиноамериканские страны сохранили свое лидерство по многим позициям.
Несомненные выгоды импортозамещающей политики сначала закрывали ее негативные моменты. Главный недостаток состоял в создании для отечественных предприятий чрезвычайно льготных, даже «тепличных» условий, ограждающих их от конкуренции. В таких условиях отпадала необходимость совершенствования производства и улучшения качества продукции. Мешала модернизации и психология молодой промышленной буржуазии, стремившейся получить прибыль в основном за счет экономии на заработной плате. Научно-технический уровень был невысоким из-за отсутствия стимулов к его подъему. Полученные доходы часто вывозились за границу в поисках более высокой прибыли вместо того, чтобы быть использованными для модернизации национальной экономики. Результатом стал рост внешней задолженности.
В 60-х — начале 70-х гг. импортозамещение (вместе с другими факторами) дало возможность Латинской Америке стать одним из самых динамично развивающихся районов мира. С середины 70-х гг. начинается замедление экономического развития. В 80-х гг. Латинскую Америку потряс глубочайший социально-экономический кризис — «потерянное десятилетие», отбросившее назад экономику латиноамериканских стран. В 90-х гг. спад сменился подъемом. Улучшилось экономическое положение многих стран. Одним из катализаторов подъема стала новая для Латинской Америки экспортоориентированная модель индустриального развития. Постепенная интеграция, развитие процессов транснационализации, приватизация ранее убыточных государственных предприятий (работавших ранее в «тепличных» условиях) дали свои результаты. Экспортная ориентация «подстегнула» экономическое развитие.