«Модика – неожиданное чудо» — как выразился итальянский писатель Лионелло Фьюми. И мы полностью с ним согласны! Спрятанная в южной части Иблейских гор, Модика – запомнится вам, как один из самых ярких городов южной Сицилии! И дело тут не только в её барочно-«кружевном» стиле архитектуры (этого мы уже насмотрелись в таких городах, как Ното, Испика, Рагуза, да и в Сиракузах этого добра хватает) и тонком искусстве приготовления шоколада. Нет! Главная её притягательность заключается в уникальном сочетании живописной местности (город буквально испещрён «паутиной» гротов и пещер), помноженной на шедевры, выросшие тут в эпоху барокко.
Модика известна как «город 100 колоколов и 100 церквей». Её также называли «сицилийской Венецией» за обилие арочных мостиков через реки Йанни Мауро (Ianni Mauro) и Поццо Дей Пруни (Pozzo dei Pruni). Однако, их русла сегодня скрыты от глаз для безопасности города (26 сентября 1902 года в Модике случилось сильнейшее наводнение, которое было самым разрушительным за всю историю региона). На их месте проложили главную улицу исторического центра города corso Umberto, поэтому сегодня здесь можно любоваться только потоками машин и людей.
Легенда утверждает, что Модику и еще два города (все они назывались в древности Моция) основал Геракл. Он вел из Испании стадо красных быков (10й его подвиг), а на Сицилии эти быки разбежались. Местная девушка по имени Моция указала герою, где его быки спрятались, и на месте обнаружения очередного пропащего быка Геракл строил по городу.
Но, как бы не были красивы легенды, а археологи утверждают, что город, который греки именовали Mothuka, римляне — Mothyca, Mutyce и Mutica, был основан за 80 лет до начала Троянской войны (т.е. в 1360 году до н.э.) и заселён сикулами. Название города Модика произошло от финикийского «Мутика», означающее «жилище». Дело в том, что город расположен на плоскогорье, изрезанном крутостенными каньонами (краеведы насчитали около 700 пещер, хоть один раз послуживших жильем для людей), местные жители называют их «ямами», в которых с самых давних времен жили люди: есть свидетельства, что здешние края обживали уже в эпоху каменного века.
На землях Модики жили сикулы, древние греки, римляне, византийцы, вандалы и готы, в начале IX века власть перешла в руки сарацин. Два века Модика и вся Сицилия находились в руках арабов, в XI в. пришли норманны. Предводителю норманнов Роджеру Апулийскому был пожалован титул герцога Модики. Нормандцев сменила династия Гогенштауфенов. Позже Модика перешла под власть анжуйцев. Многие сицилийские города, в том числе и Модика подняли мятеж против анжуйцев. Власть перешла под испанскую корону к арагонцам. В конце XIII в. Модика стала феодом Кьярамонте. В 1392 г. у города появился новый владелец — Бернардо Кабрера. С этого момента Модика превратилась в «королевство в королевстве». Здесь чеканили собственные монеты, пользовались неслыханными привилегиями, а территория графства Модика простиралась вплоть до Палермо. В 1812 г. Модика стала частью королевства Двух Сицилий. А затем вошла в состав объединенной Италии.
Начиная с XV в и до 30-х гг. XX в. Модика оставалась четвертым по значимости городом на Сицилии (после Палермо, Катании и Мессины)! И это – благодаря учебным заведениям. В XIV – XV вв. поселившиеся в городе кармелиты и доминиканцы стали устраивать монашеские школы. Обучение было по преимуществу религиозным. Вот, например, чему учили в 1550 г. францисканцы в своем философском училище: философии, латинскому языку, теологии и гуманистской литературе. В 1549 г. в Модике открыли общественную школу. Ее учителя получали от коммуны жалованье. В 1630 году был открыт Иезуитский колледж, где преподавали не только теологию, но и физику, математику, медицину. В маленькой Модике и сейчас располагаются 9 различных высших учебных заведений.
