Новые технические возможности, возникшие в результате промышленного переворота обусловили появление новых строительных материалов (кирпич, шифер), дешевого транспорта, дешевого производства мебели, посуды, одежды, доступа к всеобщему образованию и медицинскому обслуживанию. Это все изменило быт не только обеспеченного человека, но и любого горожанина, имевшего постоянную работу.
Мир вещей
XIX в. проходит под знаком эклектизма, ручной труд вытесняется машинным производством, разбогатевшие буржуа — «нувориши» (от франц. nouveau riche — «новый богач») изменяют требования художественного вкуса в соответствии с требованиями комфорта.
Эклектика — это направление в искусстве и архитектуре, возникшее в XIX в. Его отличительной чертой является сочетание различных стилей и (или) их частей. В то же время эклектика — это не беспорядок, а стиль, вобравший в себя лучшие детали разных стилей, в сочетании создающие целостную и гармоничную картину.
Эта ориентация очевидна уже в бидермейере — последнем большом стиле европейского быта. Он олицетворял мещанскую культуру, характерными чертами которой были сдержанность и гармония. Центром бидермейера стала Австрия (1815-1848), затем Германия, Швейцария, откуда он распространяется по всей Европе.
Во внешнем виде новых вещей отразилось техническое открытие, сделанное в 1830 году австрийским промышленником Михелем Тонетом: он научился гнуть в водяном паре клееную дубовую фанеру (позднее — и трубчатые деревянные детали), что позволило изготавливать легкие и изящные предметы мебели (например, знаменитые «венские стулья»), в которых на смену классическому величию приходит естественность изогнутых форм, говорящих о комфортности и практичности.
Один из признаков бидермейера — появление в буржуазном доме «чистой комнаты», как в аристократических салонах. Мир вещей, окружавших человека XIX в., — мебель, архитектура, улицы, парки, кареты, книги, газеты, безделушки — все несло на себе отпечаток эклектики.
Жилье
Дом обывателя среднего класса был двух- или трехэтажный. На первом этаже, как правило, располагались гостиная, кабинет и столовая. Кухня и подсобные помещения содержались в подвальном этаже. У входа обязательно ставили высокое зеркало с полочкой для свечи и подставками для мокрых зонтов, вешалку для шляп и шкаф для верхней одежды.
Гостиная была показателем статуса и материальных возможностей жителей. Здесь выставлялась лучшая мебель и сохранялся идеальный порядок. Меблировка гостиной состояла из дивана, или оттоманки, или тахты, стульев с высокими спинками, различных кресел, нескольких небольших столиков для написания писем, для шитья и вышивки, для чая, для подсвечников и всяких мелочей. В центре непременно стоял стол, за которым подавали ужин гостям, если не было столовой.
Для джентльменов и леди предназначались разные кресла. Мужские — глубокие с широкими подлокотниками, женские — вертикальные с крошечными ручками, а иногда и без них, отвечающие вызовам моды, когда «эпидемия» кринолиновых юбок в середине XIX в. охватила всю Великобританию.
Еще один критерий для выбора мебели — это ее добротность. Те, кто не мог купить дорогую мебель, иногда покупали подделки, пытаясь следовать модному стилю.
Дома топили с помощью каминов, предусмотренных в каждой комнате. Их углубление в стене оформляли или чугунной рамой с керамическими вставками, или узорной плиткой. Над каминной полкой вешали овальное зеркало, ставили подсвечники или скульптурки.
Ванная комната, если таковая была в доме, находилась на втором этаже рядом со спальнями, если ее не было, то горячую воду в цинковые купальни, которые ставили рядом с камином, носили с кухни.
Образование
XIX век унаследовал от эпохи Просвещения интерес к проблеме воспитания и образования. Значительное внимание уделялось формированию особого «детского мира». Еще на рубеже XVII-XIX вв. в домах аристократов появляются детские комнаты. Педагогика вслед за Руссо развивала мысль о том, что нельзя считать ребенка просто маленьким, недоразвитым взрослым, детство и юность имеют свою собственную ценность. Создание предметов «детского мира» (одежда, книги, игрушки) постепенно превращается в настоящую индустрию.
Национальные системы школьного образования, созданные в странах Западной Европы в ходе реформ, имели дуалистический характер, то есть между ступенями образования (начальной школой и средней) не было преемственности. Доступ к средней школе для представителей низших сословий был затруднен из-за высокой платы за обучение.
