Целью этой статьи является разбор интереснейших для мировой архитектуры по своему значению и историческому происхождению архитектурных форм раннего итальянского Возрождения. Чтобы понять их, нужно прежде всего выяснить сам исторический ход архитектурной мысли и причины, приведшие к возникновению в Италии стиля Возрождения, рассмотреть деятельность главных зодчих этого времени и их произведения и затем уже обратиться к изучению отдельных архитектурных форм, чтобы по ним составить себе определенную характеристику архитектуры эпохи раннего Возрождения.
Бросим поэтому сначала беглый взгляд на историю зодчества, чтобы вспомнить время повсеместного распространения римского строительства, период постепенного его видоизменения и полного забвения в Европе и, наконец, время столь же полного и неожиданного возврата к его формам, — возврата, прозванного архитектурой Возрождения.
Идеальные архитектурные формы древней Греции, воспринятые и переработанные практичными и энергичными римским архитекторами, были применены ими ко всем строительным проектам Рима. Храмы и базилики, форумы, цирки и амфитеатры, термы, победные и надгробные памятники, жилые дома, дворцы и виллы, акведуки и виадуки были созданы с применением одних и тех же форм, произошедших от соединение этрусского сводчатого стиля с греческою колоннадой, при общем характере богатства, величественности и силы. Высшего своего развития, как искусства, римская архитектура достигла во времена императора Августа (с 31 г. до н.э. по 14 г. н.э.) и Адриана (с 117 по 138 г. н.э.), а наиболее широкого распространения — к правлению императора Антонина (с 138 по 161 г. н.э.), когда Римская империя, по обширности своей территорий, превзошла все существовавшие государства древнего мира.
В это время мир, после долгих и кровопролитных войн, пришел, наконец, к порядку и относительному спокойствию. В устройстве своего быта покоренные страны всюду подражали Риму, и потому почти у каждого города был свой капитолий, свой цирк, термы, амфитеатры и тому подобные сооружения, потребность в которых вызвала широкое развитие строительства в Римской империи.
При рассмотрение сохранившихся памятников римского зодчества в их исторической последовательности, нельзя не заметить, что, чем более приближался Рим к своему политическому падению, тем более проявлялось упадка и в его искусстве. Все реже встречаются в его сооружениях образцы истинно творческого, аристократического, как было прежде, характера. Искусства вообще, а с ними и архитектура, сделались всеобщим достоянием, повсеместной потребностью, для удовлетворения которой они соединились с ремеслами и, воспроизводя в огромном количестве шаблонные формы, стали терять постепенно их качество.
Начиная с III столетия нашей эры, римская архитектура приходит в упадок, утрачивая не только свои прежние пропорции и формы, но и тщательность выполнения последних. Произошедшее в это время знакомство с азиатскими строительными формами искажает римскую архитектуру еще более.
С падением язычества в царствование императора Константина Великого (337 г.), римское языческое искусство совершенно утрачивает свое значение, и потому с этого времени в истории архитектуры начинается новый период, — период архитектуры христианских народов, или архитектуры средних веков. В первые века христианства подъем религиозного чувства был особенно силен, и, вследствие того, христианское зодчество, называемое в своей начальной форме «Древнехристианской архитектурой», прежде всего должно было удовлетворить потребностям чисто религиозным. Вот почему древнехристианская архитектура (с IV по XI в.) есть преимущественно архитектурой религиозных сооружений того времени, т. е. базиличных и лишь изредка центрально-купольных храмов, в которых новые идеи были выражены композицией плана и распределением пространств в зданиях, а все почти архитектурный формы взяты прямо из сохранившихся римских построек.
Это искусство в Восточной Римской империи скоро совершенно освободилось от своей классической основы, оставило базиличную форму храмов, приняло для них типом центрально-купольные сооружения и преобразовалось в своеобразную архитектуру Византийского стиля (расцвет с VI века по X век и далее упадок до взятия Константинополя турками в 1453 году).
На западе Европы древнехристианская архитектура продолжала господствовать до XI века, когда, под влиянием особенностей германских народов, она перешла в зодчество Романского стиля (с начала XI в. до ХШ в.), лишь смутно напоминающее о своем происхождении от римского искусства, и затем в зодчество Готического стиля (с XIII в. до XVI в.), представляющее собою уже совершенно самостоятельное развитие форм, не имеющее ничего общего с римским искусством.
В Италии с начала XV века Готический стиль неожиданно быстро сменяется, так называемым, стилем Возрождения, который, отбросив все особенности и исключительный достоинства Готики, возвращается к давно забытым формам римского зодчества, видоизменяя их сообразно новым строительным потребностям. Из Италии стиль Возрождения быстро распространяется по всей Европе и постепенно вытесняет Готику повсюду уже в начале XVI века. В разных странах новая архитектура принимает разные опенки, хотя в основе своей она везде остается верною архитектурным формам древнего Рима. Таким образом, в европейском зодчестве появляются стили испанского Возрождения, немецкого, французского и в период правления Петра I архитектура Возрождения утвердилась и у нас в России.