Модика неразрывно связана с двумя вещами: сицилийское барокко и шоколад, изготовленный по древней технологии. Стиль барокко, сформировавшийся в XVII-XVIII вв, полноправно царствует в городе. Богатые декорации церквей и дворцов не знаю границ, они свободно воплощаются в криволинейных архитектурных формах и разнообразии улыбающихся масок и крылатых ангелочков.
Город делится на две части: Модика Альта (Modica Alta) или Верхняя Модика расположена террасами, взбирающимися вверх по горным камням и Модика Басса (Modica Bassa) или Нижняя Модика – находящаяся на равнине, где протекали две реки, которые сейчас пустили под землей, а сверху проложили главную улицу исторического центра города corso Umberto. Соединяют эти районы улицы-лестницы, за что Модику часто называют городом ступеней, здесь их насчитывается несколько сотен, ведущих из нижней части города в верхнюю.
Модика Басса (Modica Bassa) – Нижняя Модика – центр современной жизни, здесь сосредоточены кафе, рестораны, магазины и ночная жизнь. Модика Альта (Modica Alta) – Верхняя Модика – исторический центр города, сохранивший свою уникальность, неповторимость и великолепные панорамные виды на нижнюю часть города, горы и равнину. Отсюда хорошо просматривается новый мост, являющийся участком автострады, соединяющей города Трапани и Сиракузы. Мост был построен в 1967 году и носит имя адвоката Гуэрриери (Emanuele Guerrieri), является самым высоким в Европе – 134 метра в высоту и 538 метров в длину. В Модике он проходит между двумя кварталами, которые расположены на разных холмах, разделенных речушкой.
Кафедральный собор Модики Альта, посвященный Святому Георгию (Duomo di San Giorgio) – самый известный, самый яркий и вообще самый-самый во всех отношениях, по моему мнению, во всём Валь-ди-Ното.
Изначально на этом месте находилась небольшая приходская церковь Санта-Кроче (Santa Croce), сильно пострадавшая от землетрясений 1542 и 1613 годов. В 1643 году, по желанию графа Модики Джованни Альфонсо Энрикес-Кабрера, началось строительство нового храма уже в честь св. Георгия по проекту монаха-францисканца Марчелло да Палермо (Marcello da Palermo). Но, великое землетрясение 1693 года разрушило здание, так что всё пришлось начать сначала.
Новый проект значительно отличался от первоначального, так: три нефа превратились в пять, что уже нонсенс и не только для Сицилии, но и для всей сакральной архитектуры в целом (вот Вам часто доводилось видеть пятинефные храмы? Я конечно не показатель знаний по храмовому зодчеству, но вот так, с наскоку, мне на ум приходит разве что римская Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Basilica di San Paolo fuori le Mura) или базилика святого Павла «за стенами»), а обычно (на Сицилии) пристроенная к храму колокольня, оказалась встроенной в центр основного здания. Эффект получился исключительный! Стоящее высоко на склоне, на вершине длиной лестницы, огромное здание кажется легоньким и буквально выстреливающим в небо своей высоченной колокольней.
Освященный в 1738 году Сан-Джорджо (Duomo di San Giorgio), как водится, достраивался ещё долгие годы. Первый ярус фасада был завершен Паоло Лабизи (Paolo Labisi) из Ното в 1761 году, два следующих были выполнены семейством мастеров Культраро (Cultraro) из Рагузы — Кармело (отец), Пьетро и Константино (сыновья).
Монументальная лестница из 164 ступеней, ведущих к величественному храму, была создана в 1814-1818 годах иезуитом Франческо ди Марко (Francesco di Marco). Часть лестницы под Corso San Giorgio была разработана в 1874 году архитектором Алессандро Каппеллани Джудика (Alessandro Cappellani Judica) и завершена в 1880 году. Вдохновленный римской барочной «Испанской лестницей» ведущей к титулярной церкви Тринита-деи-Монти (Santa Trinita dei Monti), он обогатил фронтальную перспективу цветущими садами, тянущимися вдоль всей лестницы по скалистым террасам холма Giganta, называемыми Орто-дель-Пьомбо (Orto del Piombo).
