Если те, кто приезжает в Израиль в первый раз, надеются, что израильтяне будут похожи на их друзей или партнеров по бизнесу еврейской национальности, оставшихся дома, то они будут очень удивлены. Израильская нация формировалась из представителей еврейской диаспоры, различающихся как этнически, так и культурно; и эти различия зависят от страны происхождения.
В период с 1948 по 1977 г. несколькими волнами в Израиль приехало более 745 тысяч евреев из мусульманских стран, где им создали невыносимые условия для жизни. После иммигрантов из Северной Африки, прибывших в пятидесятых годах прошлого века, в страну устремились поляки, голландцы, «англо-саксонцы» из США и Британского Содружества Наций, Франции, Южной Америки, мексиканцы, греки, турки и представители других национальностей, не только различающиеся внешне, но и воспитанные в разных культурах, с различными ценностями, обычаями и привычками.
Русские и эфиопы
В девяностых годах XX века Израиль успешно абсорбировал более миллиона иммигрантов из России и бывших республик Советского Союза. Столь большой наплыв людей оказал значительное влияние на страну, не только существенно увеличив население, но и разнообразив количество талантливых и умелых людей в технологических областях, науке, искусстве. Вместе с тем это имело и негативные последствия, выразившиеся в усилении организованной преступности.
В 1984 г. в ходе спасательной операции «Моисей» в Израиль было вывезено более 8 тысяч эфиопских евреев. В 1991 г. к ним присоединились еще 14 500 человек, спасенных в операции «Соломон», проведенной в течение тридцати часов, непосредственно перед захватом Ади-Абебы мятежниками из Эфиопского народно-революционного демократического фронта. Из-за различий в культуре, происхождении, традициях и ожиданиях этим новым иммигрантам оказалось сложнее интегрироваться в общество в качестве отдельной общины, хотя известны многочисленные индивидуальные истории, закончившиеся вполне благополучно, особенно в областях моды и военной службы.
Израиль стал родиной и представителям разных нееврейских наций. Из общего населения, составлявшего на момент написания книги 6,9 миллиона человек, приблизительно 77 процентов — евреи, 19 процентов — арабы, а оставшиеся состоят из друзов, черкесов и других национальностей.
Израильские арабы
Израильские арабы, чьи предки не стали покидать страну в ходе конфликта 1948 г., стали гражданами Израиля и имеют все права, в том числе избирательные, и часто занимаются бизнесом. Они имеют достаточно большое представительство в парламенте, как посредством своих партий, так и через представителей основных политических партий, входят в профсоюзы, а многие из них записываются в израильские университеты. Израильские арабы живут в мире и гармонии с гражданами еврейской национальности в таких городах, как Хайфа, Акре, Яффе и Рами. Они участвуют в демократических выборах и избираются в советы, управляющие жизнью своих городов и деревень, и могут работать во всех открытых сферах деятельности.
Но имеется и негативная сторона. Израильские арабы оказались втянутыми в самый центр ближневосточного конфликта. При этом у многих израильтян-евреев создается негативное отношение к ним, возникают взаимные чувства подозрительности и недоверия. Израильские арабы не призываются на службу в израильскую армию.
Многочисленные израильтяне арабского происхождения достигли больших высот в самых разнообразных сферах деятельности — в политике, культуре, масс-медиа, развлечениях и досуге, спорте и других. Например, игроки Аббас — Суан и Валид Бадир стали членами национальной футбольной команды 2006 г. Существует молодежный еврейско-арабский оркестр, которым дирижирует Даниэль Баренбойм. Большой популярностью пользуется творчество палестинской певицы Амаль Муркус, а в 1991 г. «королева красоты» Рана Раслан была признана «Мисс Израиль».
Бедуины
Бедуины представляют собой кочевой народ, живущий, главным образом, в южной части пустыни Негев. Их шатры, верблюдов, коз и овец можно увидеть, когда проезжаешь по главным автострадам. Они пользуются репутацией очень гостеприимных людей, а обед в бедуинском шатре останется в памяти надолго. Бедуины считаются отважными следопытами и многие из них служат в Армии обороны Израиля в качестве добровольцев-проводников, охраняющих границы Израиля.
Ходят слухи о том, что бедуины, помимо выращивания скота и работы проводниками, еще активно занимаются контрабандой.
Друзы
Эта компактно проживающая община представляет собой исмаилитскую секту, зародившуюся в Каире в XI веке. Им удалось сохранить свою религию в полной тайне, которая известна только священнослужителям и посвященным.
