По общетеоретическим проблемам позиций имеется обширная литература, освещающая, в частности, с разных точек зрения вопрос определения позиции и способы её исследования. Я не буду подробно рассматривать эти вопросы, ограничившись констатацией, что под понятием «политические позиции» я понимаю те черты личности человека, которые выражаются в тенденции к специфическому, или постоянному политическому поведению, то есть поведению, относящемуся к сфере политических проблем, понимаемых как сфера борьбы за власть и осуществление власти. Таким образом, в понятие политических позиций мы включаем: а) определенные или постоянные эмоциональные состояния, касающиеся политических явлений, б) убеждения, касающиеся политических явлений в) предрасположение к деятельности в области политики.
Политическую позицию я понимаю как индивидуальное явление, позволяющее понять поведение личности. Значение исследования политических позиций в том и состоит, что оно дает нам возможность понять мотивы индивидуального политического поведения. Если таким образом рассматривать политические позиции, то следует учитывать и те теоретические трудности, которые заключаются в исследовании и интерпретации позиций.
Позиции не поддаются непосредственному наблюдению. То, что мы можем наблюдать,— это лишь определенные внешние манифестации, представляющие собой либо словесные (вербальные) или другие (невербальные) проявления позиций. Иначе говоря, мы делаем вывод о наличии позиций на основании того, что люди говорят (вербальные проявления), или того, как они действуют (невербальные проявления). Мы полностью отдаем себе отчет в том, что высказывания людей об их отношении к различным политическим явлениям могут быть искажены сознательным желанием представить свою позицию не такой, какой она является на самом деле, или же неосознанной тенденцией к высказыванию оценок, принятых в обществе, хотя и не совпадающих с подлинными взглядами индивида. Поэтому в эмпирических исследованиях политических позиций (как, впрочем, и позиций вообще) проявляется стремление к тому, чтобы заменять простые и прямые вопросы об отношении к тем или иным политическим явлениям сложной шкалой позиций, благодаря которым можно сделать вывод о подлинных позициях посредством косвенной интерпретации ответов. Например, вместо того чтобы спрашивать кого-нибудь, является ли он сторонником какой то политической программы, ему задают ряд вопросов, косвенно относящихся к этой программе, и на основании полученных ответов выводится его отношение к программе.
Институт социальных исследований в Эннарборе (США) опубликовал в свое время очень подробное перечисление использовавшихся, главным образом в США, шкал исследования политических позиций. Они сгруппированы по следующим проблемам: 1) шкала либерализма и консерватизма. 2) шкала отношения к демократическим принципам, 3) шкала, касающаяся внутренней политики государства, 4) шкала расовых этнических позиций (пожалуй, неправильно относить эти проблемы к «политическим позициям»), 5) шкала позиций по международным проблемам, 6) шкала враждебности к другим национальностям, 7) шкала позиций по отношению к политическим проблемам на уровне общественной группы. 8) шкала политической информации. 9) шкала участия в политике и 10) шкала позиций по отношению к политическому процессу. Легко заметить, что шкалы взаимосвязаны между собой. В международных сравнительных исследованиях местных властей, проведенных в Польше, Югославии, Индии и США, были использованы десять шкал ценностей, понимая, впрочем, термин «ценность» как особого рода политическую позицию (то есть как «стандарт или принцип, применяемый людьми для оправдания или отрицания какого либо направления действий»). Эти шкалы затрагивали следующие ценности: 1) экономическое развитие, 2) недопущение конфликтов. 3) участие граждан в принятии политических решений, 4) бескорыстие, 5) ориентация на локальные или общегосударственные политические цели, 6) (ровность к действиям, 7) правдивость, 8) отношение к изменениям, 9) равенство и 10) ответственность политического деятеля. В этом исследовании впервые был использован метод конструирования шкал, в котором были объединены элементы, идентичные для всех четырех стран и характерные для каждой из них в отдельности. Тем самым была обеспечена возможность учета факторов, отражающих особенности национального развития. Значительный прогресс, который был достигнут в совершенствовании шкал политических позиций, позволяет со все большим довернем пользоваться этими методами. Однако это не устраняет трудностей, о которых упоминалось выше.
Эти трудности состоят в невозможности непосредственного наблюдения позиции, а следовательно, и невозможности утверждать, действительно ли поведение соответствует позиции, и даже существует ли сама позиция (понимаемая как предрасположение к поведению). Ведь если поведение людей не соответствует тому, что они декларируют в качестве позиции (в прямых высказываниях пли в ответах на вопросы, заключенные в шкалах позиций), то можно истолковывать это расхождение различными способами. Речь может идти о несовершенстве наших методов исследования позиций путем анализа вербального поведении или о том, что какие то внешние обстоятельства привели к несоответствию поведения людей с их позициями (например, в результате сильного внешнего давления). Дополнительно осложнять проблему может и то, что в ситуациях практического выбора, определяющих поведение, часто дело доходит до конфликта между позициями, которые различными, внешне противоречивыми способами влияют на поведение. По всем этим причинам определение соотношения между позициями, их внешними проявлениями и поведением относится к числу самых сложных проблем социологии и социальной психологии, а в сфере политических отношений эти сложности возрастают из-за многообразия политических явлений и многочисленных связей политических позиций с другими позициями и с особенностями социальной обстановки.
Тем не менее знания о политических позициях чрезвычайно важны для социологии политических отношений. Теоретик, занимающийся выяснением явлений политики. не может абстрагироваться от тех ее компонентов. которые связаны с сознанием, а политик всегда должен считаться с тем, что люди думают о политических действиях и как они воспринимают те политические явления, участниками или даже просто объектами которых являются. Поэтому важной составной частью политической практики является политическое воспитание, То есть воздействие в определенном направлении на политические позиции граждан. В программных документах коммунистических и рабочих партий отражена важность формирования политических позиций. Так, например, в директивах VII съезду Польской объединенной рабочей партии (1975 год) подчеркивалось:
«Одной из важнейших задач партии и основой ее руководящей рати является работа с массами, воспитание рабочего класса и всего общества в духе социалистических идеалов. Социалистическое сознание граждан, самоотверженное участие их в решении общенациональных задач представляет собой важнейший фактор силы социалистического строя. Формирование социалистического сознания содействует устранению противоречий между текущими интересами и перспективными потребностями, между локальными и групповыми интересами и интересами всего общества».
Столь большое значение, которое ПОРП уделяет проблемам формирования политических позиций общества, является важным аргументом в пользу углубления научных знаний в этой области путем проведения эмпирических исследований политических позиций и теоретического осмысления этого сложного и важного явления социологии политических отношений. Подобным образом обстоит дело и с изучением роли общественного мнения в политической системе социализма.