Совокупность финансовых рынков и финансовых институтов (учреждений), функционирующих в правовом и налоговом поле международного бизнеса, создают мировую финансовую систему.
Составляющими современной мировой финансовой системы являются:
- Международные финансовые рынки;
- Международные валютно-кредитные и финансовые организации;
- Специализированные финансово кредитные институты;
- Государства, банки, корпорации, ТНК, ТНБ;
- Международные фондовые, валютные и товарные биржи;
- Виртуальный финансовый сектор.
Современная мировая финансовая система функционирует и развивается в условиях финансовой глобализации. Глобализация — это объективный процесс интеграции значительной части капитала разных стран, усиление их взаимозависимости. Движущими силами финансовой глобализации является углубление международной финансовой интеграции, формирования системы международных финансовых институтов, развитие финансовых инноваций.
Международная финансовая интеграция — это процесс унификации финансовых услуг, банковских операций; либерализации таможенных процедур; унификации системы координации через международные финансово-кредитные учреждения, электронную систему платежных средств; движение к мировой валютной системы с едиными мировыми деньгами. В последние годы устранено значительные законодательные ограничения на пути движения капиталов. Финансовые рынки развитых стран объединились в глобальную финансовую систему, благодаря чему можно направлять все большие суммы капитала не только в ее экономику, но и экономику развивающихся стран, и в страны переходной экономики. Наибольшие успехи в финансовой интеграции имеет Европейский Союз. Его Концепция о едином финансовом пространства включает:
- полную либерализацию платежей и миграции капитала;
- открытие для компаний и физических лиц стран ЕС доступа к рынку банковских, срочных и иных финансовых услуг стран-партнеров;
- гармонизация банковского, налогового и другого законодательства по инвестированию;
- усиление контроля за деятельностью национальных кредитно-финансовых институтов и защиту интересов инвесторов;
- обеспечение гласности и прозрачности действующих правовых норм.
Либерализация движения капитала осуществлялась постепенно и заняла 30 лет. Она проводится на основе ряда директив. В начале 60-х годов частично отменили ограничения на прямые инвестиции, куплю-продажу недвижимости, а также покупку и продажу акций, допущенных к обращению на биржах ЕС. Контроль за движением краткосрочного капитала полностью сохранялся за национальными властями. В 1986. После подписания странами-членами Единого европейского акта были отменены ограничения на основные виды капитальных операций: долгосрочное кредитование, связанное с торговыми соглашениями или предоставлением услуг с участием резидента; купля-продажа ценных бумаг на рынках третьих стран; размещение на рынке капитала одного государства акций, выпущенных компанией другого государства-члена ЕС. С 1990 либерализация распространяется на движение всех видов капитала, включая краткосрочный. Это означало полную отмену ограничений по переводу средств, связанных с капитальными операциями, так и в отношении заключения соглашений, которые лежали в их основе. В результате резиденты любой страны-члена получили возможность свободно осуществлять инвестирование, ссудные и кредитные операции в рамках ЕС.
Регулированию финансовых услуг предоставляется большое значение. Сектор финансовых услуг значительный потенциальный рынок и является важным для повышения эффективности экономики ЕС.
Либерализация и регулирования рынка финансовых услуг включает следующие направления:
- гармонизация основных правил и норм, гарантирующих доходность и стабильность операций в финансовом секторе, защита потребителей услуг и обеспечения условий свободной конкуренции для всех участников рынка;
- обеспечение взаимного исповедание действующих национальных правил и принятии за основу принципа «домашнего контроля» (в стране регистрации компании)
- введение правовых норм, обеспечивающих предоставление трансграничных услуг без необходимости основания кредитной или финансовой компании в каждой стране-члене, где намечается их предоставления.
В ЕС уже есть значительный объем законодательства по этим вопросам. Только в банковской сфере Совет ЕС принял около десяти директив. Согласно им, любой банк, основанный в одной из стран-членов, может создавать дочерние банки и предоставлять услуги в других странах-членах на основе единой банковской лицензии. Такая лицензия распространяется на традиционные депозитно-ссудные операции банков, лизинг, ипотеку, управление трастовыми фондами, торговлю ценными бумагами. Установлено также минимальный размер капитала, необходимый для учреждения банка, требования к уровню ликвидности, процедуры ведения отчетности и тому подобное.
В сфере страховых услуг полностью либерализована деятельность по страхованию промышленных компаний от рисков, связанных с эксплуатацией недвижимого имущества и оборудования. Принят ряд директив по страхованию транспортных средств и операций частных лиц. Страховые компании стран ЕС могут предлагать свои услуги в любой стране-члене, не проходя там процедуры основания.
