Транспорт Бразилии

Между самой восточной точкой Атлантического побережья и самой западной точкой страны — более 4 тыс. км, почти на столько же Бразилия протянулась с севера на юг — это расстояние между Лондоном и Багдадом. Благодаря налаженной системе автобусного сообщения (кроме Амазонии, где основное транспортное средство — речные суда) перемещения по стране — не такая большая проблема, как может показаться. Кроме того, существует развитая сеть авиамаршрутов, и на этом рынке несколько бюджетных компаний на многих направлениях успешно конкурируют с крупными регулярными перевозчиками.

Автобусы

Поездка на междугородном автобусе обойдется гораздо дешевле, чем авиаперелет. Автобусы делятся на три категории. Convencional, или comum, — автобусы обычного междугородного сообщения, оборудованные туалетом. «Золотые» машины категории ехесиtivio, как правило, оснащены кондиционером и откидывающимися сиденьями, в них можно смотреть видеофильмы, между рядами больше пространства для ног. В спальных автобусах leito сиденья не хуже, чем в первом классе авиалайнера, имеются индивидуальные наушники, то есть желающим поспать не мешают те, кто хочет посмотреть фильм, и пассажирам часто предлагаются легкие закуски, вода, кофе, подушка и одеяло.

Два крупнейших оператора с полным спектром услуг, — Itapemirim и Auto Viacao 1001. Хотя их сайты только на португальском, вам будет несложно выяснить маршруты, график движения и тарифы. Билеты приобретайте на автобусной станции по крайней мере за сутки до отправления. Бронируя места, избегайте тех, что расположены над колесными арками и рядом с туалетом. Поленившиеся заранее побеспокоиться о билетах рискуют ехать стоя в проходе — не слишком приятная перспектива при продолжительной поездке.

Поезда

В течение десятилетий железные дороги приносили одни только убытки, и сегодня заслуживающей упоминания системы пассажирских перевозок не существует. При этом на некоторых сохранившихся линиях, а также на специально восстановленных участках действует несколько достаточно коротких экскурсионных маршрутов. По выходным туристический поезд отправляется из Ангра-дус-Рейс в увлекательную 40-километровую поездку через Атлантический лес до Лидисе. Поезд, сохранившийся с 40-х годов прошлого века, с паровозом в качестве локомотива курсирует между Марианой и Ору-Прету (20 км). Южнее еще один поезд 1912 г. ходит по старой «золотой» ветке, соединяющей Тирадентис и Сан-Жуан-дел-Рей (12 км). Оба эти поезда ежедневно выполняют по два рейса.

Воздушное сообщение

Можно сказать, что после столкновения в 2006 г. над Амазонкой пассажирского авиалайнера с маленьким частным самолетом бразильские авиалинии находятся в состоянии перманентного кризиса. В результате авиакатастрофы, самой страшной в истории Бразилии, погибли все 154 пассажира большого воздушного судна. Столкновение выявило ряд пробелов в системе радарного покрытия воздушного пространства над Амазонкой, а заодно и множество других проблем, связанных с системой диспетчерского контроля над воздушным движением. С тех пор аэропорты страны регулярно лихорадит от забастовок, «работы по правилам» и намеренного замедления темпа выполнения функциональных обязанностей.

Государственный авиаперевозчик «Varig» в 2006 г. обанкротился и недавно был приобретен бюджетной авиакомпанией «Gol», чей самолет потерпел крушение над Амазонкой. «Gol» намерен оставить «Varig» в качестве самостоятельно действующей компании, но с попыткой сокращения операционных расходов. Большинство компаний имеет свои сайты, но нередко вам не удастся приобрести билеты через Интернет, не располагая бразильской кредитной карточкой, поэтому будьте готовы действовать через транспортные агентства.

Что касается посещения Амазонии, то воздушный путь — единственный вариант для тех, у кого нет времени на продолжительное путешествие вдоль побережья. Стоимость перелетов упала, однако во многих случаях они стали более выматывающими, так как предполагают промежуточные пересадки, скажем, в Сан-Паулу и столице страны. Оказавшись в одном из центров Амазонии — Манаусе или Белене, — путешественники могут на аэротакси добраться до еще более удаленных приютов в джунглях, хотя речной транспорт и дешевле, и экологически безопаснее.

Водный транспорт

Из расположенного в устье реки Амазонки Белена рейсовые паромы отправляются вверх по течению до Сантарена и Манауса. Во многих случаях путешествовать можно во взятом напрокат на все время пути гамаке и со своим запасом продуктов. Дорога до Манауса займет от четырех до семи дней, обратный путь — на один-два дня меньше. На многих судах при желании можно перебраться в каюту, и хотя в этом случае стоимость проезда существенно возрастет, настоятельно рекомендуем путешествовать в каюте. В наши дни ввиду снижения цен на авиабилеты путь до Манауса по реке уже не столь выгодный, как прежде, однако по части впечатлений ему по-прежнему нет равных. Билеты можно забронировать еще дома, но вы сможете существенно сэкономить, поторговавшись в самом Белене.

Расписания

Самое свежее расписание движения автобусов, паромов и поездов вы сможете найти в выходящем каждые два месяца справочнике Thomas Cook Overseas Timetable, который можно приобрести на сайте www.thomascookpublishing.com.

На автомобиле

Даже притом, что сегодня многие водители научились обращать внимание на светофоры, вождение автомобиля в крупных бразильских городах остается занятием нервным и рискованным. В сельской местности, в стороне от основных приморских автомагистралей, дорожные условия могут варьироваться от вполне приличных до катастрофически плохих. Основные национальные автострады обозначаются буквами BK и цифрами, а менее значительные дорожные артерии — буквенными префиксами штатов. Автомобильное движение в стране правостороннее, пользование ремнями безопасности обязательно, права можно получить по достижении 18 лет, напрокат машины выдаются, как правило, людям, достигшим 21-летнего возраста.

Такси

В больших городах такси стоит недорого, а машину легко поймать прямо на улице. У подъездов крупных отелей водители часто назначают более высокую цену. До начала поездки убедитесь, что счетчик работает. При поездке на значительное расстояние, возможно, дешевле будет заранее договориться об оплате без счетчика, однако убедитесь, что вы с водителем правильно друг друга поняли. Остерегайтесь недобросовестных водителей и жульничества с деньгами, особенно в аэропортах и поздно ночью.

Доступность для путешественников с физическими недостатками

Транспортная инфраструктура Бразилии не слишком приспособлена для обслуживания инвалидов, и перемещения могут быть связаны с проблемами, тем более если путешествовать без компаньонов. Физическими недостатками, ограничивающими возможность пользования транспортом, страдают 15% бразильцев, и страна мало-помалу начинает сознавать свою ответственность перед ними, однако, поскольку почти весь общественный транспорт находится в частной собственности, инвестиции в приспособленные для перевозки инвалидов автобусы, не говоря уже о соответствующем градостроительном проектировании, явно недостаточны. Без посторонней помощи поездка в автобусе инвалиду практически недоступна, а в такси сильно затруднена. Тем не менее многие туроператоры предлагают специализированные поездки, в том числе на Амазонку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.