Израильтяне-друзы, проживающие в деревнях, разбросанных по Галилее, успешно интегрированы в израильское общество. Они призываются в Армию обороны Израиля, где многие из них дослужились до высоких чинов, и, в своем большинстве, не находятся в таком затруднительном положении, как израильтяне-арабы. С другой стороны, друзы, проживающие в деревнях на Голанских высотах, не уверены в том, будут ли Голанские высоты возвращены Сирии или нет, что создает им определенные проблемы в выборе гражданства. Друзы, проживающие на Голанских высотах, не призываются в Армию обороны Израиля.
Черкесы
Представители этой нации исповедуют ислам, хотя и не относятся к арабам, а ведут свой род из Черкесии, российского региона на Кавказе, недалеко от Черного моря. Они проживают, главным образом, в деревнях в Нижней Галилее и выглядят как жители Восточной Европы. Помимо иврита, черкесы говорят на своем, черкесском, языке и по-арабски. Они считаются израильтянами во всех отношениях.
Правительство
Израиль представляет собой демократическую республику, основанную на всеобщем избирательном праве. Его главными институтами являются президент, однопалатный парламент (Кнессет), правительство, судебная власть и Государственный контролер.
Президент
Несмотря на то, что его обязанности в большей степени формальны, президент является главой государства, а его офис олицетворяет единство нации и вне проводимых партиями политических действий. Парламентское большинство избирает президента на 7 лет.
Парламент (Кнессет)
Главной функцией парламента является законотворчество. Его состав определяется системой пропорционального представительства, лежащей в основе всеобщего избирательного права. 120 членов парламента работают на пленарных заседаниях. Они объединены в 12 постоянных комитетов и три специальных комитета. Парламент избирается на срок 4 года, но может быть распущен ранее по собственному решению или решению премьер-министра.
Правительство (Кабинет)
Правительство представляет собой исполнительную ветвь власти и несет ответственность за внутреннюю и внешнюю политику. Оно обязано отчитываться в своих действиях перед парламентом и наделено широкими полномочиями.
Правительство формируется после выборов, когда президент называет партийного руководителя, который должен представить список кабинета министров на утверждение парламента. Этот список должен быть представлен совместно с основными направлениями политики в течение двадцати дней. После утверждения министры становятся подотчетными своему руководителю, премьер-министру, и парламенту. Большую часть членов кабинета составляют министры «с портфелями», то есть руководящие министерствами, например, обороны, иностранных дел. Но есть и министры без портфеля, то есть такие, кто выполняют отдельные поручения премьер-министра, но не руководят министерствами, хотя и обладают решающими голосами на заседании правительства.
Судебная власть
Судьи назначаются президентом на основе представлений, сделанных специальным комитетом по выставлению кандидатур, состоящим из судей Верховного суда, членов коллегии адвокатов и общественных деятелей. Судьи назначаются пожизненно с обязательным выходом на пенсию по достижении семидесятилетнего возраста. Гражданские и уголовные дела рассматриваются в мировых и районных судах, а дела несовершеннолетних, дорожно-транспортные происшествия, военные дела, трудовые споры и вопросы, входящие в компетенцию городских властей, рассматриваются в специальных судах. В Израиле нет суда присяжных. В случаях, связанных с рассмотрением дел, касающихся гражданского состояния, таких как бракосочетание, развод и усыновление, правосудие делегируется судам религиозных институтов разнообразных общин Израиля.
Верховный суд является высшим аппелляционным судом, который может отменять постановления нижестоящих судов. В нем рассматриваются иски против любого органа власти. Для таких дел он является судом первой и последней инстанции. Он может давать рекомендации парламенту относительно желательности внесения изменений в законодательство и обладает полномочиями отвечать на обращения, устанавливая, насколько применение или толкование того или иного закона соответствует принципам основного закона Израиля. В Израиле нет записанной конституции, но, тем не менее, большинство глав, из которых можно было бы ее составить, присутствуют в форме основных законов, среди которых имеется и «Закон о человеческом достоинстве и свободах» (1992 г.).
Государственный контролер
Государственный контролер выбирается парламентом на семилетний срок. Он отвечает за внутренний аудит и отчитывается за законность, аккуратность, эффективность и моральную чистоту государственного управления. Он наделен правами тщательного изучения финансовых дел партий, представленных в парламенте. У него нет права принимать меры по результатам полученных им сведений. Но так как его доклады широко публикуются в средствах массовой информации, то можно не сомневаться в том, что необходимые действия будут предприняты.
Выборы
Выборы в парламент являются всеобщими, общенациональными, прямыми, равноправными и тайными. При этом вся страна представляет собой один избирательный округ. Избиратели опускают в урну один избирательный бюллетень за ту партию, которая, по их мнению, достойна представлять их в парламенте. В выборах принимают участие многочисленные партии, что отражает широкий спектр доктрин и убеждений, касающихся религиозных, социальных, экономических аспектов и вопросов безопасности.
