Джон Рёблинг, создатель Бруклинского моста

Один из выдающихся пионеров в деле строительства висячих мостов в Соединенных Штатах Северной Америки, Джон Огаст Рёблинг, был немцем по происхождению. Будущий инженер родился в Мюльгаузене в Тюрингии 12 июня 1806 года. В возрасте 20 лет окончил Королевский политехнический институт в Берлине и 3 года работал инженером на строительстве дорог в Вестфалии. Уже тогда  он живо интересовался строительством мостов.

В 1831 году Иоганн вместе со своим братом Карлом выехал в Соединенные Штаты, намереваясь заняться сельским хозяйством. Братья высадились 6 августа в Филадельфии и по Пенсильванскому каналу отправились в Питтсбург. Америка оказала на Реблинга большое впечатление. Свое путешествие по каналу он описал в обширной статье, которую, впрочем, напечатал значительно позже. Братья купили участок земли вблизи Питтсбурга, в графстве Батлер, где поселились среди довольно большой группы немецких колонистов. Они надеялись заняться образцовым фермерством.

К счастью, Иоганн оказался плохим фермером и уже в 1837 году решил вернуться к своей прежней профессии. В этом же году он получил американское гражданство и уже как Джон Огаст Реблинг занялся строительством каналов и мостовых переходов. В 1841 году ему пришла в голову необыкновенно плодотворная идея изготовления несущих канатов для висячих конструкций из большого количества тонких, стальных проволок. Этого типа стальные канаты широко распространены до сегодняшнего дня — они обладают большой прочностью и одновременно достаточной гибкостью. Реблинг применял такие канаты на строительстве мостов и, кроме того, стал их изготовлять в специальной мастерской.

В 1844—1845 годах Реблинг построил большой деревянный акведук для Пенсильванского канала, состоявший из 7 пролетов по 50 м каждый. Все пролеты поддерживались несущим канатом, диаметром около 18 см. В 1846 году построил висячий шоссейный мост через реку Мононго- хилу в Питтсбурге, из 8 пролетов по 57 м висящих на 2 канатах, диаметром около 11 см каждый. Канаты были изготовлены на берегу, а затем установлены в конструкцию при помощи лодок. В 1848—1850 годах Реблинг построил 4 висячих акведука для канала, соединяющего реки Делавар и Гудзон. Из многих мостов, построенных Реблингом в последующие годы особого внимания заслуживает шоссейный мост через Ниагару, строительство которого было завершено в течение 1851—1855 годов. В это время ему стал помогать старший сын Вашингтон.

После окончания политехнического института, молодой Реблинг работал сначала на отцовской фабрике стальных канатов, а потом стал помогать родителю в разработке проектов и монтаже инженерных конструкций. Первый мост, был построен вместе отцом и сыном Реблингами, через реку Аллегейни в Питтсбурге (1856—1860).

Плодотворное сотрудничество опытного мостостроителя Реблинга с талантливым сыном было прервано гражданской войной в США. Старший Реблинг искренне возмущался рабовладением и горячо поддержал сына, добровольно вступившего в 1861 году в ряды Национальной гвардии. Во время кампании Вашингтон проявил себя в качестве талантливого военного инженера — он построил висячие мосты через реки Раппаханнок и Шенандоа и быстро продвигался по службе, получив в 1865 году звание полковника. После окончания войны Вашингтон вернулся к сотрудничеству с отцом и вместе с ним построил в 1865—1867 годах мост через реку Огайо в Цинциннати.

Постройка Бруклинского моста

В 1869 году Реблинг-старший приступил к строительству, которое должно было стать блестящим завершением всей его карьеры инженера — то есть к строительству моста через Ист-Ривер в Нью-Йорке, так называемого Бруклин Бридж, соединяющего Бруклин с Мангатаном. Проект этого висячего моста был весьма смелым по тем временам. Центральный пролет Бруклинского моста имел 488 м в свету, подвешен на 4 мощных канатах, из которых каждый был сплетен из 5296 проволок, диаметром около 4 мм каждая. Однако Джону Реблингу не удалось дожить до конца строительства этого чуда техники: 28 июня 1869 года паром, ударивший в леса, на которых стоял Реблинг, повредил ему ногу. Великий инженер умер 22 июля того же года от столбняка. Молодой Реблинг достойно заменил отца на строительстве. В ходе работ, завершенных только лишь в 1883 году, он проявил выдающиеся инженерные знания и организационные способности. Фундаменты мостовых пилонов построены им на кессонах, из которых самый большой, деревянный, отличался крупными размерами 31 х 52 м. Высота моста — больше 40 м над уровнем воды оказалась достаточной для пропуска самых крупных судов. Благодаря тщательному содержанию, мост в превосходном состоянии просуществовал многие десятки лет. Интересно, что Реблинг-младший, блестяще завершив строительством Бруклинского моста карьеру отца и свою, полностью прекратил инженерную практику. Разбогатев, прославленный инженер поселился в Трентон, где занялся своим любимым делом — собиранием коллекций редких минералов.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.