Развитие и углубление демократии, что является политическим аспектом процесса формирования развитого общества, предусматривает усиление роли общественного мнения в решении проблем, стоящих перед обществом. Однако если другие, прежде всего институциональные, аспекты демократии часто обсуждаются и глубоко изучаются, то вопросы, связанные с общественным мнением, являются малоисследованной областью социологии политических отношений. Это не означает, что проблемы общественного мнения не были предметом эмпирических социологических исследований. Совсем наоборот, развитие эмпирических исследований общественного мнения является одним из достижений общественных наук в Польше и других странах. Однако вряд ли можно утверждать, что эмпирические знания и теоретическая проблематика общественного мнения как составного элемента политической системы социализма тесно взаимосвязаны.
В научной литературе дается множество определений общественного мнения.
Одно из них выдвигает на первый план то, что касается «общественных проблем». Другие принимают как наиболее важный для определения критерий публичное высказывание мнения. Третьи требуют, чтобы мнение имело достаточно широкое распространение, чтобы его разделяли многие индивиды. Наконец, некоторые отмечают, что под общественным мнением понимается (по крайней мере в англосакской политической традиции) мнение народных масс, то есть мнение тех, кто не осуществляет власти,— в отличие от точки зрения правящих классов. Хотя элементы этих определений могут в какой то степени применяться при создании марксистской теории общественного мнения, однако они несут на себе слишком сильный отпечаток определенного рода формализма: в них общественное мнение рассматривается вне контекста теории государства и классового господства, а тем самым упускается из виду возможность такой трактовки общественного мнения, при которой становится возможным показать его роль и значение во всей совокупности политической жизни, и в особенности в рамках системы демократии.
В марксистской литературе раньше других дал определение общественного мнения Грамши, заметки которого на эту тему — к сожалению, весьма краткие — можно было бы рассматривать как наброски марксистской теории общественного мнения. «То, что обычно называют «общественным мнением»,— писал он,— тесно связано с политической гегемонией и является точкой соприкосновения «гражданского общества» и «политического общества». Когда государство намеревается предпринять какую то не особенно популярную акцию, оно обычно заблаговременно обрабатывает общественное мнение, то есть организует и централизует определенные элементы гражданского общества. «История общественного мнения»: элементы общественного мнения, разумеется, существовали всегда, даже в азиатских сатрапиях, но общественное мнение в том виде, в каком мы понимаем его сегодня, родилось накануне упадка абсолютных монархий, то есть в период борьбы нового буржуазного класса за политическую гегемонию и за завоевание власти. Общественное мнение является политическим содержанием коллективной политической власти. Именно поэтому ведется борьба за монополию органов общественного мнения: печати, партий, парламента, — с тем чтобы одна и та же сила формировала мнение и одновременно волю нации, чтобы развеять в пыль все, что препятствует формированию этой единой власти».
Общественное мнение не идентично совокупности мнений, высказываемых лицами или группами, из которых складывается общество. Частные мнения, проявляющиеся в сфере деятельности индивидов или исключительно в малых общественных группах, относительно изолированных от совокупности политической системы (например, в семьях, среди соседей, в игровых группах), могут иметь большое потенциальное значение как материал, из которого в определенных условиях может возникнуть общественное мнение, но они еще не являются сами по себе общественным мнением. Можно здесь добавить, что обоснованием для использования определения «исследование общественного мнения» при проведении различного рода зондажей, имеющих целью выяснить взгляды членов какой-либо общности на ту или иную тему, является то, что исследования такого типа в определенной степени преобразуют индивидуальные частные мнения в общественное мнение. Происходит это потому, что суммированные и проанализированные результаты зондажа уже представляют собой определенную форму общественного мнения и тем самым становятся элементом политической системы. Однако следует особо подчеркнуть, что ответы опрашиваемых представителей являются лишь суммой частных мнений. Общественным мнением они становятся лишь в результате широкого распространения в обществе.
Общественное мнение — это исторически обусловленное и изменяющееся состояние общественного сознания больших групп людей, выражаемое публично по проблемам, важным для политической системы. Оно становится элементом функционирования самой политической системы. Общественное мнение отсутствует там, где политическая система не допускает какого-либо выражения политических позиций, имеющего целью воздействовать на функционирование системы.
