Мировая экономика представляет собой не просто сумму национальных хозяйств мира, а совокупность этих хозяйств, тесно связанных системой международных экономических отношений.
Международные экономические отношения, как и мировое хозяйство, можно рассмотреть в вертикальном и горизонтальном разрезе. Вертикальный разрез — это различные формы внешнеэкономических связей, существующих между странами (внешняя торговля, международный туризм и др.). Горизонтальный разрез — это страны, объединенные различными связями, а также международные экономические организации.
Международные экономические отношения
Международная специализация проявляется по-разному. Например, в экспорте небольшой африканской страны Лесото основное место занимает шерсть. Однако в мировом масштабе эта величина незначительна и не может идти ни в какое сравнение с размерами вывоза шерсти из Австралии, Новой Зеландии и других стран. Международным специализированным производством называется то производство, которое имеет большое значение в хозяйстве страны, ее экспорте и особенно на мировом рынке (т. е. в мировом экспорте).
Участие стран и территорий в международных экономических связях отличается по масштабам и степени участия.
Масштабы участия в международных экономических отношениях наибольшие у самых крупных по размерам экономики стран. Они могут продать или купить больше всего товаров, новых технологий, вывезти или принять наибольшие финансовые средства. Не случайно, что в группе лидеров в международных экономических отношениях выступают все крупнейшие экономические державы мира (кроме Китая) — США, Япония, Германия.
Вместе с тем доля продукции, поступающей на внешние рынки (т. е. степень участия в международных отношениях) у перечисленных стран сильно отличается. Она зависит от таких факторов, как уровень экономического развития, структура экономики, масштабы экономики, степень самообеспеченности ресурсами. Степень участия максимальна у тех стран, которые имеют высокий уровень экономического развития, современную структуру хозяйства, небольшие масштабы экономики и слабую обеспеченность ресурсами. К подобным странам можно отнести малые западноевропейские государства (Бельгия, Нидерланды и др.). Далее по нисходящей идут такие страны, как Германия, Япония, Россия, США, Китай.
Чем выше степень участия страны, тем более открытый характер носит ее экономика, при меньшей степени участия говорят об относительной закрытости экономики. Для открытой экономики характерна доля экспорта в валовой продукции страны около 2/3, а для относительно закрытой — около 1/10.
Для характеристики международных экономических отношений важным является понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность имеет два уровня: уровень определенных видов товаров или услуг и уровень отдельных стран. Высокая конкурентоспособность товара или услуги достигается высоким качеством, низкой ценой или сочетанием того и другого. Высокое качество является результатом внедрения современных технологий и использования высококвалифицированной рабочей силы, что возможно в первую очередь в развитых странах. Низкая цена может быть достигнута как в развитых, так и в развивающихся странах массовым современным производством и использованием дешевых рабочих рук, сырья или энергии.
Проблема мировых цен очень актуальна в международных экономических отношениях. Постоянно ведется конкурент-пи и борьба между отдельными странами, экономическими группировками. Для менее развитых стран низкие экспортные цены часто дают едва ли не единственный шанс что-либо продать на мировом рынке.
Сочетание низкой цены и высокого качества относительно краткосрочное явление в экономической жизни страны. Такими преимуществами обладала Япония в 60-х гг., новые индустриальные страны Восточной и Юго-Восточной Азии в 70 80-х гг., когда они достигли высокого технологического уровня, а рабочая сила была еще относительно недорогой. Свою роль сыграли и другие факторы — грамотная организация производства, традиционные трудовые навыки населения, высокая трудовая дисциплина и т. д.
Вообще разница в цене на мировом рынке зависит в основном от качества и дефицита товара или услуги.
Единых критериев оценки конкурентоспособности отдельных стран нет. Чаще всего анализируют общее состояние экономики и финансов, эффективность управления на всех уровнях, качество инфраструктуры и рабочей силы. Международная организация — Всемирный экономический форум ежегодно публикует свой рейтинг конкурентоспособности отдельных стран. В 1994 г. в первую пятерку вошли США, Сингапур, Япония, Гонконг и Германия. В группе лидеров присутствуют две новые индустриальные страны. У каждого лидера свои «козыри» в конкурентной борьбе: у азиатских стран — высококачественная рабочая сила; у крупных стран — современные технологии; у Японии — передовое управление; у Сингапура — мощная государственная поддержка и т. д.
Международные экономические отношения стали развиваться с возникновением первых государств. Постепенно возрастала их роль. На этапе аграрной экономики они были второстепенны, т. к. хозяйство имело натуральный характер. В индустриальную эпоху значение международных хозяйственных связей резко возросло. В настоящее время они стали неотъемлемой частью экономики всех стран мира. Все формы международных экономических отношений углубились, расширились и тесно переплелись между собой.
Международные экономические отношения делят на две большие группы торговли — товарами и услугами. Внешняя торговля товарами (или просто внешняя торговля) развивается на основе международной специализации и кооперирования и является для них естественными каналами реализации. В торговле услугами выделены лишь важнейшие формы. Соотношение масштабов международной торговли товарами и услугами составляло в первой половине 90-х гг. 4:1, т. е. на долю услуг приходи лось около 1/4 совокупного объема мировой торговли.