Сегодня живописная лестница насчитывает 254 ступеньки, это своего рода путь покаяния и усмирения (попробуйте-ка в сицилийскую жару преодолеть этот крутой подъём), который настоятельно рекомендуют пройти хоть раз местные настоятели: «кто может, тот должен подняться к церкви по лестнице!»
Парадоксально, но история, заботливо сохранившая имена строителей фасада и лестницы, оставила великим неизвестным главное имя — архитектора, построившего самую красивую церковь Валь-ди-Ното! Предполагают, что данный шедевр может принадлежать великим Розарио Гальярди (Rosario Gagliardi) или Франческо Паоло Лабизи (Francesco Paolo Labisi), но это — лишь версии.
По мнению искусствоведа Маурицио Фаджиоло делл’Арко (Maurizio Fagiolo dell’Arco), Duomo di San Giorgio должен быть включён в число «семи чудес мира барокко».
«Почему в тихой провинциальной Модике возник такой грандиозный собор», — спросите вы. Отвечу: Модика не всегда была глухой провинцией, вплоть до 1812 года она была центром полунезависимого графства, владельцы которого из семейства Кабрера, а затем Энрикес-Кабрера, были на юго-востоке Сицилии почти королями.
Центральный неф собора обрамляют 22 коринфские колонны, с пышно изукрашенными резьбой капителями. Отделка богата лепниной и позолотой.
Рассмотрим пресвитерий: на своде изображена сцена Преображения, на левой стене Иисус беседует с самарянкой, а на правой он молится в Гефсиманском саду (здесь мы видим неожиданное прочтение: Иисус отказывается от ангельской помощи).
В Храме Вы можете проникнуться звучанием «короля инструментов» — грандиозным органом с 4 клавишным мануалом, 80 регистрами и 3000 трубами, созданным между 1885 и 1888 годами мастером из Бергамо Казимиро Аллиери (Casimiro Allieri).
Находясь в соборе, не забудьте оценить такие шедевры как: картину тосканской школы «Успение Богородицы» (L’Assunta), написанную в 1610 году флорентийским маньеристом Филиппо Паладини (Filippo Paladini); восхитительную роспись по дереву «Рождество» (вторая половина XVII века) миланского художника Карло Кане (Carlo Cane); холст «Мученичество Святого Ипполита» (1671), подписанный малоизвестным Цикалесием (Cicalesius); мраморную статую «Снежная Мадонна» (Madonna della Neve) (1511), результат сотрудничества палермских скульпторов Бартоломео Берреттаро (Bartolomeo Berrettaro) и Джулиано Манчино (Giuliano Mancino). Справа у алтаря находится Santa Cassa или Святой Ковчег хранящий частичку мощей Святого Георгия. Инкрустированная серебром рака, была создана венецианскими мастерами в XIV веке и преподнесена в дар собору графьями — покровителями из династии Кьярамонте (Chiaramonte).
Особого внимания заслуживает великолепный деревянный полиптих, кисти «сицилийского Рафаэля» — мессинца Джироламо Алибранди (Girolamo Alibrandi), датируемый 1513 годом. Состоящий из 12 расписанных панелей: десять из которых изображают сцены Святого Семейства и жизни Иисуса от Рождения до Воскресения и Вознесения (верхняя треть (справа налево) — Вознесение, Воскресение и Пятидесятница; середина, как я понимаю, — Сретение, Поклонение волхвов и 12-летний Иисус в Иерусалимском храме), а также две панели с классическими иконографиями двух святых рыцарей, Святого Георгия, побеждающего Дракона, и Святого Мартина Турского, подающего милостыню Иисусу, который представлен в образе бедного нищего.
На полу перед главным алтарем, Вы можете увидеть аналемматические солнечные часы, созданные в 1895 году математиком Армандо Перини (Armando Perini). Солнечный луч, проникающий в отверстие гномона, находящегося вверху справа, отмечает местный полдень на солнечных часах (разумеется, в разные дни в разные точки). В левом конце часов находятся географические координаты церкви и, следовательно, самого города Модика.