Полная монополия публичного мнения в одних руках была бы равнозначна ликвидации общественного мнения как такового, хотя это и не означало бы, разумеется, что люди, составляющие управляемое таким образом общество, не имеют вообще мнения по политическим проблемам. Общественное мнение существует тогда, когда потенциально различные точки зрения могут быть выражены публично и когда их согласование осуществляется путем представления и сопоставления различных позиций. Борьба в сфере общественного мнения никогда не осуществляется лишь в виде дискуссии между представителями различных взглядов. Грамши убедительно показывает диалектику политической борьбы, которая происходит в сфере общественного мнения. В эту борьбу вовлекаются экономические и политические силы, так как формирование мнений и выражение того, что становится общественным мнением, зависят от существования определенных экономических предпосылок (материальные средства формулирования и распространения мнений) и политических предпосылок (средства принуждения, позволяющие тем или иным способом определить границы общественного мнения, легального а рамках политической системы).
Таким образом, общественное мнение не является простой суммой мнений членов общества или какой то средней величиной. Это — политическое явление, сущность которого состоит в определении соотношения сил, фактически действующих в обществе. Взгляды индивидов составляют элементы этого сложного уравнения, но не только они определяют характер общественного мнения. Лишь преобразование индивидуально проявляющихся, разрозненных взглядов создает общественное мнение. Механизм этого преобразования представляет собой одну из центральных проблем теории политики.
В действительности как в буржуазно-демократических, так и социалистических системах мы встречаемся со сложной структурой общественного мнения. Сложная структура общественного мнения основывается на том, что публично высказываются различные мнения и путем их столкновения формируется доминирующее течение общественного мнения, часто называемое попросту общественным мнением. Степень плюрализма общественного мнения зависит от многих факторов: от силы объективных классовых или иных противоречий, которые приводят к формированию более или менее отличающихся друг от друга публично выражаемых мнений, от границ возможностей, в рамках которых отдельные группы общества могут публично выражать свою точку зрения, от степени активизации масс, взгляды которых учитываются и воздействуют на окончательную форму общественного мнения или, напротив, игнорируются.
Давая определение общественного мнения, я отметил, в частности, что оно становится элементом функционирования политической системы. Общественное мнение не существует там, где система полностью исключает даже потенциальную возможность участия в ее функционировании. Фашистские режимы потому и не имеют общественного мнения (в принятом смысле этого понятия), что не допускают даже потенциальной возможности включения общественного мнения в политическую систему. Общественное мнение в соответствии с фашистской доктриной не существует, оно не имеет ни каких задач. Существует только воля вождя, принятие которой должно стать сознанием членов общества. Общественное мнение, независимое от воли вождя, не имеет в этой системе права на существование.
Несмотря на огромные различия буржуазной и социалистической концепций демократии, обе они исходят из того, что общественное мнение реально существует и должно иметь гарантированное влияние на функционирование политической системы. Частью этой системы являются институты формирования и выражения общественного мнения, а также институты, посредством которых осуществляется воздействие общественного мнения на процесс принятия политических решений. Конкретные формы действия здесь чрезвычайно разнообразны, причем различия наблюдаются не только между социалистическим и капиталистическим обществами, но и между странами, имеющими одинаковый общественно политический строй. Однако общим элементом этих систем служит включение общественного мнения в совокупность институтов и норм политической жизни, что дает возможность влиять на решение проблем общества.
Принципиальное различие между либерально-буржуазной и социалистической концепциями роли общественного мнения в патетической системе состоит в том, что первая основывается на доктринальной фикции равенства в политической сфере при фактическом неравенстве в социально-экономической сфере. Эта ее черта столько раз подчеркивалась в критических анализах либерально-буржуазных доктрин, что нет необходимости подробно возвращаться к этому вопросу. В то же время стоит обратить внимание на трактовку позиции, которую занимает общественное мнение, и даже самого характера общественного мнения в либерально-буржуазных системах.
Исходя из принципа политически правового равенства возможностей, либерально-буржуазная доктрина провозглашает постулат свободной игры политических сил в сфере формирования и выражения общественного мнения. От этой доктринальной позиции бывают более или менее многочисленные отступления, особенно по отношению к революционным силам и там, где либерально-буржуазная система находится под давлением крайне правых сил. Но эти отступления не относятся к самой Доктрине. Из самой доктрины вытекает, что при равенстве формально правовых возможностей и свободной игре сил, формирующих и выражающих общественное мнение, привилегированные классы, обладающие несравнимо более мощным экономическим потенциалом, а кроме того, имеющие в своем распоряжении силу, которую дает традиция, получают преимущество и формируют доминирующее направление общественного мнения в соответствии со своими интересами. В этом выражается, в частности, идеологический аспект классового господства.
