Особенности развития индустриального общества
Наиболее характерной чертой экономической жизни ведущих европейских стран (Великобритании, Германии, Франции), США и Японии во второй половине XIX — начале XX в. стало формирование индустриального общества. Прежде всего это означало создание такой структуры хозяйства, при которой доля промышленного производства превышала бы долю производства сельскохозяйственной продукции.
Так, мировое промышленное производство в течение 1871-1913 гг. выросло почти в пять раз (особенно большими темпами развивалась тяжелая промышленность), производительность труда выросла на 40%, а объем торговли — почти в четыре раза.
Завершение промышленного переворота сопровождалось процессами урбанизации и пролетаризации. Использование наемного труда охватило не только производство, но и строительство, транспорт, сферу услуг, сельскохозяйственное производство. В 1914 году численность мирового пролетариата составляла 70 млн.
Огромное влияние на развитие общества в конце XIX — начале XX в. имели научно-технические открытия и достижения.
Конец XIX — начало XX в. — это эпоха стали. Она использовалась в производстве локомотивов, рельсов, строительстве мостов, многоэтажных домов, сельскохозяйственных машин. Появляются новые источники энергии — нефть и электричество. В 1903 году Орвилл Райт впервые поднял в воздух летательный аппарат с двигателем. Полет продолжался 12 секунд, самолет оторвался от земли примерно на три метра.
Важное техническое значение имело появление новых типов двигателей, сконструировали немецкие конструкторы Н. Отто (1876) и Р. Дизель (1897). Эти высокоэкономичные двигатели, работающие на жидком топливе, довольно скоро стали использовать Г. Даймлер и К. Бенц (Германия, 1886) в своем первом авто, братья В. и А. Райт (США, 1903) -в первом самолете, компания Клозе -Шульце (Германия, 1912) — в первом дизельном локомотиве.
Первые автомооили оулы очень похожи на конные экипажи. Самый автомобиль сконструировал в Германии Карл Бенц. Бензиновый двигатель заставлял вращаться задние колеса. Максимальная скорость этой машины составляла 16 км/ч. Сначала большинство людей пренебрежительно относилось к автомобилям. Они считали их грязными, шумными и к тому же опасными для жизни людей и лошадей. Кроме того, в течение многих лет после изобретения приобрести автомобиль могли только очень состоятельные люди.
В конце XIX в. европейские страны осуществляют между собой связь с помощью телеграфа. В 1866 году была налажена кабельная связь с США. В 1888 г. первый Восточный Экспресс соединил Париж с Константинополем, а в 1904 г. было завершено строительство Транссибирской магистрали.
Первая трамвайная линия длиной 2,5 км была построена в 1881 г. близ Берлина, вагон с 20 пассажирами двигался со скоростью 30 км/ч. В Российской империи первые трамвайные линии были построены в Киеве (1892), Нижнем Новгороде (1896), Москве (1899). Первый метрополитен был построен в Лондоне в 1863 г., Движение поездов в нем осуществлялся с помощью паровых двигателей. Впоследствии были открыты метрополитены в Будапеште (1896) и Париже (1900).
Монополизация экономики
Быстрыми темпами происходила концентрация производства и капитала, возникали монополии (хозяйственные объединения, которые контролировали рынок сбыта товаров, сосредоточивая в своих руках финансовые, материальные ресурсы и научный потенциал).
Основными видами монополий на тот период были: картели (объединение нескольких предприятий одной отрасли, участники которого заключают соглашение о разделе рынков сбыта и цен и сохраняют свою собственность на средства производства и продукцию, имеют коммерческую самостоятельность) синдикаты (объединение предприятий, производящих однородную продукцию, сохраняя за участниками собственность на средства производства и производственную самостоятельность, а вместо коммерческой самостоятельности произведенная продукция реализуется через специальную контору) тресты (предприятия, входящие в одну организацию, лишены производственной и коммерческой самостоятельности, произведенная продукция реализуется через специальную контору) концерны (объединения ряда предприятий различных отраслей хозяйства — торговых фирм, банков, транспортных компаний, находящихся под единым финансовым контролем).
В Германии преобладали картели и синдикаты, в США — тресты и концерны, в России — синдикаты.
Из соглашения о создании нефтяного треста «Стандарт Ойл» (1882 г.)
«… Участники этого соглашения обязуются и договариваются между собой, каждый принимая во внимание обоюдное обязательство и соглашение о других, о нижеследующем:
1. По самой возможности должна быть основана в каждом из дальше указанных штатов соответствующая их законам корпорация, а именно в штатах Огайо, Нью-Йорк и Пенсильвания, Нью-Джерси; однако вместо создания новой корпорации можно воспользоваться для этой цели любыми имеющимися уставом или организацией, если это будет выгодным и удобным.
2. Задачи и полномочия указанных корпораций должны заключаться в том, чтобы добывать, производить, очищать нефть и торговать ею и ее продуктами, а также материалами, применяемыми в этих производствах, и вести другие торговые дела, связанные с ними. Всякого рода другие задачи и полномочия должны включаться в различные уставы отдельных корпораций по усмотрению лиц, ищущих утверждения, или же, когда того потребует закон, то вышеперечисленные полномочия могут быть сокращены и ограничены …
6. Уполномоченные должны избираться владельцами синдикатных паев, список которых ведется в книгах уполномоченных, могут голосовать лично или через представителя и имеют по голосу на каждый пай … ».
