«Пора уже отдать себе отчет в том, к чему мы стремимся, и представить себе чудовищно смешную башню, возвышающуюся над Парижем в виде гигантской, черной заводской трубы, которая своим массивом будет угнетать такие сооружения, как собор Нотр-Дам, Лувр, Дворец Инвалидов, Триумфальную арку… Этот безобразный столб из клепанного железа бросит отвратительную тень на город, проникнутый духом стольких столетий…”
Это выдержка из письма, подписанного многими представителями французской культуры, в том числе такими знаменитыми как Дюма, Гуно, Мопассан, Прюдон. Письмо было направлено в феврале 1887 года генеральному директору Всемирной выставки, открытие которой предусматривалось в 1889 году. По случаю этой выставки было решено построить сооружение, которое могло бы стать символом технических достижений XIX столетия и из числа 700 присланных на конкурс работ, жюри избрано стальную решетчатую башню, проект которой представил знаменитый французский инженер Эйфель.
Башня ажурной конструкции, высотой 300 метров (до 1931 года самое высокое сооружение мира) была построена в 1889 году и с тех пор неразрывно связана с фамилией ее создателя. Четыре мощных фундамента, на которые опирается Эйфелева башня, образуют квадрат со сторонами 123,4 м. Упоминание о будто бы „варварской массе”, по-видимому, сильно преувеличено, потому что если бы всю конструкцию башни, вес которой составляет 7300 тонн переплавить и распределить на площади ее основания, то получился бы слой стали толщиной всего лишь 6 см.
В настоящее время стройный силуэт Эйфелевой башни стал одним из наиболее характерных черт панорамы столицы Франции. Простота, своеобразная красота, всемирная известность и конечно высота, превратили башню в объект, интересующий туристов всего мира.
Нет сомнения, что парижская башня была самым выдающимся достижением Александра Гюстава Эйфеля, который снискал себе славу лучшего конструктора стальных и железных объектов второй половины прошлого века. Инженерную карьеру Эйфель начал в возрасте 26 лет, после окончания Центральной школы искусств и ремесла в Париже. Первым сооружением, построенным Эйфелем был железный мост в Бордо. В 1866 году Эйфель возглавил собственное предприятие по проектированию и возведению легких железных конструкций, в большинстве случаев мостов, виадуков и вокзалов. Работы Эйфеля снискали ему общее признание. Важнейшие из инх — мост через реку Дюэро (1878) и виадук Гараби (1884) пролетом 165 м.
Вклад Эйфеля в развитие стального строительства довольно велик. Каждую конструкцию он старался решить оригинально, нешаблонно, применяя новые, лучшие методы проектирования и монтажа. Эйфель был признанным специалистом о чем свидетельствует факт, что он был привлечен к строительству парижского метрополитена и Панамского канала.
Сооружение решетчатой Эйфелевой башни представляло чрезвычайно сложную техническую проблему, причем главными были два вопроса: способ монтажа конструкции и ее прочность под ветровой нагрузкой. Эйфель применил чрезвычайно смелый способ монтажа, но при этом соблюдал необходимую осторожность. О целесообразности и точности его метода свидетельствует факт, что при выполнении весьма трудной задачи не было ни одного несчастного случая.
При изучении вопроса ветровой нагрузки Эйфель сделал ряд интересных опытов, которые послужили ему толчком для проведения исследований в области аэродинамики; Эйфель значительно продвинул вперед исследования по аэродинамике, применив ряд приборов и вспомогательных устройств при прочностных испытаниях. К числу важнейших изобретений Эйфеля следеут отнести аэродинамическую трубу. В 1903 году Эйфель организовал специальную аэродинамическую лабораторию, а в 1912 экспериментальную авиационную лабораторию, которая сыграла немалую роль в развитии авиационной техники.