Перед выборами каждая партия представляет свою платформу и список кандидатов. Парламентские места распределяются в соответствии с процентом голосов, который получила партия при общенациональном голосовании.
С момента образования Государства Израиль в каждый парламент избиралось от десяти до пятнадцати партий, но ни одна партия никогда самостоятельно не набирала большинства голосов. В результате одна коалиция сменяла другую, с неотъемлемо присущими этому процессу нестабильностью, вероломством и подсиживанием, а также использованием непомерного влияния маргинальных партий, особенно религиозных.
Две главные политические партии, по традиции занимающие правый и левый фланги, сейчас стремятся занять центристскую позицию. Среди небольших партий представлены национально-религиозные, ультра ортодоксальные, леволиберальные, правонационалистические и арабские партии. Меньшинства представлены во всех израильских партиях.
По достижении восемнадцати лет у каждого гражданина имеется право выбирать, а быть избранным в парламент можно после достижения двадцати одного года.
Израильтяне проявляют большой интерес к политическим вопросам, касающимся как внутренних дел и вопросов безопасности, так и внешних отношений. В стране традиционно высока явка на выборы. Так в 2006 г. в выборах, в результате которых к власти пришла новая центристская партия «Кадима», приняло участие от 77 до 87 процентов граждан, имеющих право голоса. А на предшествующих этим выборах явка составила немногим больше 60 процентов.
В соответствии с Основными законами (законами, в которых рассматриваются конституциональные вопросы) Кнессет, через Центральный избирательный комитет, может не допустить партию к участию в выборах. Это может произойти в том случае, если среди заявленных ею целей или в ее деятельности, явно или в подтексте, наличествуют отрицание законности существования Государства Израиль в качестве государства еврейского народа, отрицание демократического характера этого государства или призывы к расизму.
День выборов
День выборов объявляется государственным праздником для того, чтобы дать каждому гражданину возможность проголосовать. Военнослужащие, проходящие действительную военную службу, голосуют на избирательных участках, открытых в частях. Специальные меры принимаются для организации голосования заключенных в тюрьмах, а также больных, находящихся в больницах.
По израильским законам голосование проводится только на земле Израиля и не организуется для отсутствующих там граждан.
Единственными исключениями является голосование израильских граждан, служащих на борту израильских кораблей и работающих в посольствах и консульствах Израиля за рубежом.
Правительство официально считается назначенным после того, как в Кнессете ему выразит доверие большинство, то есть не менее 61 члена Кнессета. После этого министры вступают в свои должности.
Экономика
Несмотря на дефицит природных ресурсов, Израиль превратился в современное индустриальное государство с развитой экономикой. Израиль импортирует, главным образом, сырую нефть, зерновые, сырье, необработанные алмазы и военное оборудование. Ведущими статьями экспорта считаются ограненные алмазы, высокотехнологичные разработки (Израиль является одним из ведущих центров высоких технологий), промышленная и сельскохозяйственная продукция, химикаты, модные изделия и услуги в области безопасности. Военная промышленность Израиля, опирающаяся на разработчиков программного обеспечения, выпускает высокотехнологичные продукты для авиации, коммуникаций, медицинской электроники и оптико-волоконные продукты.
В Израиле сложился отрицательный баланс импорта и экспорта, но платежный баланс — положительный, благодаря большим односторонним платежам и внешним займам.
Приблизительно половина внешнего долга приходится на США, главного источника военной и экономической помощи. По данным Банка Израиля, в 2007 г. экономика страны выросла всего на 5,5 процента В стране наблюдается существенное снижение безработицы, которая к концу 2007 г. составила около 6,6 процента.
Семейная жизнь
В израильском обществе традиционные взаимоотношения полов, при которых женщины остаются, в первую очередь, женами и матерями, а мужчины — главными кормильцами и добытчиками, все еще рассматриваются как идеальные. Несмотря на распространение семей, где оба члена семьи работают и пополняют семейный бюджет, а также на большую долю женщин, работающих для обеспечения уровня семейной жизни, все же количество женщин, стремящихся сделать свою собственную карьеру, меньше чем мужчин. При этом на женщину, которая получает большую заработную плату, занимает высокую должность в корпорации или владеет собственным бизнесом, все равно в семье падает ответственность за ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Свободные мужчины будут лишь помогать в этих обыденных делах.