По бокам от Кафедрального собора находятся дворцы: справа – дворец Полара, слева – дворец Гримальди. Дворец Полара выполнен в стиле позднего барокко, его фасад украшает герб семьи Полара. Дворец Гримальди возвели в XVIII-XIX вв. Сейчас здесь расположена Пинакотека с работами местных мастеров.
Осмотрели Собор? Тогда по лестницам, поднимающимся по бокам храма, поднимаемся всё выше и выше до площади piazza Santa Teresa. Здесь немного отдышимся и осмотрим одноименную церковь Святой Терезы Авилы (Chiesa di Santa Teresa d’Avila) построенную в начале 1600-х годов, а в 1649 году окруженную монастырем босых кармелитов. Сейчас в бывшем монастыре располагается начальная школа. Разрушенная землетрясением 1693 года, Santa Teresa была перестроена в соответствии с канонами XVIII века: очень простой фасад с барочными украшениями.
Однонефный интерьер украшен произведениями искусства: за главным алтарем, можно увидеть группу скульптур из дерева представляющих Мадонну-дель-Кармело (Madonna del Carmelo) и святого Симона Сток (St. Simon Stock), на противоположной стене вы можете полюбоваться живописью сицилийской школы XVII века, посвященной святой Терезе (St. Teresa). Самая ценная работа — картина с изображением «Святого Иоанна Крестителя» (1776), кисти Чезаре Рагацци (Cesare Ragazzi), расположенная на первом алтаре с левой стороны.
Сбоку от церкви – фешенебельный отель, обустроенный в здании дворца XIX в. и уютное кафе, где можно отдохнуть за чашечкой кофе. После этого продолжим путь наверх по via Regina Margherita, вдоль которой расположены богатые дворцы.
Улица упирается в площадь с монументальной лестницей, на вершине которой находится церковь Святого Иоанна Евангелиста (Chiesa di San Giovanni Evangelista), которую возвели в XII в. Лестницу по проекту должны были украшать статуи двенадцати апостолов, как в Сан-Пьетро, но что-то пошло не так, как задумывали, так что сейчас занято только два постамента из двенадцати.
Местная легенда утверждает, что на этом месте в VII веке уже был монастырь святого Петра «за стенами», основание которого приписывают папе Григорию Великому. Первое достоверное письменное упоминание о модиканской церкви в честь святых апостолов Петра и Иоанна относится к 1150 году (булла папы Евгения III). В 1454 году старые церковь и монастырь снесли, а на их месте началось строительство нового храма, посвященного уже только апостолу Иоанну (так как к тому времени в честь святого Петра была уже освящена церковь в нижней Модике), несмотря на это, на колоколе, отлитом в 1550 году, мы можем видеть изображения обоих Апостолов. В 1542 году церковь Сан-Джованни была разрушена землетрясением, заново отстроена и вновь разрушена во время Великого землетрясения 1693 года. Новый храм был построен уже в стиле барокко (1700-1839) архитектором Сальваторе Тоскано (Salvatore Toscano). Он спроектировал второй и третий ордена и монументальную лестницу, ведущую на площадь. Но и он был поврежден следующим землетрясением (1848 год). В 1893 году было принято решение о дальнейшей модификации фасада, придав ему окончательную форму, соответствующую канонам конца XIX века в неоклассическом стиле, которой мы можем восхищаться и сегодня. Последнее переосмысление фасада принадлежит архитектору Сальваторе Рицца ди Авола (Salvatore Rizza di Avola) и выполнено главным модиканским строителем Джузеппе Гарофало Джанноне (Giuseppe Garofalo Giannone). Так что, нынешняя версия церкви — результат перестройки 1893-1901 годов; вольная фантазия конца XIX века на барочные темы.
