Под политической социализацией понимается совокупность тех общественных процессов, в результате которых индивид принимает определенную политическую роль. Политическая социализация происходит во многих сферах жизни: в семье, группе ровесников, школе, политической организации. Ее инструментами являются непосредственное воспитательное воздействие, косвенный пример, воздействие политической пропаганды и, наконец, собственный политический опыт.
В обществе, строящем социализм, процессы политической социализации развиваются как часть идеологического политического воспитания, в котором социалистические силы противостоят силам, открыто или скрыто социализму. И если в сфере общественной жизни социалистическое направление политической социализации обеспечивает себе превосходство или даже полное господство, то в непосредственных, личных воздействиях, в особенности в рамках семьи, возможно по явление других тенденций, не совпадающих с социалистическими принципами. Поэтому проблематика политической социализации является проблематикой, по существу, идеологической, в которой идет борьба за будущие формы массового политического поведения в социалистическом обществе.
Политическая социализация начинается в семье как составная часть общего процесса воспитания. Родители и старшие члены семьи передают ребенку не только определенные политические взгляды, но и образцы политического поведения. От родителей и других членов семьи ребенок впервые получает примеры участия и уклонения от участия в политической жизни, первые эмоциональные и рациональные оценки. Все это можно назвать непосредственной политической социализацией в семье. Одновременно протекает процесс косвенной политической социализации, представляющий собой побочное следствие жизни в семье и воспитательных процессов в целом. Авторитет родителей, который они сумеют себе создать, косвенно воздействует на то, как будет формироваться отношение индивида к большим авторитетам, в том числе к политическим. Атмосфера, царящая в доме родителей, формирует те черты личности индивида, вступающего в самостоятельную жизнь, которые в будущем будут иметь большое значение для его политического поведения, как например, способность к согласованным действиям, умение обсуждать вопросы, не совпадающие с собственной позицией, проявление или отсутствие агрессивных тенденций. В целом можно сказать, что уже в семье происходит кристаллизация основных черт будущего политического поведения индивида. Однако одновременно следует помнить о том. что семья действует не в социальной пустоте и ее воздействие разными способами связано с воздействием других инструментов политической социализации. Если эти воздействия совпадают, то процесс социализации развивается гармонично. Столкновение воздействий несет в себе зародыш будущих конфликтов и угрозу не приспособления индивида к социальному окружению.
Наряду с семьей большое значение для формирования будущего политического поведения индивида имеет воздействие группы ровесников. Она выполняет важную роль в деле политической социализации по двум причинам. Во-первых, эта группа является первым форумом, на котором ребенок сопоставляет взгляды, усвоенные в семье, со взглядами других индивидов. Тем самым группа ровесников впервые создает возможность для формулирования и выражения собственных взглядов вне сферы контроля старших. Во-вторых, группа ровесников создает свои формы игрового взаимодействия, имеющие определенные параполитические черты. Группы ровесников имеют свою иерархию власти, создают собственные нормы солидарности и образцы поведения, которые, с одной стороны, являются отражением определенных образцов, почерпнутых из жизни старших, а с другой — автономными образцами, идеализирующими такие принципы поведения, которые считаются ценными в группе. Иллюстрацией такого воздействия групп ровесников на политическую социализацию является известный роман Ференца Мольнара «Мальчишки с улицы Пала» (1907 год), в котором две группы подростков ведут между собой сложную «политическую борьбу», отличающуюся высокими этическими качествами лояльности, мужества и чести.
Воздействие семьи и групп ровесников на политическую социализацию происходит вне сферы деятельности институтов, создаваемых политической системой для осуществления социализации. Тем не менее это воздействие имеет большое, часто определяющее для всей жизни значение.
В рамках политической системы действуют специальные институты, целью которых является развитие процессов патетической социализации. Ими являются (перечисляем их в той последовательности, в которой индивид в нормальных условиях оказывается под их воздействием): а) школа, б) молодежная организация, в) армия, организация или политическая партия. Одновременно уже с детских лет каналом политической социализации являются средства массовой коммуникации (в особенности телевидение, радио, несколько позже — печать), а также литература и искусство. Посредством этих институтов происходит передача определенной политической информации, которая должна способствовать формированию политического поведения, соответствующего интересам социалистической системы. Воздействие общественно-политической системы на социализацию осуществляется двояким способом: непосредственно путем пропаганды определенных сведений, несущих познавательную и эмоциональную нагрузку, популяризации образцов личностей, которые могут служить примером для других, и т. п., а также косвенно — путем создания условий деятельности, в которых возникает склонность поступать таким, а не иным образом. Так, например, воспитание дисциплинированности осуществляется не только путем пропаганды достоинств дисциплины выдвижения в качестве образцов высокодисциплинированных людей, но и в результате приведения в действие общественных механизмов, которые прививают методом наказаний и поощрений — дисциплинированное поведение.
