Некогда охваченный золотой лихорадкой город Ору-Прету (Ouro Preto) после оскудения золотоносных недр оказался в положении выброшенной на берег рыбы. До наступления же этого печального момента ушлые торговцы, церковь и португальская корона набивали мошну за счет каторжного труда тех, кто работал под землей. Тем не менее городу Ору-Прету досталось блистательное наследство в виде шедевров искусства и архитектуры, сохранившихся до наших дней, хотя и несколько поблекших. Осматривать город Ору-Прету лучше всего пешком, но в этом случае будьте готовы преодолеть по мостовым улиц несколько довольно крутых подъемов.
Исторические здания Счетная палата (Casa dos Contos)
Здание, в котором прежде взвешивали и оприходовали добытое золото, хорошо сохранилось и сегодня вмещает экспозицию музея, рассказывающего о временах золотой лихорадки. Rua Sao Jose. Тел.: (31) 3551-1444. Открыто: вт-сб 12.30-17.00, вс 9.00-15.00. Вход платный.
Музей Инконфиденсии (Museu da Inconfidencia)
До отправки на виселицу или в изгнание на Африканский континент лидеры первого бразильского восстания против монархии содержались в городской тюрьме Ору-Прету. Сегодня в бывшем ее здании размещается музей, носящий имя антироялистского движения и экспонирующий эксгумированные останки 12 казненных, включая останки их лидера по прозвищу Тирадентис (Зубодер). Praca Tiradentes, 139. Тел.: (31) 3551-1121. Открыто: вт-вс 12.00-17.30. Вход платный.
Музей минералогии (Museo de Mineralogia)
История региона тесно связана со сделавшими его богатым драгоценными камнями, и в коллекции музея, разместившегося в бывшем особняке губернатора, имеется несколько великолепных образцов. Здесь же можно видеть фонтан работы Алейжадинью. Praca Tiradentes, 20. Тел.: (31) 3559-1597. Открыто: вт-вс 12.00-17.00.
Муниципальный театр (Teatro Municipal Casa da Opera)
В Ору-Прету находится старейший в Бразилии действующий драматический и оперный театр. Днем посетителям предоставляется возможность осмотреть здание, а вечером они могут прийти на спектакль. Rua Brig Musquira. Тел.: (31) 3559-1121. Открыто: вт-вс 12.00-17.30. Вход платный.
Церковные здания
ЮНЕСКО признало историческую значимость города, внеся его в 1980 г. в список объектов всемирного наследия. Многие храмы Ору-Прету были либо спроектированы талантливейшим бразильским художником Алей-жадинью, либо располагают его значительными скульптурными произведениями. Стены многих расписаны не менее одаренным мастером Местре Атаиде, уроженцем близлежащей Марианы.
Церковь Носса-Сеньора-ду-Карму (Igreja de Nossa Senhora do Carmo)
Возведенная в 1766 г. на возвышенном месте церковь словно парит над городом Ору-Прету. И храме имеется несколько последних скульптур работы Алейджадинью, в ризнице сохранились росписи Атаиде. В расположенном рядом монашеском корпусе размещается Музей молельни (Museo do Oratorio), в котором экспонируются экспонаты религиозного искусства, начиная с колониальной эпохи и до наших дней. Музей назван по ассоциации с алтарями и комнатами для молитвы традиционно украшенными вырезанными из дерева фигурками святых (их в музее более 150). Rua Brig. Musqueira. Церковь открыта: вт-сб 12.00-16.45; вс 10.00-11.00 и 13.00-16.30. Музей открыт: 9.30-17.30. Вход платный.
Церковь Сан-Франсиску-де-Ассис (Igreja de Sao Francisco de Assis)
Церковь в стиле рококо в честь св. Франциска Ассизского — одна из самых внушительных построек города Ору-Прету, возведенная в 1776 г. Алейжадинью выполнил проект всего здания, вырезал из мягкого мыльного камня (стеатита) монументальный портал, создал скульптуры, украшающие кафедру и алтарь, и замысловатые панели отделки капеллы. В причудливой росписи потолка, выполненной Атаиде, намеренно искаженная перспектива заставляет херувимов и ангелов выглядеть еще более эфемерными. Для прогулок по крутым улочкам Ору-Прету хорошая физическая форма будет весьма кстати. Largo de Coimbra. Открыто: вт-вс 8.30-11.50 и 13.30-17.00. Вход платный.
Колониальные города
Благодаря щедрости недр в прилегающем к Ору-Прету регионе появились многочисленные памятники колониальной эпохи, созданные талантом и трудом архитектора Алейжадинью, художника Местре Атаиде и несчетного количества безымянных чернокожих рабов. Некогда процветавшие города Конгоньяс, Тиралентис и расположенная чуть дальше Диамантина свидетельствуют о созидательной силе этого триумвирата.
Конгоньяс
По сравнению с Ору-Прету, этот шахтерский городок сохраняется не так бережно, однако и он по праву может гордиться «Пророками» работы Алейжадинью, выдающейся скульптурной группой из 12 изваяний, созданных по мотивам Ветхого Завета и украшающих лестницу базилики (Basilica de Bom Jesus de Matossinhos) 1761 г. В зеленом внутреннем дворике церкви расположены шесть часовен с большим числом библейских статуй в рост человека, служивших в эпоху почти поголовной неграмотности важным средством евангелического просвещения.
Диамантина
Город, отстроенный в XVIII в. рядом с месторождением алмазов, как и Ору-Прету, внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Он расположен в пяти часах езды на автобусе к северу от столицы штата Белу-Оризонти, и немногие туристы отваживаются на путешествие. И все же год от года число приезжающих растет, так как людей привлекают словно застывшие во времени дома Диамантины, ее величественные храмы и перспектива прогулок по живописным местам.
Мариана
В лежащей всего в 15 км к востоку от Ору-Прету Мариане, первой столице штата, расположена монументальная кафедральная Базилика-да-Се (Catedral Basilica da Se), представляющаяся пышной витриной католической церкви с добрым десятком золоченых алтарей, хрустальными канделябрами и 300-летним органом из 1000 труб. Храм поражает своим великолепием, особенно во время органных концертов. Praca Claudio Manoel. Открыто: вт-вс 7.00-18.00. Органные концерты: пт 11.00, вс 12.15. Вход платный.
Алейжадинью (Маленький калека)
В 1730 г. в Ору-Прету родился мальчик, нареченный Антониу Франсиску Лиебоа. Его мать была рабыней отца мальчика, что в Бразилии, в отличие от тогдашней Северной Америки, не считалось зазорным. Антониу получил прозвище Алейжадинью, то есть «Маленький калека», после того, как в результате тяжелой болезни (предположительно проказы или сифилиса) лишился пальцев на руках и ногах и с трудом пользовался конечностями. Преимущественно самоучка, Алейжадинью сумел выработать собственный стиль жизнерадостной барочной архитектуры и скульптуры и, несмотря на перенесённую болезнь, после неё создал несколько настоящих шедевров. Работал в тесном сотрудничестве с художником Местре Атаиде, родившимся и похороненным в Мариане. Атаиде также был полукровкой и рисовал ангелов с чертами мулатов (дети белых и черных родителей).