Внутри пышное сицилийское барокко! Обильная скульптурная и живописная декорация, да бесконечные путти, от милых до уродливых, всеми узнаваемые визитные карточки сицилийского барокко. Раньше они скромно стояли в нишах, а теперь расселись по карнизам, зачастую в фривольных позах. Они кокетничают, жестикулируют, играют на музыкальных инструментах, показывая всем своим видом, что жизнь, несмотря ни на что прекрасна.
У подножия алтаря Святого Иоанна Богослова (San Giovanni Evangelista) находится рака с мощами святого мученика Темперанса (Santa Temperanza), подаренная церкви в 1664 году неким доном Фиденцио Асколи (Fidenzio di Ascoli) по поручению дона Оттавио Карафы (Ottavio Carafa), архиепископа Патрского.
Крест, установленный на шпиле церкви Святого Иоанна Евангелиста (Chiesa di San Giovanni Evangelista), является самой высокой точкой Модики (449 м н.у.м.). Увы, но с него город не осмотришь. Но не надо расстраиваться, пройдем по средневековому переулку слева от церкви до модиканского Пиццо Бельведер (Pizzo Belvedere), отсюда открывается великолепная панорама на исторический центр Модики.
Темнеет… На улицах Модики зажигаются фонари… То тут, то там загораются окна домов, словно звезды на ночном небе… Завораживающий вид! Но, нам пора поторопиться, ведь нас ждёт ещё нижний город или Модика Басса (Modica Bassa).
Прежде, чем спуститься на corso Umberto, мы заглянули в только-только открывшийся для посетителей средневековый графский замок Кастелло дей Конти (Castello di Modica), бывшую резиденцию графов Модики, возвышающуюся над городом. На протяжении многих веков он был защитой столицы графства и служил грозным предупреждением противнику. А модиканские графы были первыми после короля сицилийскими феодалами.
Замок Модики имеет древнюю и славную историю. Первые документальные упоминания о замке встречаются в Папской булле города Ананьи (Anagni) от 21 августа 1255 года, адресованной Руффино де Минори (Ruffino de’ Minori), капеллану и члену «священной канцелярии». Именно в этом замке модиканские графы принимали сицилийских королей: в 1366 году Маттео Кьярамонте (Matteo Chiaramonte) — Федериго IV Арагонского (Federico IV d’Aragona), а в 1401 году Бернардо Кабрера (Bernardo Cabrera) – Мартина I Арагонского (Martino I di Sicilia или Martino d’Aragona), прозванного «Младшим».
В замке, кроме дворца губернатора, располагались три церкви, посвященные Деве Марии, святому Катальдо и святому Лаврентию. А так же, ещё в начале XVII, здесь находился хорошо сохранившийся финикийский храм Солнца. Местный историк Пласидо Карафа (Placido Carafa) в 1653 году написал, что в годы его детства самолично видел этот храм, но потом фанатичный губернатор города снес этот «позорный рудимент язычества».
Замок непрерывно строился, перестраивался и достраивался от VIII до XIX веков. На сегодня старейшей сохранившейся его частью является сторожевая башня XIV века и установленные на ней гигантские часы (1725), которые до сих пор показывают точное время.
Во внутреннем дворе вы можете посетить средневековые гражданские и «криминальные» тюрьмы, представляющие из себя ряд квадратных комнат, высеченных из скалы, каждая из которых предназначена для определенной категории заключенных: для ожидающих суда, господ, женщин и осужденных. Для самых опасных преступников существовали (одна из них до сих пор видна) две большие траншеи глубиной около семи метров, закрытые мощной железной решеткой, через которую проникали воздух и свет. В том же дворе находится церковь Мадонны дель Медальер (Madonna del Medagliere), построеная в 1930 году на руинах церкви Сан-Леонардо (San Leonardo) в память о погибших заключенных. Кроме того, можно увидеть руины церкви Сан-Катальдо (San Cataldo), которая была частной часовней графа и губернатора.
