19 февраля 1855 г. на российский престол вступил император Александр II (1818-1881 гг.), который вошел в историю под именем «Освободителя». Он не был либералом, но понимал необходимость скорейших реформ в целях модернизации страны. Его отношение к Европе определялось желанием сохранить позиции России как великой державы.
Аграрная реформа
Начало правления Александра II ознаменовалось рядом мероприятий по либерализации режима. 19 февраля 1861 издал манифест. «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния сельских обывателей», а также «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». «Вы убедитесь, что все, что можно было сделать для защиты помещиков, — сделано», — сказал Александр II, подписывая манифест об освобождении крестьян.
«1. Крепостное право на крестьян, поселенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда …
3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, передают крестьянам за установленные повинности в постоянное пользование крестьян приусадебный их участок и, кроме того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их перед правительством определенное в «Положениях» количество полевой земли и других угодий …
23. Крестьянам предоставляется право: осуществлять свободную торговлю; открывать и содержать фабрики, различные промышленные, торговые, ремесленные предприятия; записываться в цеха, заниматься ремеслами; вступать в гильдии, торговые разряды …
59. Пока крестьяне остаются обязанными помещику, крестьяне должны выполнять барщину, платить оброк …
187. Каждая сельская община отвечает круговой порукой за исправное отбывания казенных, земских и общественных повинностей каждым из ее членов» — из Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 г.
В результате отмены крепостного права крестьяне стали лично свободными, но все еще находились в экономической зависимости от помещика и государства. Аграрная реформа 1861 г. ликвидировала крепостничество, но сохраняла помещичье землевладение.
Проведение аграрной реформы стало началом реформирования всех других сторон общественной и государственной жизни.
Земская реформа
В 1864 г. была проведена земская реформа. Самодержавие привлекало к сотрудничеству либеральное дворянство и буржуазию. Были созданы местные выборные органы — губернские и уездные земства. В их состав входили представители дворянства, буржуазии, духовенства, крестьян и тому подобное. Земские собрания проходили раз в год. Для постоянной работы создавались земские управы, которые действовали под наблюдением губернатора. Занимались земства исключительно хозяйственными вопросами местного значения — содержанием школ, больниц, путей сообщения и тому подобное. Земства финансировались за счет местного налога, которым облагались все население.
Городская реформа
В 1870 г. была проведена городская реформа, которая обеспечила создание системы городского самоуправления. Создавались выборные городские думы, членов которых избирали все налогоплательщики города. Городская дума избирала исполнительную власть — городскую управу во главе с председателем.
16 июня 1870 было введено «Городовое положение» — закон об органах местного самоуправления. На губернаторов отныне возлагалось лишь наблюдение за выполнением постановлений городской Думы. По Положению, право участия в выборах и право быть избранным имело все население мужского пола, достигшее 25-летнего возраста, которое владело в городе имуществом или занималось промыслами, и те, кто не был под судом и следствием.
Все избиратели делились по имущественному цензу на три разряда; от каждого разряда избиралось по 24 гласных, а полный состав Думы комплектовался из 72 гласных. В делах, касающихся благоустройства города, городского хозяйства и управления, Дума была органом совещательно-решающим, а городская управа — исполнительным; последняя во всех своих действиях подчинялась городской Думе. Председательство как в заседаниях Думы, так и в городской управе возлагалось на городского голову.
Органы самоуправления городов подчинялись губернатору или министру внутренних дел.
Реформа образования
Развитие промышленности и технический прогресс заставил правительство встать на путь реформирования системы образования. В 1864 году было введено начальное образование. Создавались классические и реальные мужские и женские гимназии, в которых право учиться предоставлялось представителям всех сословий, способных оплатить обучение. Выпускники классических мужских гимназий имели право поступать в университет, а выпускники мужских реальных училищ — в высшие технической школы. Выпускницы женских гимназий не имели права на высшее образование.
Судебная реформа
Завершение реорганизации системы судопроизводства связано с проведением в 1864 г. судебной реформы. Суд становился гласным (на судебных заседаниях могли присутствовать представители прессы и публики) и внесословным, то есть единым для всего населения. Судопроизводство происходило с участием двух сторон — обвинения и защиты. Вину подсудимого определяли присяжные заседатели, избранные населением. Суд был независимым от местных органов (судью назначало правительство, но отстранить от должности мог только суд). Предварительное следствие вели следователи, которые не подчинялись полиции. В то же время судебная реформа не ликвидировала всех пережитков крепостничества — отдельных судов для духовенства, военных, волостного суда для крестьян, наказания крестьян розгами. Но благодаря ей в политической системе России постепенно стал внедряться принцип приоритета законности и права.
Военная реформа
Военная реформа проводилась в течение 1864-1883 гг. Изменения коснулись организации вооруженных сил империи. Было введено разделение территории страны на 10 военных округов, принят новый военный устав, введена всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 21-летнего возраста, установлены новые сроки службы: в пехоте — 6, на флоте -7 лет. Создавалась сеть военных заведений — гимназий, училищ, академий. Армия начала оснащаться современными видами оружия, строился паровой военный флот.
Итоги реформ
«Если бы Александр II в условиях общественного подъема завершил ряд реформ по созданию представительной, хотя даже законодательного учреждения вслед за земской, а еще лучше — за судебной реформой, — это было бы шагом к конституционной монархии, реализовало бы идею дворянских революционеров о «революции сверху». Но на эту высоту Александр II не поднялся. Начало преобразований в 1860-х годах не достигло своего логического финиша, самодержец до «революционера сверху» не дошел. Именно это и заставило русское освободительное движение изменить надежду на «революцию сверху» на лозунг «К топору зовет Русь!». Самодержавие потеряло уникальную возможность политической модернизации страны. На повестку дня стала подготовка революции в ее классической форме».
Эпоха Александра II вошла в историю России как «эпоха великих реформ», открывающей пути построения государства парламентского типа. Реформы Александра II, были вызваны насущной необходимостью приспособить к требованиям современного государства юридические и административные институты страны, привели в которое к укреплению изначального союза между престолом и дворянами, не сделав, в отличие от реформ Петра I, никаких существенных изменений в общественных связях.