Несмотря на такие идеальные представления о семейной жизни, люди все позже вступают в брак, число разводов увеличивается, размер семьи уменьшается (за исключением верующих людей), среди свободно относящихся к традициям и светских людей все большее распространение получают добрачные сексуальные отношения, а пары, живущие вместе, но не регистрирующие брак, становятся обычным явлением. С учетом значимости наличия детей и увеличивающейся финансовой независимостью растет количество неполных семей (с одним родителем). Это явление, так же как и однополые пары, не вызывает в обществе особого осуждения.
Семья остается важнейшим фактором жизни в Израиле. Принято собираться всей семьей в пятницу вечером, когда дети и внуки приезжают на ужин к родителям и бабушкам с дедушками. Этому способствует и география. Благодаря небольшой территории, в Израиле нет такого места, откуда нельзя было бы доехать для того, чтобы собраться в шаббат. В особых случаях, когда верующие люди не могут сесть за руль, гости приезжают с ночевкой. Такие встречи могут происходить в разных домах членов одной семьи. На них часто приглашаются друзья и гости, которым все бывают очень рады.
В семьях, не столь ревностно соблюдающих правила шаббата, гости могут собираться на ужин в пятницу или поздний завтрак в субботу. Такие семьи часто отправляются в субботу в рестораны. Обычно там за длинными столами сидит много гостей, которые громко разговаривают, пытаясь докричаться до человека на дальнем конце стола. Такие встречи очень распространены в еврейские праздники.
Дедушки и бабушки часто помогают в воспитании внуков, отводят и встречают их из школы, ходят с такими друзьям и в разные кружки после школы. Они также сидят с маленькими детьми и, естественно, помогают детям материально. В Израиле непрерывно обмениваются подарками, так как израильтяне очень любят дарить их при каждом удобном случае.
Духовное единение и разделение на группы
Считайте, что вам сделали комплимент, если назвали bevreman (хевреман — отзывчивым, чутким, компанейским человеком). Израильтяне отличаются коммуникабельностью и отзывчивостью, они способны испытывать глубокие и длительные дружественные отношения, например, к одноклассникам или соседям. Но чаще всего такая дружба возникает в армии, где особо ценятся верность и преданность. После окончания армейской службы многие юноши вместе отправляются в путешествие на другой конец света. Также поступают и молодые пары, женатые только готовящиеся к этому. Как правило, их окружают друзья с обеих сторон. Все вместе они отправляются в походы за город, на пикники или на пляж.. Вместе они ходят по барам и в рестораны. Если у них есть свой дом, то приглашается хевре (свой круг друзей) на кофе с пирожными. Весь вечер звучат шутки, идут политические споры и обмен опытом, как хорошим, так и плохим. Они все вместе катаются на лыжах, ходят на яхтах, вместе с детьми отправляются в походы. Новичков в компании радостно приветствуют, но если они не могут заинтересовать, то о них просто забывают. В Израиле не принято представлять гостей.
Позиция в отношении друг друга
На макроуровне израильтяне придерживаются высокого мнения друг о друге и искренне радуются успехам земляков. Себя, как нацию, они характеризуют так: гибкие, находчивые, благородные, откровенные, патриотически настроенные, отважные, сердечные и учтивые. При этом признают, что могут легко оскорбить, быть самонадеянными, плохими слушателями, излишне рискованными и даже необузданными.
В отношениях между собой они совершенно другие. В своем кругу они вечно конкурируют, друг о друге судят критически и поверхностно. У них не принято восторгаться или верить друг другу. На иврите есть такое выражение «симха фед». Оно означает удовольствие, получаемое от неудачи другого человека. Без сожаления они используют для характеристики своих друзей такие эпитеты, как «тупой» (типеш, метумтам, идиот), «простофиля» (фрейер), «жулик» (ганав) и «сумасшедший» (мешугах). Тяжелая жизнь в этой осажденной стране вызывает свои проблемы, поэтому часто первое впечатление оказывается обманчивым.
На отношение израильтян друг к другу оказывают влияние и другие факторы. У представителей старшего поколения сохранились предубеждения, сформировавшиеся еще до иммиграции, например, литовцы свысока смотрят на поляков, а те, в ответ, презирают их. Евреи из Германии испытывают чувства превосходства по отношению ко всем остальным, за что их считают снобами и негибкими людьми. Иммигранты с запада снисходительно относятся к иммигрантам с востока и так далее, в зависимости от происхождения тех, кто составляет этническую мозаику этой страны.