Кроме графской резиденции и церквей, в замке так же нашлось место и суду, и тюрьме. С 1361 года он являлся штаб-квартирой Большого суда (Gran Corte), а с 1392 года, после того, как король Мартин Младший даровал графам массу привилегий, кратко выраженных в словах: «sicut Ego in Regno Meo, et Tu in Comitato Tuo» (что я в моем королевстве, то и ты в своем графстве), ещё Апелляционного суда I и II инстанций. Это означало, что подданные графа даже не могли обращаться в королевский суд в Палермо, для них верховным судьей был местный граф. Правда, с 1485 года графы Модики навсегда поселились в Испании, но в замке оставались их наместники. И это ещё не всё! Со 2 июня 1862 года в замке находятся гражданский и уголовный суды первых инстанций, а также, Суд присяжных (Corte d’Assise).
В 1865 году замок был заброшен (так на Castello di Modica отразился закон от 17 марта 1861 года знаменующий Единство Италии): все учреждения уехали в помещения секуляризованных монастырей. С тех пор он тихо разрушался, и все предшествующие годы смотреть на крепость можно было только через решетку. К сожалению, почти ничего не осталось от мощного и грандиозного фортификационного сооружения. При последних раскопках под замком был обнаружен подземный туннель, прорубленный в скале, соединяющий цитадель с городом и служащий в средневековье тайным проходом для военных патрулей охраняющих город.
Когда мы вышли из замка, на Модику уже опустились густые сумерки… Освещенный лишь уличными фонарями, собор святого Петра (Chiesa di San Pietro), дуомо «нижнего» города, выглядел таинственно и величественно, внушая трепет и благоговение.
Первое письменное упоминание о Сан-Пьетро принадлежит епископу Сиракуз в 1396 году, но заложен он был, по свидетельствам историка Пласидо Карафа (Placido Carafa), в 1301 году. 2 января 1597 года Климент VIII (тот самый, при котором была казнена Беатриче Ченчи) возвел San Pietro в ранг коллегиальной церкви, а два столетия спустя, в 1797 году по королевскому указу Фердинанда I (короля Обеих Сицилий) Сан-Пьетро стал chiesa madre (главной церковью) Модики — такой же почетный титул носит и Сан-Джорджо. Так получилось, что в маленькой Модике имеются две соперничающих главных церкви: сан-Джорджо «вверху» и Сан-Пьетро «внизу».
В своем нынешнем виде Сан-Пьетро построена после землетрясения 1693 года. В отличие от Сан-Джорджо, имена строителей Сан-Пьетро известны: их звали Розарио Боскарино (Rosario Boscarino) из Модики и Марио Спада (Mario Spada) из Рагузы.
Внешне Сан-Пьетро выглядит гораздо скромнее своего соперника на горе: всего-то двухъярусный фасад, а вертикальное деление фасада осуществляется не колоннами, а пилястрами.
Четыре фигуры на втором ярусе — это святые: Катальд (san Cataldo), Мадонна Иммаколата (Madonna Immaculata), апостол Петр (san Pietro) и святая Розалия (santa Rosalia); венчает второй ярус благословляющий Христос (Gesù Cristo).
Разорванных тимпанов на фасаде хоть отбавляй. Относительную строгость фасада искупает роскошная широкая лестница, ведущая к храму. 12 статуй — это 12 апостолов. Если помните, подобная монументальная лестница предваряет вход в модиканскую церковь Сан-Джованни-Эванджелиста (San Giovanni Evangelista), но там пустых постаментов горздо больше, чем занятых. В Сан-Пьетро же все апостолы — на местах.
Сан-Пьетро — трехнефная базилика, с пристроенными капеллами, в которой боковые нефы отделены от главного рядами из 7 коринфских колонн в каждом. Скромный фасад скрывает за собой сдержанно-роскошный интерьер.
Своды главного нефа расписаны фресками, изображающими сцены Старого и Нового Заветов в 1760-1780 годах местными мастерами Джаном Баттиста Рагацци (Gian Battista Ragazzi) и его сыном Стефано (Stefano), закончившим роспись собора уже в одиночку.
