Культура Африки
Африка внесла свой (специфический) вклад в современную общемировую цивилизацию. К сожалению, в отношении этого региона было особенно много однобоких оценок, различного рода штампов и просто заблуждений. Объективно оценить африканский вклад необходимо, чтобы правильно представлять сегодняшнюю Африку и лучше понять ее насущные проблемы.
Ранее мы уже выяснили, что именно Африка была родиной современного человека. Правда, развитие производящего хозяйства здесь началось гораздо позднее, чем в Азии, но это говорит не об отсталости африканских народов, а о том, что объективной необходимости в этом не было. В местных условиях человек и так себя мог прокормить. Еще за 5 тыс. лет до н. э. в Африке не было крупных пустынь — человек жил на территории современной Сахары и в Калахари, занимаясь охотой, рыболовством, собирательством. Это была благодатная, довольно хорошо увлажненная лесостепь. Озеро Чад занимало площадь в 8 раз больше современной. В его окрестностях были средиземноморские леса, в которых водилось довольно много крупных животных.
Начавшееся высыхание территории, вызванное колебаниями климата, а также выжиганием лесов, привело к гибели культурного очага в Сахаре (к середине III тысячелетия до н. э.). В этот же период установились современные границы Сахары. На крайнем северо-востоке Африки с IV—III тысячелетия до н. э. существовала древнеегипетская (нильская) цивилизация, которая на протяжении последующих нескольких тысячелетий стала ведущей в Африке, да и, пожалуй, во всем мире.
Хозяйственное развитие Древнего Египта изучалось на уроках истории, но следует сказать о том, что именно здесь очень высокого уровня достигла ирригация, система функционирования которой в значительной степени сохранилась до сих пор. В III тысячелетии до н. э. на Ниле была возведена крупная плотина — высотой около 15 м — для снабжения города Мемфиса водой. Два тысячелетия спустя был построен т. н. Канал Фараонов, который связал дельту Нила с Красным морем.
Аридизация климата привела к неустойчивости ирригационного хозяйства и постепенно к возникновению совершенно новых форм поселений — городов. В V—III тысячелетиях до н. э. в Египте было уже множество городов, в т. ч. и столица — Фивы. В это же время стали возникать первые города в Месопотамии. Хозяйство в Древнем Египте достигло очень высокого уровня.
В III—I тысячелетиях до н. э. на крайнем западе Африки, в бассейнах рек Сенегал, Нигер и Конго также сложились культурные очаги, однако их уровень был значительно ниже по сравнению с древнеегипетским.
Африканская цивилизация очень непохожа на другие «мировые региональные цивилизации». Основу ее составляет гармоничное сосуществование с природой. Подобное сосуществование географы называют «естественным встраиванием в природу». Полный симбиоз человека и природы определил очень многое в традиционной африканской жизни — от особенностей психологии людей до специфических типов хозяйства.
Традиционное хозяйство Африки часто представляют примитивным и совершенно неэффективным. Давайте попробуем разобраться, так ли это.
В любом справочнике вы найдете данные, свидетельствующие о низкой урожайности в растениеводстве, о малой продуктивности животноводства. При этом «за кадром» остается важнейшая специфическая черта традиционного африканского хозяйства — его максимально высокая продуктивность в расчете на единицу вложенного труда!
После этого резонно задать вопрос: почему африканцы так мало работают? Большинство ученых объясняли слабое распространение трудоемких технологий в аграрном секторе Африки консерватизмом местных крестьян, архаичными социальными структурами африканского общества.
Природные условия Африки, для которых характерны высокие температуры и влажность, ведет к быстрой порче продуктов, что ограничивает возможности их хранения. Африканцы давно уже поняли, что в этих условиях просто неразумно заготавливать впрок какие-либо продукты (или сырье для их последующего изготовления). Поэтому «единственно надежной формой их сбережения и накопления становится охрана и умножение их естественных источников (т. е. природной среды)». За многие сотни и даже тысячи лет африканские крестьяне отработали свои методы в растениеводстве, подобрали подходящие к местным условиям сорта растений, разработали свою систему содержания скота. В Африке традиционно выращивают культуры с различными сроками их уборки, посевная продолжается почти круглый год. Основная идея подобной агросистемы состоит в том, чтобы собирать урожай частями, но несколько раз в год. Именно этим можно объяснить, что главными продовольственными культурами, выращиваемыми в Африке, стали просо, сорго и другие, которые по европейским меркам относятся к неэффективным (они малоурожайны).
Тропики и экваториальный пояс представляют собой очень хрупкую экосистему, нарушения в которой из-за хозяйственной деятельности человека чрезвычайно болезненны. Плодородие почв быстро иссякает, нужно переходить на другой участок, давая «утомленному» несколько лет отдохнуть. Теперь всем известно о вреде подсечно-огневого земледелия в Африке, но забывают о том, что катастрофические масштабы подобного землепользования характерны для территорий, на которых внедряется «европейский интенсив». Африканцы всегда знали, до каких пределов можно расчищать и сжигать лес, на сколько лет нужно оставить невспаханным тот или иной участок. Применительно к Африке говорят даже о т. н. лесном земледелии, при котором получение самого урожая является лишь одним из многих его элементов и часто даже далеко не самым главным.
Единство человека и природы в Африке повлияло и непосредственно на человека. Выделяют и специфические черты африканского характера. По мнению ученых, именно этим объясняется африканская общительность и доброжелательность, удивительная природная ритмичность, но вместе с тем и импульсивность. Этим же объясняют и косность, апатию, слабо выраженное желание что-нибудь изменить. Вспомните, что индейцы в Америке, в основной своей массе, готовы были пойти лучше на смерть, чем жить и работать в условиях неволи. Только африканцы смогли выжить в этих нечеловеческих условиях!
Африканская культура и цивилизация очень непохожи на западную (европейскую) с ее ярко выраженным индивидуальным началом. Вместе с тем она близка в этом плане индийской и китайской культурам, в которых нашли отражение принципы «коллективизма». «Общность людей — одна из стержневых ценностей в Африке». При этом коллективизм в Африке понимается очень широко — не только как общность людей. Человеку отводится равное место в сложнейшей африканской общине, вместе с «высшей силой», стоящей высоко над всеми различными духами (в т. ч. духами-людьми, давно умершими), животным и растительным миром, а также неодушевленной природой.
Совершенно непохожа на европейскую и африканская семья, которая включает в себя не только ныне здравствующих, но и умерших и даже еще не родившихся. Согласно африканским воззрениям человек как личность может существовать только в «неразрывной связи с умершими и еще не родившимися. Это единая нить жизни — так считают в Африке. Умерших хоронят совсем близко от дома, или даже внутри него. «Живые буквально ходят по могилам родных, признавая их продолжающееся присутствие в мире и почитая их жертвоприношениями, едой и питьем, поминанием их имен, заклинаниями и ритуалами, данными в честь умерших именами детей». Поэтому говорят, что в африканской семье всегда присутствуют «живые покойники». Живые, однако, должны заботиться не только об умерших, но и о тех, кто должен родиться, «высвободить их из небытия, дать им форму, тело, допустить к участию в жизни общества».