Эгоизм и самоотверженность
Эгоцентризм является неотъемлемой частью характера израильтян, к тому же для многих игр из них характерно в той или иной степени стремление вырваться вперед. Они не прощают им детскую глупость и с пренебрежением относятся к доверчивым людям. В первые годы существования Государства Израиль эта черта характера была присуща социалистам и прочим поборникам равноправия. Но со временем каждый здесь стал отвечать за себя и исповедовать принцип: «Если я сам не позабочусь о себе, то кто же тогда позаботится обо мне?». Хотя следует признать, что во время общенациональных кризисов эта позиция немедленно замещается самоотверженным взаимодействием, а израильская солидарность становится несгибаемой.
В Израиле евреи-ашкенази, чьи предки жили в Центральной и Восточной Европе, во время церковной службы придерживаются германского обряда и настроены против церковного обряда в испанском стиле, характерном для евреев-сефардов, чьи предки прибыли, главным образом, из арабских и мусульманских стран. В свою очередь, сефарды не питают большой любви к евреям-ашкенази, так как, на самом деле, у них есть основания для обиды.
Сабры, евреи, родившиеся в Израиле, отличаются рациональным подходом ко всем этим проблемам и не обращают внимания на предубеждения своих родителей. Но в случаях конфронтации старинные точки зрения могут всплывать на поверхность. С другой стороны, из-за наличия многочисленных противоречий, особенно в политике и религии, а также из-за того, что в отдельных районах наблюдается высокая плотность населения различного происхождения и с неодинаковыми нормами поведения, могут возникать разногласия и противоречия, которые отсутствовали бы в более просторном и однородном окружении.
Для израильтян не характерно копить обиды в себе. Они стремятся как можно быстрее изменить первое, не очень лестное впечатление, попробовать еще раз, забыть и простить, и стать друзьями.
Отношения к меньшинствам
Отношения к меньшинствам в Израиле могут быть разными. Израильтяне-евреи достаточно дружелюбно относятся к христианам-неарабам, друзам и черкесам. В отношении арабов-израильтян часть ашкенази испытывает недоверие, а часть евреев-сефардов, многие из которых родились в арабских странах, где евреи преследовались, испытывают к ним неприязнь и временами неприкрытую ненависть. К израильским арабам-христианам, в целом, отношение лучше.
Несмотря на продолжающийся конфликт в регионе, который осложняет взаимоотношения между евреями и арабами, существует большое количество примеров тесного взаимодействия между арабскими и еврейскими бизнесменами; между арабскими владельцами ресторанов и магазинов и их посетителями; между арабами и евреями, совместно занятыми в сферах туризма, сельского хозяйства, промышленности и торговле. На ниве искусства, средств массовой информации и в многочисленных ассоциациях и межконфессиональных проектах израильские евреи и арабы, а также палестинцы работают вместе ради общего дела, включая вопросы мира, прав человека и демократии, при этом между арабами и евреями часто складываются глубокие дружеские отношения. К сожалению, интифада расколола молодежь на два противостоящих друг другу лагеря.
Благородный жест
Еврейские гости, приглашенные на мусульманскую свадьбу известным арабом, проживающим в Израиле, были удивлены и поражены, когда во время застолья молодые люди из семьи хозяина вручили им корзинки с бутылками вина и виски. Ведь в соответствии с требованиями ислама алкоголь строго запрещен! Обходительный отец жениха предложил им: «Празднуйте с нами, но так, как принято у вас!».
Юмор
Юмор считается сильнейшим защитным механизмом. На протяжении долгой истории смех помогал евреям переживать выпадавшие на их долю несчастья и справляться с ежедневными трудностями. В основе еврейского юмора лежит «хохмат хаим» (житейская мудрость), которая имеет универсальный характер. Евреи обычно с юмором относятся к себе, к глупостям своей жизни и человеческим порокам. Их юмор во многом понятен лишь посвященным. Став, наконец, хозяевами своей земли, израильтяне смеются больше над ситуациями, возникающими в их повседневной жизни, чем над общечеловеческими обстоятельствами. В основе их шуток лежат политические, социальные и экономические ситуации, текущие события и окружающие их люди. Каждая новая волна иммигрантов добавляет поводов для юмора. Сегодняшние новоприбывшие назавтра становятся героями анекдотов. Израильтяне считаются великолепными юмористами, а среди светских израильтян нет «священных», то есть закрытых для юмора, тем. Хотя в большей степени они предпочитают смеяться над другими, а не над собой. Они любят подшучивать друг над другом, над претензиями, происхождением, идеалами и мировоззрениями. В телевизионных программах и печатных изданиях публикуются пародии на коррупцию в правительстве, спорт, большой бизнес и армию. Для израильтян нет в этом смысле ничего святого. Большой популярностью пользуются комедии с грубым, дешевым юмором и сексуальными намеками.