Формирование индустриального общества сопровождалось изменением роли банков, которые из посредников превращаются в монополистов, распоряжающихся почти всеми денежными капиталами и большой долей средств производства и источниками сырья в своей и других странах. Так возникал финансовый капитал с его мощной экономической верхушкой, начинала играть важную роль не только в экономическом, но и в политической жизни общества, подчиняя себе весь государственный аппарат и направляя в своих интересах его внутреннюю и внешнюю политику.
Для машинного производства XIX в. с господством свободной конкуренции типичным был вывоз товаров. А для индустриального общества с господством монополистического производства характерным явлением становится вывоз капитала, особенно в отсталые страны, где остро не хватало собственных средств, а сырье, рабочая сила, земля были значительно дешевле. Только в течение первых 13 лет XX в. капиталовложения ведущих государств выросли вдвое. Вывоз капиталов отмечался неравномерностью. Ведущее место в этом процессе принадлежало Великобритании. На 1900 год размер внешних инвестиций составил в Англии — 20, во Франции — 10, в Германии — 5 миллиардов долларов.
Формирование мировой системы хозяйства на основе установленных связей между промышленными центрами и регионами вывоза капиталов и товаров становится признаком утверждения индустриального общества.
Еще одним характерным признаком индустриального общества было появление международных монополий и транснациональных корпораций (например, массового производства), которые делили между собой мировые рынки сбыта и производства товаров. Так, в 1907 было заключено соглашение о разделе мирового рынка и сотрудничество между монополистическими объединениями — «Общей электрической компанией» (США) и «Общим обществом электричества» (Германия). Финансовые группы Дж. Рокфеллера и Ротшильдов поделили между собой «керосиновый рынок» мира. Этот передел происходил в острой борьбе и не всегда соответствовал территориальным границам, уже сложившимся между ведущими государствами.
В конце XIX — начале XX в. завершился процесс становления индустриального общества в странах Европейского континента и в Северной Америке. Эти страны составляли зону ускоренного индустриального развития, тогда как страны Восточной и Юго-Восточной Европы, включая Россию, а в Азии — Японию, составляли зону развивающихся стран, догоняющих передовые индустриальные страны.
Тенденции общественно-политического развития индустриального общества
Конец XIX — начало XX в. характеризовался значительными изменениями, которые произошли в политическом развитии ведущих стран Европы, США, Японии: революционную эпоху меняет процесс эволюционных изменений политических систем. В политической жизни этих стран ведущую роль начинают играть реформы. Такая тенденция развития была прежде всего следствием процесса консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, принципов парламентаризма и парламентских систем, расширение избирательного права, формирования устойчивых общественно-политических течений и партий.
В конце XIX — начале XX в. основные общественно-политические движения (консерватизм, либерализм, социализм) оформились как соответствующие политические партии. В центре политической борьбы возникают конфликты между рабочими и предпринимателями. Главными лозунгами демократической оппозиции были: установление 8-часового рабочего дня, требование политических прав и свобод, избирательного права и создания надежной системы социальной защиты.
К началу XX в. рабочее движение добилось значительных успехов в обеспечении социальных и политических прав рабочих. Почти во всех странах были созданы профсоюзы и социал-демократические партии, которые координировали свою деятельность в пределах II Интернационала, основанным в 1889 г. на замену первого Интернационала (1864-1889 гг.).
Важное значение для демократизации общества имело ослабление роли церкви, отделения ее от государства и светской власти, секуляризация (от лат. — «светский») общественного сознания, утверждение принципов светского образования и светского воспитания.
Изменения мировоззренческих ценностей человека и его психологии, утверждение духа предпринимательства, рационализма, индивидуализма и прагматизма — еще один признак индустриального общества. Внедряется система общего образования. Зарождается массовая культура. Эти составляющие культурной жизни являются важными чертами индустриального общества.
Меняется положение женщины. В конце XIX — начале XX в. в Великобритании разворачивается движение — суфражизм — за предоставление женщинам равных с мужчинами избирательных прав. В 1867 г. после попытки внести во Второй Билль о реформе положения о всеобщем избирательном праве начали создаваться сообщества, которые агитировали за распространение избирательного права на женщин. Однако суфражистки не преуспели в своих попытках убедить в этом членов парламента.
В 1903 году Эмилия Пенкхорст основала Общественный и политический союз женщин, который, в отличие от исключительно мирных методов суфражисток, допускал применение насильственных средств, в том числе демонстраций, срывов дебатов в Палате представителей и публичных собраний, а также уничтожения имущества. После неудачной попытки принять в 1911 г. закон о предоставлении женщинам избирательных прав суфражистки все чаще стали прибегать к насильственным методам, а оказавшись в тюрьмах, устраивали голодные забастовки. Однако это лишь оттолкнуло от них умеренных сторонников.
Формирование мировой системы хозяйствования на основе экспансии европейского капитала нередко осуществлялось насильственными методами. На рубеже ХIХ-ХХ вв. завершился процесс создания колониальных империй, самой большой и богатейшей из которых была британская. Важной предпосылкой такого положения Великобритании стало ее господство на морях. Ни одно государство мира не могла даже сравниться с ее военно-морской мощью. Однако такое положение вызвало недовольство Германии, которая быстрыми темпами догоняла «владычицу морей» и требовала своей части колониальных владений.
Таким образом, на конец XIX — начало XX в. в мире сложилась принципиально новая система отношений, которая привела к формированию военно-политических союзов ведущих государств мира для защиты и завоевания мирового первенства.