Программы обучения в начальной школе в странах Западной Европы имели много общего. Они включали основы религии, чтение, письмо, арифметику, некоторые сведения по географии и истории, естествознание, пение, уроки труда. В течение XIX в. на Западе заметно возросла численность грамотного населения. Однако охватить все население начальным образованием не удавалось. В конце XIX в. неграмотность в Пруссии составляла 3%, во Франции — 15%, в Англии — 18%.
В Великобритании основным типом средней школы являлась грамматическая школа. Особое место в системе британского среднего образования имели публичные школы — школы-интернаты для детей из зажиточных семей. В программу их обучения входили классические и современные языки, математика, гуманитарные предметы. В конце XIX в. публичные школы вводят в программу обучения естественно-научные дисциплины.
В Пруссии в системе среднего образования доминировали два типа школ: гимназия и реальное училище. Если гимназия давала классическое образование, то реальные училища ориентировались на современный тип образования с естественно-научным уклоном. Реальные училища считались менее престижными, чем гимназии.
Во Франции получили развитие два типа средней школы: лицеи и колледжи. Сначала обе имели одинаковую структуру и программы обучения, ориентированные на классическое образование. Разница заключалась лишь в источниках финансирования: лицеи финансировались из казны, коллежи — муниципалитетами.
Большим достижением национальных образовательных систем следует считать создание государственных женских учебных заведений. Развитие женской школы шло тем же путем, что и мужской: первоначальное доминирование классического образования, усиление позиций современной школы.
Таким образом, в конце XIX в. в большинстве европейских стран создаются национальные системы образования. Расширяется роль государства в развитии школьного образования: в ее управлении, финансировании, регламентации различных аспектов функционирования школы как социального института.
Спорт как общественное развлечение
Спорт стал занимать видное место среди общественных развлечений. Процветал велосипедный спорт, летом — теннис, зимой — катание на санях, лыжах, иногда катание на коньках. Особую популярность приобрело плавание. Первые школы плавания появились во второй половине XVIII — начале XIX в. в Германии, Австрии, Франции. С середины XIX в. в ряде стран началось строительство бассейнов. В 1890 г. было проведено первенство Европы по плаванию, а 1896 году плавание было включено в программу Олимпийских игр.
На этом фоне в конце XIX в. появились сторонники физической культуры и здорового образа жизни, которые начали агитацию за общее здоровье и физическое совершенствование. Стали практиковаться походы и прогулки пешком, а также горные восхождения. Туристы стали кооперироваться, объединяясь в различные организации.
Еда
В середине XVIII — начале XIX в. Европа узнала об огромном количестве новых продуктов, были разработаны рецепты изысканных блюд. Появилось множество видов специализированных ножей, ложек и вилок, и, соответственно, усложнились правила этикета. В своем современном понимании конфета появилась только в XIX в.. В 1810 году произошел прорыв в мировой пищевой индустрии, значительно повлиявший на военную кухню, — изобретена консервная банка.
В 1830 г. приготовлен «король супов» — марсельский рыбный суп буайбес, 1845 — впервые сварено желе, 1848 — изобретена жевательная резинка, 1853 — картофельные чипсы.
В 1879 г. изобретен сахарин. И поскольку он был дешевле сахара, то основными его покупателями стали бедняки.
1885 год считают условной датой изобретения гамбургера. Однако, американские историки считают, что гамбургеры изобрели еще скифы. Несколько тысяч лет назад кочевники-скифы жарили куски говядины и ели ее, положив между двумя кусками хлеба (этот процесс описал Геродот).
Транспорт
К середине XIX в. почтовые кареты и водные каналы со шлюзами остались только на страницах романов и на полотнах английских пейзажистов. Вместе с ними исчезли и тяжелые кареты с гербами, в которых разъезжали аристократы. На смену им пришли прославленные английские кэбы, демократические омнибусы и элегантные ландо «виктория».
Досуг
Благодаря железным дорогам курорты и достопримечательности стали доступны тысячам «однодневных экскурсантов». Так появилась привычка проводить выходные на лоне природы. Европа, наполненная историческими памятниками, стала местом досуга для любознательных англичан, которые отправлялись за границу. Энергичный и деловитый английский путешественник, вооруженный путеводителем Бедекера, имея некоторые знания по литературе, истории и естественных наук, приезжал, чтобы оценить великолепие природы и творений человеческих рук. Так родился туризм. Путешественники объезжали сушу и море, восхищаясь великими творениями архитекторов древности: римскими акведуками, готическими соборами, но для собственной жизни и комфорта они строили скромные городские дома.