Прозвище Синана, Мимар, значит „архитектор” или „зодчий”, что само по себе свидетельствует о его занятиях. Несомненно Мимар Синан был одним из крупнейших строителей в мусульманских странах. Слава, сопровождавшая этого архитектора достигла Европы, многие построенные им объекты даже сегодня поражают своим величием, искусством сооружения и свидетельствуют о глубоких знаниях строителя.
Синан Ходжа родился в Кайсери (бывшая Цезарея). Его полное имя звучит так: Абдульменнан оглу Синанеддин Юсуф. Возможно, что он происходил из греческой семьи. Жил и работал в Турции, в период правления султанов: Селима I, Сулеймана I, Кануни и Селима II. Эти султаны были щедрыми покровителями искусств. По их заказам Синан построил множество монументальных сооружений.
Как следует из его собственных записок, он построил 334 светских и культовых объекта, таких как: мечети, мавзолеи, медрессе, бани, больницы, дворцы, мосты и много других. В истории человечества есть мало инженеров, которые могли бы похвастаться подобными достижениями. Синан строил не только в столице страны — Стамбуле — но и во многих городах Румелии и Анатолии; кроме того, некоторые объекты он построил за границами Турции на завоеванных ею территориях, в частности в Будапеште и Дамаске. В 1539 году Синан стал придворным архитектором турецких султанов.
Особое впечатление произвела на Синана известная святыня, базилика, а теперь мечеть св. София в Константинополе, построенная как христианский храм за 1000 лет до Синана. В мировой архитектуре мало сооружений равных по величию и красоте этой мечети; в ее архитектуре гармонически сочетаются строительные традиции Востока и Запада.
Особенно примечателен в этом сооружении массивный купол полуциркульного очертания, перекрывающий пролет 31 м, первый купол, покоящийся на здании, имеющем квадратный план. Купол поддерживается кольцеобразной балкой, лежащей на четырех арках. Эти арки образованы из сферических треугольников, опирающихся на колонны, расположенные в углах здания. Все сооружение, благодаря такой конструкции оставляет впечатление легкости и величия.
Восхищенный искусством древних византийских строителей, Синан широко применял их методы, несмотря на коренное отличие турецкой архитектуры от византийской. Делал это он с большим размахом, а построенные им объекты стали примером для последующих турецких строителей так, что влияние Византии сказалось на всей архитектуре, обширнейшей оттоманской империи. Разрабатывая проекты мечетей, Синан всегда применял полуциркульные купола, опирающиеся на квадратное основание, а перед входом в мечеть предусматривал устройство огражденного двора, занимающего ту же площадь, что и храм. Вскоре Синан стал непревзойденным мастером в деле возведения куполов и различного рода арочных сводов.
Выразительные массивы мечетей Синана ярко подчеркивают стройные силуэты минаретов, иглами вонзающиеся в небо в ближайшем соседстве основного корпуса. Красота пропорций, сдержанность форм и функциональность всех архитектурных элементов ставят произведения великого турецкого инженера в один ряд с самыми выдающимися достижениями мировой архитектуры. Это еще усугубляется изящным решением интерьеров. Стройные колонны, изящные амвоны, двухэтажные галереи оставляют незабываемое впечатление.
Все сооружения, построенные Синаном, отличаются предельной ясностью конструкции так, что даже случайный зритель никак не отдает себе отчет в трудностях технических проблем, которые приходилось решать строителю.
Из многих объектов построенных Синаном заслуживают внимания, прежде всего колоссальные мечети Стамбула. Первая из них, Шах-заде, сооружена в 1544 — —1548 годах и стала образцом для почти всех магометанских храмов, построенных позже. Еще больше по размерам была мечеть Сулеймание, возведенная Синаном в 1551—1558 годах.
Но сам Синан выше всех других своих произведений ценил мечеть султана Селима II — Селимие. Эту мечеть он построил в Адрианополе в 1570—1575 годах уже в глубокой старости, когда ему исполнилось больше восьмидесяти лет. Это было огромное квадратное сооружение, опирающееся на восемь колонн, над которыми возвышалась чаша великолепного купола, пролет которого был равен куполу св. Софии. Сам Синан считал, что построенная им святыня ни в чем не уступает византийскому храму.
Необходимо отметить, что мы больше знаем о произведениях великого турецкого архитектора, чем о нем и его частной жизни. Мы даже не уверены в правильности упомянутой нами даты его рождения.