Наконец, общеевропейское зодчество переносится в Америку и Австралию, в Индию и побережья Азии и Африки, словом — всюду, куда проникла европейская цивилизация.
Такое значение новой архитектуры, представляющей, собственно говоря, лишь развитое стиля итальянского Возрождения, придает этому последнему совершенно особое значение в истории зодчества, и вот почему изучение форм итальянского Возрождения ложится в основу современного архитектурного образования.
Рассмотрим теперь причины, которыми обусловливалось появление в Италии архитектуры Возрождения вместе с странным, на первый взгляд, полным и повсеместным разрывом с идеалами архитектурных форм средних веков, с высокоразвитыми формами стрельчатого сводостроения, для обращения к давно забытой полуциркульной арке вместе с греческой колоннадой и архитравным перекрытием. Подобный глубокий и повсеместный переворот во взглядах не может быть случайным явлением, вызванным какою либо одною причиной, каким либо одним историческим событием, вроде, например, падения Византии, изобретения книгопечатания или преследования франк-масонских братств, как это объясняли иногда исследователи эпохи Возрождения.
Искусства вообще, а следовательно и архитектура, есть наиболее интенсивное проявление духовных сил человека, деятельность которых находится в известной зависимости от среды, окружающей художника. Зодчий есть сын своего времени, своего народа и своей страны. Он творить произведения, который являются монументальными истолкователями окружавшей его жизни, характеризующими высоту умственного и нравственного состояния его современников.
Поэтому, чтобы выяснить причины нарождение нового архитектурная стиля, появившегося в XV веке в Италии и быстро завоевавшего всю Европу, надо прежде всего обратить внимание на общее состояние нравов и дух времени, как в период, предшествующий Возрождению, так и во время его появления.
С падением Западной Римской империи ее поделили толпы варваров, целые века огнем и мечом уничтожавшие затем наследие великого Рима. В беспрерывных войнах погибали народы, выжигались города, забывались искусства и науки. Исключительный произвол грубой физической силы отразился на всем строе средневековой жизни. Бывшие предводители варваров, ставшие затем феодальными владельцами, были христианами только номинально. Сущность христианской религии не принималась ими, личный произвол и насилие были по прежнему главными руководящими принципами их поступков. Население было разорено и угнетено до крайней степени. Страх, невежество и грубость нравов в повседневной жизни, бедность, неопрятность, голод и болезни поселили в массах отвращение культуре и искусству вообще, и к архитектуре в частности.
Болезненное обострение земных проблем породило стремление к религии, помыслы, отвлеченные от всего земного — произвели искусство, всецело подчиненное религии. На этой почве родилась и пышно расцвела архитектура Готического стиля, с его единством идеи и внешности, с его фантастическими, разнообразными и колоссальными формами и почти исключительным господством вертикальных линий в их облике.
С развитием личной самостоятельности художников Готический стиль, хотя и строго законченный, органически разработанный, но в то же время, совершенно отвлеченный от действительной жизни с ее требованиями, самой своей природой был обречен на непродолжительное господство в Европе. Готика не могла не пасть. Мистицизм и невежество средних веков и грубые их нравы не могли держаться неопределенно долгое время. Жизнь не стоить на одном месте, а потому, с неизбежной эволюцией в области нравов и знаний, должна была последовать, наконец, и эволюция архитектурных форм.
Новая струя жизни вместе с новым искусством естественно должна была народиться в Италии, стоявшей в то время хотя и ниже своего былого величия, но все же во главе цивилизации Европы средних веков. До XI века все народы, поделившие наследие Западной Римской империи, владели почти одинаковым искусством и еще сохраняли о нем общие воспоминания. Далее в истории архитектуры дороги итальянского искусства и искусства заальпийских народов все более и более расходятся. Север Европы окончательно расстался с античными преданиями и постепенно выработал совершенно своеобразный и законченный Готический стиль. Италия, хотя и поддалась общему течению европейской архитектурной мысли и приняла чуждый ее духу Готический стиль под влиянием общих средневековых условий, но приняла его не так строго и часто значительно отклонялась от его типичных основных принципов.
Италия никогда не могла полностью забыть классического искусства, так как развалины его величественных памятников были там повсеместно, более же высокая, по сравнению с севером Европы, культура не позволяла итальянцам полностью отрешиться от своих исторических черт и уйти в туманный мистицизм, присущий духу германцев.
Поэтому-то, еще задолго до времени Возрождения, уже с XIII века в Италии появляются отдельные предвестники будущего обновления в искусстве, основанного на изучении античности. Однако господство Готического стиля продолжалось еще достаточно долго. Для его падения нужно было, чтобы любовь к древности и изучение ее искусства стали всеобщею потребностью, что случилось в Италии не ранее XV века, когда интерес к произведениям древних философов, ученых и поэтов, и творениям архитекторов стал быстро возрастать в культурном слое итальянского общества.
Продолжение следует