Сдвиги в географии обрабатывающей промышленности
Еще в начале века ученые обратили внимание на специфическое, «циклическое» развитие мирового хозяйства. Циклы развития характеризуются чередованием спадов и подъемов. На их фоне заметны и специфические «волны» продолжительностью около полувека. Российский ученый А. Кондратьев в середине 20-х гг. впервые детально проанализировал динамику мирового развития. Поэтому в научном обиходе выделенные им периоды т. н. длинных волн получили наименование циклов Кондратьева. Аналогичные идеи в своих работах развивал Й. Шумпетер, выделяя три волны (его исследования охватывали период до начала 30-х гг. XX в.). Фазу подъема первой волны (конец XVIII — начало XIX в.) он связывал с распространением парового двигателя, второй (40—70-е гг. XIX в.) — с бурным железнодорожным строительством, третьей (рубеж XIX—XX вв.) — с применением электроэнергии и распространением автомобиля.
Неравномерность развития проявляется не только в глобальном, мировом масштабе, но и в пределах отдельных регионов и стран.
В. И. Ленин в своих работах обосновал закон неравномерности экономического и политического развития в эпоху позднего капитализма. Однако неравномерность экономического развития свойственна не только капиталистическим странам. Аналогичные явления были характерны и для социалистических стран. Более развитые из них (ГДР, Чехословакия) имели, как правило, более низкие темпы развития, а слаборазвитые (Монголия, Вьетнам) — гораздо более высокие. Существенное отличие в динамике экономического развития социалистических стран состояло в отсутствии значительных спадов производства.
Неравномерность экономического развития существенно повлияла на глобальную географию мировой промышленности. Размещение промышленности менялось не только на мировом уровне, но и в пределах отдельных стран и территорий. По мере развития промышленности менялась роль отдельных факторов, влияющих на пространственный рисунок индустрии.
Роль отдельных факторов постоянно меняется и только значение транспорта постоянно велико. Меняется роль и различных видов транспорта, и каждого из них в отдельности. Так, на сегодняшний день особую значимость имеют не просто железные дороги, а скоростные, большой пропускной способности, имеющие особое значение для пассажирских перевозок.
Старые и новые индустриальные производства, обладающие т. н. районообразующим потенциалом, дали жизнь многим крупным (по масштабам производства и территориальному охвату) промышленным районам. Старопромышленные районы сформировались в основном на базе угольно-металлургического и текстильного производства.
Новые промышленные районы более разнообразны по своим географическим характеристикам, что связано с усложнением производства.
Наиболее типичными стали новые промышленные районы, сложившиеся в старопромышленных ареалах. Все новые производства получили здесь, как правило, большое развитие. Широкое распространение подобных районов объясняется в значительной степени возможностями использования уже имевшейся инфраструктуры, трудовых ресурсов и т. д.
Новые районы «столичного» типа сложились в столицах и прочих наиболее крупных городах (хотя в свою очередь именно промышленность стимулировала рост крупных городов). Их главная особенность — развитие самых современных (по тем временам) производств, в т. ч. наукоемких и ориентированных на удовлетворение потребностей крупного города. Развитие получили разнообразное машиностроение, современная химия, легкая промышленность, полиграфия и т. д. Примерами подобных районов могут служить Лондонский и Парижский.
Бурное развитие автомобильного транспорта, использование нефтяного топлива на тепловых электростанциях стимулировало разведку, добычу и переработку нефти, а развитие производств, прямо или косвенно связанных с нефтью, «вдохнуло жизнь» во многие новые промышленные районы. Их производственная специализация достаточно широка — от сырой нефти до сложнейшей химической продукции, разнообразного машиностроения (в т. ч. и работающего на свою нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность). Примеры таких районов Поволжье и юг США.
В XX в. промышленность все больше приближалась к морскому побережью. Усиление потребностей в дешевом или более качественном «заморском» сырье привело к расширению импорта развитых стран (особенно западно-европейских и Японии). Наиболее эффективными оказались крупные приморские комплексы по приему и переработке импортного сырья. Сложились и комплексы экспортной направленности по первичной переработке сырья для его дальнейшего экспорта (в Австралии, развивающихся странах). Примеры портово-промышленных комплексов близ Марселя и в районе Роттердама показаны на рисунках.
Новейшие производства не имеют такого мощного районообразующего значения, как новые. И с исторической точки зрения прошло совсем немного времени с начала их массового развития. Поэтому новейшие производства сформировали, как правило, не районы, а только лишь центры.