Сформирован единый рынок ценных бумаг на базе фондовых бирж ЕС. Главная цель этой работы — ликвидировать обособленность национальных фондовых бирж и создать единую систему торговли ценными бумагами, имеющих обращение на международных рынках.
Уже сняты ограничения по инвестиционной деятельности пенсионных фондов, проводится ликвидация налоговых барьеров.
Формирование единого рынка ЕС привело к росту интенсивности внутрирегиональной миграции капитала. В результате соотношение валовых трансграничных потоков частного капитала (сумма ввоза и вывоза капитала, в том числе прямые, портфельные и прочие инвестиции) и ВВП в странах ЕС, по оценке Всемирного банка, составляет 40%, а по всем развитыми странами эта величина достигает 30% .
Финансовая интеграция с открытостью финансовых рынков выгодна странам:
- странам предлагаются более широкие источники инвестиционного финансирования для дополнения внутренних сбережений;
- открытые рынки капитала способствуют повышению эффективности внутренних финансовых институтов и ведению обоснованной макроэкономической политики;
- уменьшая финансовые ограничения, открытые рынки капитала дают странам время для осуществления урегулирования платежей с целью исправления дисбалансов, вызванных внешними потрясениями;
- страны-кредиторы имеют более широкие возможности для диверсификации инвестирования и риска;
- поддерживается система многосторонней торговли, поскольку расширяется диапазон возможностей для диверсификации портфеля ценных бумаг и для эффективного размещения глобальных сбережений и инвестиций.
Сейчас не существует единого способа измерения финансовой открытости, но он должен учитывать различия между жесткостью контроля и типами трансакций. Такой метод предложили специалисты института Всемирного банка.
Измерение финансовой открытости охватывает регулирования и/или ограничения как операций с текущими счетами, так и счетами движения капитала (всего 27 операций, информация о которых содержится в ежегодном отчете МВФ). В основе расчета индекса-финансовой открытости лежит пятиуровневая шкала с диапазоном от 0 до 2 для каждого пункта, указывающая на степень открытости ( «0» — высокая степень регулирования, а «2» — высокий уровень либеральности), определенный так:
- 0,0 — законы, нормы, накладывают количественные или иные регуляционные ограничения на конкретную операцию (например, лицензирование или требования, по резервированию), которые означают полный запрет на проведение таких операций;
- 0,5 — законы нормы, накладывают количественные или иные регуляционные ограничения на конкретную операцию, означающие частичный запрет на проведение таких операций;
- 1,0 — законы, нормы, требующие, чтобы проведение конкретной операции было принято органами власти, предусматривают, при определенных условиях, ее налогообложения в крупных размерах;
- 1,5 — законы, нормы, требующие регистрации, однако не обязательно одобрение конкретной операции органами власти, а также, при определенных условиях, ее налогообложения;
- 2,0 — никакие нормы не нуждаются в одобрении или регистрации конкретной операции органами власти или освобождения ее от предусмотренного законодательством налогообложения.
Устранение барьеров между национальными и международными финансовыми рынками, свободное перемещение международного капитала с внутреннего на мировой финансовый рынок и наоборот, развитие взаимосвязей между этими секторами рынка являются отличительными признаками международной финансовой интеграции. В условиях финансовой интеграции финансовые институты основывают свои филиалы в главных финансовых центрах для выполнения функций заимствования, кредитование, инвестирование и предоставления других финансовых услуг. Финансовая интеграция хотя и предоставляет значительные преимущества инвесторам и заемщикам, однако они подвержены риску. Поэтому инвесторы все больше ориентируются на секторы мирового рынка с повышенной доходностью и покидают регионы с жестким регулированием, низкой нормой прибыли, интенсивной конкуренцией.
К системе международных финансовых институтов принадлежат организации мирового уровня (Международный валютный фонд, Всемирный банк, СМР), региональные финансовые институты. Финансовые ресурсы этих институтов составляют значительную долю потоков официальной международной помощи.
Глобализация финансового рынка характеризуется развитием финансовых инноваций, то есть созданием новых финансовых инструментов (евродолларовые депозитные сертификаты, валютные свопы, еврооблигации с нулевым купоном, синдицированные кредиты в евровалюте, евронотн т.п.) и технологии. Технологические инновации повышают скорость осуществления международных финансовых операций и их объемы. Телекоммуникации помогают банкам привлекать сбережения со всего мира и направлять средства заемщикам на условиях высокого дохода и низких затрат. Через систему СВИФТ инвестиционные банки могут заключать сделки как с облигациям, так и в иностранной валюте.