Быстрое развитие нематериальной сферы, и особенно ее информационного блока, привело к большим изменениям в экономике развитых стран. Широкое и глубокое внедрение современных информационных технологий дало основание говорить о том, что мы живем теперь в условиях иной цивилизации — информационной. Давайте остановимся на характеристике ее экономической составляющей, которую можно назвать информационной экономикой.
Формирование информационной экономики возможно при реализации трех основных условий: 1) широкое распространение информационных технологий (см. статью «Компьютерные технологии«) во всех сферах общественной жизни — экономической, социальной и политической; 2) образование компьютерной сети банков данных, превращающих информацию в один из главных факторов социально-экономического развития и один из основных рыночных товаров; 3) наличие необходимых условий для свободного обмена информацией в масштабах всего земного шара.
Достоверная и полная информация вместе с быстрой реакцией на меняющуюся ситуацию являются непременными условиями успеха в современной экономической деятельности. Вполне можно согласиться с широко распространенным мнением о том, что «…в быстро меняющемся мире победа приходит к быстроногим и хорошо информированным, ибо информация и чувство будущего есть власть».
Структура современной информационной экономики очень сложна. В неё входит производство и обслуживание электронной информационной техники и различные виды работ с информацией. «Верхушка» информационной экономики принятие грамотных и разумных решений, т. е. то, что относится к пятеричной (высшей) сфере хозяйственной деятельности человека.
Информационная экономика достигла уже значительных масштабов. Прямой эффект от нее, т. е. стоимость произведенной продукции, еще в начале 90-х гг. составляла около 2 трлн. долл. (т. е. около 7% мировой валовой продукции). Конечно, главный результат — принятие наиболее разумных решений во всех сферах общественной жизни. Измерить его в денежном отношении практически невозможно (хотя теоретически это осуществимо). Информационная экономика меняет и характер труда. В конце прошлого века даже в США 95% экономически активного населения было занято физическим трудом. Теперь же около половины работает с информацией.
Меняется не только характер, но и территориальная организация информационной экономики, представляющей собой естественный «симбиоз» науки и современного производства. Большинство наиболее известных центров создаются вне традиционных промышленных ареалов и крупных городских агломераций. Причины подобного нового размещения кроются главным образом в повышенных экологических требованиях, предъявляемых новой экономикой. Вообще на размещение подобных центров влияют совершенно иные факторы, не характерные для традиционной промышленности.
Новые центры современной экономики хотя и создаются вне крупных городов, но все же в относительной близости от них. Крупный город помимо хорошо известных «минусов» имеет и множество положительных черт, и не только экономического, но и социального, политического характера. Вне большого города жить и работать, конечно, можно, но всегда должна быть возможность посетить театр, принять участие в каком-либо общественном мероприятии. Поэтому, например, по японским критериям, новые центры должны располагаться в пределах получасовой транспортной доступности от того самого большого (или «материнского») города.
Близость к «центрам знаний» не нуждается в комментариях. Понятно, что речь идет об институтах, университетах, нотнаучно-исследовательских учреждениях, работающих в тесном контакте друг с другом, по единым научным программам.
Без информационной инфраструктуры невозможно «держать руку на пульсе» современных научных исследований, быть в курсе экономической жизни. Особую значимость приобретают современные средства связи, без которых информационная экономика будет попросту мертва.
Надежные средства связи не исключают наличия хороших транспортных «выходов» для новых экономических центров. «Время — деньги», поэтому создаются в первую очередь современные транспортные артерии. Поблизости должен быть международный аэропорт, станция скоростной (именно скоростной) железной дороги, ну и, конечно, автострады,
Для работы и отдыха нужна благоприятная окружающая среда, и современное электронное производство также требует экологически чистой обстановки.
Технопарки, города науки и технополисы
Современная информационная экономика сосредоточена в значительной степени в пределах трех типов научно-производственных центров: технопарков, городов науки и технополисов. Технопарки (их в мире в начале 90-х гг. насчитывалось около 250) а основной своей массе имеют опытно-производственную направленность, т. е. их «изюминка» — экспериментальное, мелкосерийное производство. Технопарки получили большое развитие в Западной Европе, где они играют важную роль в модернизации промышленности. Городами науки называют специально построенные центры для научных исследований. В России их принято называть Академгородками.
Технополисы — японское изобретение. В стране была разработана концепция их создания и механизма функционирования. В Японии планируется создать почти два десятка технополисов, причем стоимость каждого из них 1—3 млрд. долл. Японская концепция технополисов базируется на «трех китах» Во первых, технополис должен представлять собой «город сад», т. е. город с экологически благоприятной обстановкой и удобный для его жителей (как пишут сами японцы: «…удобные для жизни районы с культурным и рекреационным потенциалом»). Во-вторых, технополис должен стать настоящим «царством новых технологий». В-третьих, необходимо наличие готового к риску капитала.
«Стратегия технополисов — это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым — это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства. 19 технополисов… несомненно хорошая база для обновления не только хозяйственной, но и всей социальной структуры. …Придет новая Япония, экспортер высших технологий, страна интеллектуализированного хозяйства, лидер научно-технического прогресса».