В условиях социализма дело обстоит иначе. Отбрасывая либерально-буржуазные принципы, рабочее движение исходит из классовых предпосылок. Оно не выступает против свободы слова, но стремится к тому, чтобы не допустить использование этой свободы в интересах имущих классов. Рабочее движение обеспечивает себе преимущество в сфере формирования и выражения общественного мнения с помощью параллельно осуществляемых и взаимно дополняющих друг друга мероприятий: обобществления основных (или же всех) материальных средств воздействия на сознание общества (типограф и печать, радиостанции) и введения государственного контроля масс над содержанием информации, которая распространяется в обществе. Не все социалистические страны применяют одинаковые формы контроля за содержанием информации, распространяемой в обществе, хотя все они играют активную роль в области формирования и выражения общественного мнения. С точки зрения теории общественного мнения это рождает следующую проблему: в какой степени при осуществлении вышеназванных принципов социалистической политики, определяющих место общественного мнения в политической системе, можно говорить о существовании общественного мнения? Некоторые буржуазные ученые, исходя из принципов либерально-буржуазной доктрины, прямо утверждают, что при социализме нет общественного мнения, а существует лишь мнение правительства.
Суть проблемы состоит в том, что общественное мнение при социализме есть качественно новое, отличающееся от общественного мнения в либерально-демократических системах. Прежде всего оно социалистическое — в том смысле, что кристаллизация и публичное выражение точек зрения по общественным проблемам осуществляется на основе признания основ социалистического строя. Независимо от того, насколько широко еще распространены среди членов общества несоциалистические или даже антисоциалистические взгляды и позиции, то. что кристаллизуется в качестве общественного мнения, имеет социалистический характер. Руководящая роль партии, а вместе с ней активное участие других организованных политических сил, имеющих социалистический характер, приводят к тому, что общественное мнение формируется как социалистическое мнение. Только в условиях временной утраты коммунистической партией своей руководящей роли происходит деформация этой черты общественного мнения, — деформация, проявляющаяся в сфере общественного мнения раньше, чем в социалистический характер общественного мнения не предопределяет, что во всех случаях это мнение соответствует проводимой в данный момент конкретной политике в том или ином вопросе. Именно из характера общественного мнения как совокупности мнений, публично выражаемых по потенциально спорным проблемам, вытекает, что возможно появление противоречий между социалистическим общественным мнением по той или иной проблеме и осуществляемой политикой. Противоречие между общественным мнением и проводимой политикой должно быть устранено — и, как правило, устраняется с помощью одного из двух способов: или путем изменения проводимой политики, или путем эффективного воздействия на общественное мнение с целью восстановления соответствия между ним и политикой.
Однако с этим связана вторая черта социалистического общественного мнения, а именно то, что оно является критически конструктивным. Доминирующее направление общественного мнения в условиях социализма имеет двойственный характер, если рассматривать его отношение к социально-политической действительности. С одной стороны, это отношение поддержки, основанное на убеждении, что достижения в строительстве социализма представляют собой огромный, имеющий историческое значение шаг вперед, который заслуживает поддержки. Но одновременно это и критическое отношение, поскольку социалистическое общественное мнение подвергает критике недостатки в процессе социалистических преобразований, или, говоря иначе, критикует нынешнее состояние во имя более совершенного будущего, которое реализуется в процессе социалистического строительства. В области теории нет противоречия между критической и афирмативной сторонами социалистического общественного мнения, так как обе они — следствие того, что социалистическое общество находится в процессе формирования нового строя. На практике же нередко равновесие между этими двумя сторонами социалистического общественного мнения нарушается, в результате чего проявляется или апологетика достигнутого уровня, или же тотальное отрицание завоеванных достижений.
Наконец, характерным для социалистического общественного мнения является то, что в нем своеобразно согласуются точки зрения политического руководства и спонтанно формирующиеся мнения членов обществ. В некоторых областях это согласование не вызывает никаких проблем, так как преобладающая часть спонтанно формирующихся мнений идентична точке зрения, выдвигаемой политическим руководством. В качестве примера можно указать на необычайно близкое совпадение (почти идентичность) позиции партии и правительства по вопросу послевоенных границ Польши по Одре и Нисе с позицией польских граждан. Однако не по всем вопросам и не с самого начала такое совпадение существует. Во многих случаях необходим сложный процесс формирования общественного сознания и учета его при принятии решений. Существенным элементом данного процесса является формирование и выражение социалистического общественного мнения. Пренебрежение сложностью этого процесса, как правило, приводит к деформации и ограничениям социалистической демократии и как следствие этого — даже к политическим кризисам. Политика, соответствующая принципам социалистической демократии в области общественного мнения. состоит в том, что активное воздействие на сознание масс происходит с учетом того, какие решения принимаются и как они пропагандируются в обществе. При умелом соединении этих принципов общественное мнение становится могучей силой, содействующей ускорению строительства социализма.