Знаменитый греческий зодчий Эвпалиний, сын Наустрофия, родился в Мегаре, вблизи Афин. Это был первый в истории человек, которого современники называли архитектором.
С того времени и вплоть до XVIII века нашей эры архитекторами стали звать людей занимающихся различными отраслями техники, в частности, также конструкторов машин. Когда тиран острова Самос, Поликрат, „счастливейший из счастливых”, пожелал прославить свое правление (535—522 г. до н. э.) строительством великолепных сооружений: порта, храма и туннеля, он пригласил из далекой Аттики Эвпалиния. Сооружение, построенное Эвпалинием на одном из прекраснейших островов Эгейского моря, обеспечило ему бессмертие: он пробил через горы Кастро туннель, длиной около 1000 метров.
Это было не первое сооружение этого рода в истории человечества. Упоминание о подземном, искусственно пробитом канале, который позволил жителям Иерусалима получать воду из источника, находящегося вне городских стен, восходит к 1000 году до н. э. Около 700 года до н. э. евреи расширили туннель, по которому тайно получали воду для своей столицы. Однако это сооружение было несравненно меньше по размерам, чем туннель Эвпалиния. Иерусалимский туннель не шел по прямой линии, так как его пробивали по мягким жилам в скале, поэтому рабочие, пробивавшие туннель с двух сторон встретились только лишь после нескольких попыток. Перед Эвпалинием стояла сложная задача: на пути, по которому он намеревался подвести воду с гор в город, находилось крупное препятствие — гора Кастро, шириной в километр и высотой около 300 метров.
Решение, принятое Эвпалинием было по тем временам необыкновенно смелым. Осуществив измерения и произведя расчеты, он наметил прямую ось будущего туннеля.
Работы были начаты с двух сторон. Оказалось, что встреча обеих групп, дополнительно затрудненная тем, что туннель строился с уклоном, весьма сложная проблема. Основное сечение туннеля было квадратным, со стороной 1,75 м. Вдоль одной из стен туннеля проходил канал, а в нем — гончарный трубопровод. Все работы выполнены вручную, кирками; в те времена это был единственный способ из возможных. Пробивать туннель могли одновременно только несколько рабов, которые часто сменялись. Остальные занимались транспортировкой породы наружу. Обе группы рабов встретились с небольшим отклонением, которое составило около 6 метров, а по уровню — неполный 1 метр. Это соответствует погрешности в измерении углов на 20 минут. Установив размеры ошибки, Эвпалиний углубил канал для трубопровода в высшей части туннеля. Туннель Эвпалиния принадлежит к числу наиболее выдающихся сооружений древней Греции. Позднейшие туннели древних были короче и, как правило, имели значительно меньшее сечение. Иногда оно так мало, что кажется невозможным свободная работа в них хотя бы одного человека. Это настоящие „кроличьи норы”.