В церкви есть две почитаемые статуи Богородицы: одна изваяна кем-то из учеников Франческо Лаураны (Francesco Laurana) и является репликой «Мадонны Трапани» (Madonna di Trapani) — известной работы этого скульптора; вторая — «Signora del Soccorso» (что-то вроде «Госпожи помогающей») — похожа на статую из собора Термини Имерезе (Duomo di Termini Imerese) работы Джорджио Бриньо, более известного как Джорджио да Милано (Giorgio da Milano). Джорджио Бриньо из Милана, которого Джованни Питруззелла (Giovanni Pitruzzella) считал одним из лучших художников сицилийского Ренессанса, работал в Палермо в мастерской Доменико Гаджини (Domenico Gagini). Так что пусть и не сами мастера Возрождения, но их ученики в Модике отметились. А вот, статуя Святого Петра здесь «не родная», а перенесённая из разрушенной в 1927 году церкви Санта-Мария-дель-Соккорсо (chiesa di Santa Maria del Soccorso).
В левом нефе стоит деревянная процессионая группа: «Апостол Петр и паралитик» (San Pietro e il paralitico). Выполненная из дуба в 1893 года палермским мастером Бенедетто Чивилетти (Benedetto Civiletti). Там же, вы можете увидеть раку с настоящей реликвией – мощами святого Петра, а точнее с частью его руки, что подтверждено сертификатом подлинности из Рима.
Не пропустите монументальный орган, созданный братьями Полиззи (Polizzi) в 1924 году, состоящий из 3200 труб, 32 регистров и двух клавиатур.
Обратите внимание на витые колонны: совершенно не свойственная для этой части Валь-ди-Ното черта, зато в Ното мы видели такие неоднократно.
Выходим из собора Святого Петра и заходим в переулок между его лестницей и жилыми постройками. По старинной улочке совсем немного углубляемся во дворы и выходим к пещерной церкви Сан-Николо Инфериоре (Chiesa di San Nicolo Inferiore).
Церковь была обнаружена случайно 1997 году мальчишками, у которых улетел мяч в яму, которая оказалась грот, где спрятался древний храм. Церковь небольшая — всего два подземных зала. Сейчас в церкви расположен маленький музей.
Внутри церкви сохранились византийские фрески XII столетия, изображающие Христа Пантократора (правда в Модике он получился очень суровым) на троне в окружении двух ангелов. По Его правую руку (т.е. слева для нас, зрителей) Христу предстоят Богородица, ныне неопознанный преподобный, святой Вит (его считали целителем, кроме имени есть еще надписание Delliber) и апостол Петр. По левую Его руку (для нас — справа) мы видим архангела Михаила и святого Элигия (в более привычной транскрипции — Элуа; на Сицилии его считали покровителем мулов).
На крайне правом фланге находится фреска уже XVI века с изображением Иакова Зеведеева.
Продвигаемся по узким улицам Модики и снова возвращаемся на Корсо Умберто. Здесь, на небольшой круговой площади, улица Корсо Умберто заворачивает — а мы теперь можем увидеть со стороны находящийся высоко на горе средневековый замок графов Модики.
Продолжаем продвигаться по Корсо Умберто и доходим до следующей церкви Модики — Санта-Мария-дель-Кармине (Santa Maria del Carmine), местные называют её просто «дель-Кармине». Построенная в XIV веке, счастливо пережила три землетрясения (1542, 1613, 1693 годы) и являет нам редкий пример стиля кьярамонтано (Chiaramonte) — местной поздней готики. Тут даже традиционная розетка на фасаде есть. Церковь принадлежала монастырю, в котором после объединения Италии разместились карабинеры в 1861 году.
Внутри, увы, позднейшие реставраторы все испортили. Но, несмотря на это, здесь есть чем полюбоваться, например, один из алтарей украшает скульптурная группа «Благовещение» (1528 год, Антонио Гаджини).
Вот и всё, что мы успели увидеть в очаровательной Модике… Конечно это далеко не все богатства этого волшебного и невероятно самобытного города. На улицах стало совсем темно и нам пора возвращаться «домой» в Сиракуза, ведь завтра нас ждёт одно из чудес природы и главная изюминка острова Сицилия – вулкан Этна.