Огромное значение для процессов политической социализации в каждом обществе, и в особенности в социалистическом обществе, где эти процессы происходят на основе определенных, четко сформулированных идеологических принципов, имеет образец личности, пропагандируемый в процессе воспитания. Социалистический образец личности изменяется в процессе преобразовать социалистического общества, хотя определенные его черты остаются постоянными. В интересующей нас в данном случае области к таким постоянным чертам социалистического образца личности относятся готовность внести личный вклад в защиту социалистического строя и его национальных интересов, интернационализм и социалистический патриотизм, активная позиция по отношению к явлениям политической жизни, готовность как к личному участию в политической жизни на основе принципов социализма, так и активизация других индивидов в этом духе. Однако одновременно можно констатировать, что в области патетической социализации образец человека социалистического общества проявляется как бы в двух видах — образец максимум и образец минимум. Образец максимум — это образец человека политически активного, глубоко сознательного, хорошо подготовленного идеологически, посвящающего политической деятельности значительную часть своего времени и энергии. Другими словами, это образец социалистического политического деятеля. Наряду с этим образцом функционирует образец минимум, в соответствии с которым гражданин социалистического государства, даже если он особенно не интересуется политикой и посвящает основную часть своей энергии другим проблемам, все же должен ориентироваться в основных вопросах политики социалистического государства, активно поддерживать ее в формах и степени, соответствующих его месту в обществе, прежде всего в своей трудовой деятельности. Наконец, он должен быть готовым к мобилизации всех своих сил в случае, если чрезвычайная политическая обстановка этого потребует. Существование этих двух образцов личности не свидетельствует о противоречивости процесса социализации, а лишь отражает простой факт, что не все граждане могут и даже должны быть политическими деятелями, хотя каждый гражданин социалистического государства должен развивать в себе черты активного и убежденного участника политической жизни.
В условиях социалистического строя на первый план выдвигается политическое участие граждан в организованных формах политической жизни, то есть их принадлежность к партиям и политическим организациям, деятельность в выборных органах государственной власти, в особенности на разных уровнях местной власти (народные советы и т. п.), их участие в политических собраниях (например, в предвыборных собраниях, во встречах с депутатами верховных и местных советов и т. п.), а также в выборах. Массовым участием в политической жизни можно считать чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио к телевидения, хотя последнее — это уже другая, пассивная форма участия в политической жизни. Наконец, особой формой политического поведения является обращение к государственным и партийным органам, а также в редакции газет, журналов, на радио и телевидение с инициативами об улучшении существующего положения, в том случае, если такие обращения выходят за рамки личных проблем и носят характер действий, затрагивающих общественные интересы.
Активное участие граждан в управлении в значительной степени является следствием социальных преобразований, осуществляемых в ходе социалистического строительства, а в особенности экономического Развития и повышения культурного уровня населения. Исследования польских ученых показали, что существует прямая зависимость между уровнем экономического развития и темпами экономического роста, с одной стороны, и общественно-политической активностью — с другой. Характер этой взаимосвязи заслуживает тщательного анализа. Здесь могут проявляться двусторонние взаимосвязи. С одной стороны, более высокий уровень политической активности способствует ускорению экономического развития. С другой стороны, прогресс, достигнутый в экономическом развитии, а следовательно, и в повышении жизненного уровня населения, может способствовать высвобождению дополнительных сил и энергии для развития общественно-политической активности. Подобным же образом более высокий уровень развития культуры и просвещения создаст условия для расширения сознательного участия в политической жизни.
Подчеркивая связь между общественными преобразованиями и уровнем политической активности граждан следует, однако, иметь в виду, что эта связь далеко не исчерпывает всей проблемы. Уровень политической активности граждан не является лишь следствие общественных преобразований, о которых шла выше. В значительной степени он результат изменам классового характера политики, а также сознательных действий, направленных на усиление политической активности масс.
Массовое выдвижение рабочих и крестьян вызвало изменение отношения этих самых многочисленных классов к государству и нации в целом. На основе анализа дневников молодых крестьян Юзеф Халасиньский пишет о двух видах изменений. «Один аспект — это врастание народных масс в национальную культуру, рост национального сознания. Другой аспект — это автономизация личности представителей крестьян и рабочих, то есть тех классов, которые до революции были несвободны, полусвободны, зависимы и духовно подчинены привилегированным слоям».
Рост национального сознания и «автономизация личности» народных масс охватывает ряд проблем. Начнем с простейшей: крестьянин и рабочий (в особенности первый из них, так как позиция подчиненности была более распространенной среди крестьян, чем среди рабочих) перестали мыслить в категориях разделения на сферы крестьянских (или рабочих) проблем и сферы проблем «господ». Это видно на примере пользования такими формами культуры, как театр, в прошлом почти неизвестный для этих общественных слоев. Крестьянин и рабочий до войны не посещали театры не только потому, что это было для них слишком дорого. Театр был принадлежностью культуры других общественных слоев, он был в отличие от кино элитарным, «господским» развлечением. Речь идет, однако, не только о потреблении культуры. Только после войны народные массы начали пользоваться такими, в прошлом «господскими», привилегиями, как отдых за пределами постоянного места жительства.
«Господскими» перестали быть не только определенные формы культурной жизни. Перестала быть «господской» и сфера политики. Положение в этой области начало меняться уже в конце XIX века, когда возникло организованное рабочее и крестьянское движение. Но еще в межвоенный период были широко распространены — и не только среди привилегированных классов и прослоек — стереотипы, в соответствии с которыми политика была «господским» делом, а рабочие и крестьяне не должны были ею заниматься. Ныне в этом отношении произошли принципиальные изменения.
Наряду с этими последствиями социальных изменений большое значение для развития политической активности широких масс граждан имеет сознательная деятельность партии и государственных властен. Одним из основополагающих принципов марксистско-ленинской политической теории стало требование широкой активизации народных масс в политической жизни. В. И. Ленин говорил: «И теперь впервые наступает в истории человечества переворот, который может привести « полной победе социализма, — и это лишь при условии, что новые громадные массы возьмутся за дело управления самостоятельно».
Это направление деятельности коммунистических и рабочих партий является важным рычагом массового участия граждан в политической жизни социалистических государств.