Сектор транспорта и связи выполняет важнейшие экономические и социальные функции, обеспечивающие взаимодействие различных объектов путем перемещения людей, товаров, а также передачи различной информации. Современные средства транспорта и связи обеспечили сближение самых удаленных уголков земного шара. Происходит «сжатие географического пространства» — все стало гораздо ближе. Пишут даже о том, что «в мире компьютеров, спутников и всемирных телекоммуникаций не существует понятия удаленности!». Часто можно услышать, что «Атлантический океан превращается в Атлантический пролив». В доказательство приводятся следующие данные: для его преодоления Христофору Колумбу потребовалось 70 дней, летчику К. Линдбергу в 1927 г. — 33 часа, современному сверхзвуковому самолету всего 3 часа, а спутниковая телефонная связь обеспечивает передачу сигнала за 1 секунду.
Почтовая связь использует как традиционные средства доставки корреспонденции (кто такой почтальон, все мы знаем), так и современные. Электросвязь, в свою очередь, имеет в своем распоряжении традиционные средства (радио, телефон, телефакс, телеграф) и современные электронные — факсимильная, волоконно-оптическая, переносные коммутаторы, спутниковая (космическая) связь.
Развитие сети связи очень неравномерно в мире. Даже в середина 90-х гг. «половина человечества никогда не видела телефона». На долю США приходится 2/5 всех телефонных линий мира, а также 9/10 новейших видов связи. В одном только районе Нью-Йорка — Манхэттене — телефонных пиний почти столько же, сколько на всем Африканском континенте.
Аналогичная ситуация складывается и в области транспорта. За среднемировыми показателями скрываются огромнейшие региональные различия. На примере обеспеченности легковыми автомашинами хорошо видны эти контрасты. Обеспеченность легковыми автомобилями, как и вообще «социальный статус» этого средства транспорта, в последнее время все более подвергается критике за его расточительность и вредные воздействия на окружающую среду. Лидирует в этом отношении США, Канада, Новая Зеландия и Германия, отстают страны Азии и Африки, что отчасти может быть связано с демографической обстановкой в этих странах.
В современном мире большое значение приобретает скорость доставки грузов, людей и особенно информации. Самый скоростной транспорт — авиационный, очень быстро развивающийся во второй половине XX в. Конечно, объем перевозок пассажиров и грузов по воздуху гораздо меньше, чем по суше или по воде. Большая часть авиапассажиров в мире перевозится в пределах США (и частично Канады). Шесть из десяти крупнейших авиакомпаний мира — американские. В десятку самых больших центров пассажирских авиасообщений входит семь опять-таки американских городов. Пассажирский авиатранспорт мира в основном концентрируется в пределах США. К тому же США занимают и первое место в мире по производству пассажирских самолетов.
Практически аналогичная ситуация наблюдается и в области грузовых воздушных перевозок. Доля Европы значительно выше в перевозках пассажиров по сравнению с грузоперевозками. В странах Тихоокеанского региона наблюдается противоположная картина. Интенсивность деловой жизни внутри Европы и ее широкие международные связи объясняют мощные пассажиропотоки, концентрирующиеся в ее пределах. Грузовые перевозки внутри Европы обеспечиваются в первую очередь хорошо развитыми автомобильным и другими видами транспорта. В Тихоокеанском регионе все более интенсивными становятся международные экономические связи, и воздушный транспорт обеспечивает скоростную доставку ценных грузов как внутри его, так и быстро растущие транзитные перевозки. Не случайно среди крупнейших мировых центров грузовых авиационных перевозок Токио занимает второе место (уступая лишь американскому Мемфису), а Гонконг — девятое, опережая Лондон.
Появление и развитие сектора услуг
Сектор услуг наиболее динамично развивается не только в составе нематериальной сферы, но и в современной экономике вообще. Услуги удовлетворяют потребности человека или хозяйства, поэтому их обычно подразделяют соответственно на потребительские и деловые.
Круг потребительских услуг уже давно сложился. Он определит важнейшее для человека — состояние его здоровья и уровень образования. На примере образования можно увидеть огромный разрыв в уровне потребительских услуг. До сих пор во многих развивающихся странах уровень грамотности взрослого населения не достигает и 1/5. К тому же существуют и большие различия в грамотности мужского и женского населения (например, уровень грамотности мужского и женского населения в начале 90-х гг. соответственно составлял (в %) в Сомали — 18 и 6, в Нигерии — 19 и 9).
Так же велик разрыв и в уровне высшего образования. В развитых странах на 100 тыс. жителей приходится 4-5 тыс. студентов, в то время как в развивающихся — менее 200. В США и Канаде эта величина составляла более 5 тыс. студентом, в Эфиопии — 65, Заире — 133, Афганистане — 143, Китае — 168.
Деловые услуги — главный вид услуг, имеющий очень сложную, разветвленную структуру. На рисунке показаны только главные их виды и не случайно выделены «прочие», номенклатура которых постоянно расширяется. Важнейшие из деловых услуг — информационные, которые в широком смысле понимаются как производство информации вообще, в т. ч. и научно-технической (т. е. речь идет о том, что наука — это часть информационных услуг).