Эразм из Закрочима навсегда вошел в историю польской техники как строитель первого постоянного моста через Вислу в Варшаве. Вероятно он был итальянцем по происхождению, потому что фамилия его в источниках значится Ciotto, а сам Эразм будто бы подписывался так: „Erasmus Cziotko, fabrikator pontis Varso viensis”. Возможно, что он применял искаженную итальянскую фамилию Джотто, которую носил род известных маэстро из Флоренции. Гипотеза об итальянском происхождении Эразма потверждается прекрасным конструктивным решением первого варшавского моста, ведь в те времена именно итальянцы считались лучшими мостостроителями в Европе. Эразм был только одним из трех официальных строителей моста. Но два других, то есть варшавский староста Зигмунт Вольский и королевский секретарь каноник Ян Шедлёх, по-видимому, занимались только финансовой стороной дела. Конструктором был несомненно мастер Эразм. О его жизни известно немного, поэтому займемся конструкцией его моста, которая свидетельствует о больших инженерных способностях Эразма.
Король Зигмунт Август (1548—1572) последний из династии Ягеллонов задумал соединить оба варшавских берега Вислы с помощью моста. С этой целью он еще в 1558 году купил у Станислава Ежовского, писаря Варшавской земли и его жены, исключительное право перевозки через Вислу в Варшаве, отдав им за это две деревни.
Строительство этого самого значительного, пожалуй, произведения инженерного искусства времен польского Возрождения, началось 25 июня 1568 года и закончилось в 1573 году, благодаря стараниям сестры короля Анны Ягеллонки уже после его смерти. Длина моста составляла около 500 м, ширина — 6 м. Мост был построен на 18 постоянных опорах, защищенных от ледохода мощными ледорезами на дубовых сваях, которые вбивались в дно попарно — одна возле другой при помощи дубовых копров, и баб окованных железом, по рассказам «столь тяжелых, что будто бы для их подъема требовалось не меньше ста человек».
Со стороны пражского берега были поставлены понтонные пролеты, чтобы разводить их для пропуска судов. Для защиты моста от возможных пожаров, со стороны улицы Рыбаки (ныне Мостовая) была построена четырехугольная каменная башня, на которой Анна Ягеллонка приказала поставить мемориальную доску. Башня эта сохранилась до сих пор. На строительство моста пришлось израсходовать колоссальную по тем временам сумму 100000 червонных злотых. Несмотря на это, плата за проезд через мост не взималась, что было необыкновенно для тех времен. Из старинных рисунков видно, что в конструкции моста применялась шпренгельная система, которая была тогда технической новостью.
Движение по мосту было открыто 5 апреля 1573 года. Сооружение поражало современников своей величиной. Германский путешественник Георг Браун, автор описания многих городов Европы и Азии, так пишет о варшавском мосте: „…Зигмунт Август построил через Вислу деревянный мост, длиною 1150 футов; мост этот как по длине, так и по великолепию не имеет себе равного в Европе и вызывает всеобщее восхищение…”
О том, какой славой пользовалось сооружение моста во всей Польше свидетельствует факт, что Ян Кохановский посвятил строительству несколько шуточных стихотворений. Вот перевод одного из самых известных из них:
Неугомонная Висла, напрасно выю гнешь,
Закрыть дрогу тщишься, взъяряся бреги рвешь,
Король Август нашел чем укротить твой нрав.
Пусть мысль тебя теперь такая гложет,
Не только лишь в челне, паромом, или вплавь,
Хребет твой перейти посуху всякий может.
На самом деле Висла оказалась, однако, рекой трудной для обуздания. Первый варшавский мост простоял всего лишь три года. Восстановленный Стефаном Баторием (1576—1586) он служил до 1603 года, когда снова был снесен паводковыми водами. После этого вплоть до строительства моста Кербедзя, в Варшаве не было постоянного моста. Правда, саперы французской армии три раза на протяжении 1806 — 1809 годов строили деревянные мосты, но они существовали только несколько месяцев. Это свидетельствует о том, что мост, построенный Эразмом просуществовал недолго не по вине строителя. В те времена люди не умели строить мосты, могущие выдержать стихийные паводки, незарегулированных рек с сильным ежегодным ледоходом. Поскольку деревянные пролеты нельзя было строить значительных размеров, возникала необходимость строительства большого количества опор, что стесняло живое сечение реки, увеличивало скорость течения и подвергало мост опасности сноса.