Бенджамин Бейкер принадлежит к числу самых выдающихся британских инженеров викторианской эпохи и одним из самых выдающихся во всей истории Великобритании. Бейкер всего лишь в возрасте 22 лет руководил ответственными участками на строительстве первого в мире лондонского метрополитена. Он работал под руководством знаменитого Джона Фаулера (1817 — 1898 гг.), который первый применил новаторское решение транспорта современного города.
Ознакомившись на строительстве метрополитена с разнообразными проблемами подземных работ и фундаментирования, Бейкер заинтересовался мостостроением. После нескольких лет оживленной деятельности в области строительства мостов, Бейкер совместно с Фаулером разработал проект крупнейшего объекта своего времени — моста через Ферт-оф-Форт — морской залив в Шотландии. Памятуя об ужасной катастрофе самого длинного в те времена 85-пролетного моста Тай Бридж, который в декабре 1879 года рухнул вместе с ехавшим по нему пассажирским поездом от действия силы ветра, Бейкер обратил особое внимание на прочность конструкции при ветровой нагрузке. Вблизи залива Бейкер поместил приборы для измерения силы ветра и проводил испытания действия ветровой нагрузки на предметы различной формы. Он всегда говорил, что ветер для мостов опаснее, чем самые тяжелые поезда.
Мост через залив Ферт-оф-Форт был сооружен в 1883—1890 годах.
Это была консольная конструкция. Два главных пролета по 520 м. состояли из консолей по 207 метров и опирающейся на консоли фермы 106 м длины в центре пролета. В те времена это был мировой рекорд в мостостроении, который продержался свыше двадцати лет. Оба крайних пролета по 205 м примыкали к многопролетным виадукам из решетчатых ферм на каменных опорах. Мост отличался превосходной устойчивостью как в поперечном., так и продольном направлении. Сжатые элементы имели трубчатое сечение, а растянутые — были решетчатыми. Во время строительства этого моста встретилось немало трудностей. Часть опор, диаметром свыше 21 м, опиралась на прочный каменный грунт, но некоторые из них должны были быть построены на кессонах, на глубине 24 метра ниже самого высокого уровня воды.
Трудности составлял и монтаж пролетов, так как требовал превосходной организации работ Для возведения конструкции этого моста, которая по размерам не имела себе равных в мире, и кроме того, была изготовлена из нового материала — стали, Бейкеру пришлось разработать собственный метод определения напряжений. «По необходимости, — писал Бейкер в 1884 году, — не имея в прошлом образцов, которым мог бы я следовать, я понимал, что успеха может достичь только тот из инженеров, который совершит наименьшее число ошибок».
Понимая превосходно, что современные инженерные методы не точны, Бейкер кроме теории пользовался интуицией. Кроме ветровой нагрузки,он предусмотрел влияние на конструкцию температурных изменений, и обеспечил возможность передвижения центральной фермы в месте соединения с консолями. Кроме того, в расчеты он ввел значительный коэффициент безопасности.
Новый мост весил 51 000 тонн и стоил свыше 3 миллионов фунтов стерлингов. Через мост шла двухколейная железнодорожная линия. Во время торжества открытия моста Фаулеру было присвоено звание баронета, а Бейкеру — дворянское звание. Среди общего энтузиазма были однако и критические голоса. Например, известный критик Уильям Моррис назвал Ферт оф Форт «примером самой большой и самой полной уродливости», против чего выразили протест создатели моста, утверждая, что красота является производной от целесообразной функциональности конструкции.
Кроме мостостроения Бейкер вел оживленную деятельность в области водного строительства. Он разработал проект плотины на реке Нил в Асьюте, причем отказался от традиционной конструкции из ряда глубоких опускных колодцев и полностью отбросил неточные и туманные теории современной ему механики грунтов. На основе собственного опыта относительно проницаемости грунта он определил необходимую глубины закладки чугунных щитов, из которых состояло сооружение. Чтобы обеспечить наиболее целесообразное использование плотины в целях орошения грунтов, Бейкер снабдил плотину 110 шлюзами для регулирования расхода воды. Плотина в Асьюте послужила примером для строительства других аналогичных плотин. На основе опыта работы этой плотины были усовершенствованы позднейшие подобные гидросооружения на Ниле.
Однако крупнейшим достижением Бейкера в гидростроительстве следует несомненно считать знаменитую плотину в Ассуане, с помощью которой можно было самым полным образом (по тем временам и техническим возможностям) менять уровень воды в Ниле. Плотина была построена в 1898—1902 годах по проекту Уильяма Уилкокса (1852—1932). Длина плотины составляла почти 2 км, высота — 30 м. Водохранилище, образовавшееся на верхнем бьефе плотины вмещало около 1 миллиарда куб м воды. В последующие годы плотину несколько раз достраивали. (В настоящее время эта плотина заменена новой, мощной плотиной в Садд эл Аали, длиной почти 5 км, высотой 68 м, которая создала водохранилище емкостью 130 миллиардов куб. м.)
В истории техники мало было инженеров, которые могли бы равняться с Бенджамином Бейкером. И хотя построенные им плотины вскоре перестанут работать и прекратят свое существование, а мост Ферт-оф-Форт если сравнивать этот мост с простыми и стройными современными конструкциями, кажется нам теперь таким неуклюжим. как доисторическая ящерица, погружающая свое тело в воды залива, то все же огромный вклад Бейкера в технику навсегда останется неоспоримым.