Еврейские религиозные и государственные праздники
Еврейские религиозные праздники отмечаются в соответствии с еврейским календарем, в котором солнечный год состоит из двенадцати лунных месяцев и не совпадает с григорианским календарем. Все еврейские праздники начинаются после захода солнца в предшествующий день и продолжаются до заката в день праздника.
Культурные праздники (фестивали)
И течение года по всей стране проходят более семидесяти культурных фестивалей. Ниже приводится лишь их краткий перечень.
Иерусалимский фестиваль включает в себя представления зарубежных и израильских театральных коллективов, а также танцевальные и музыкальные постановки с участием знаменитых мастеров из-за рубежа.
Фестивали классической и джазовой музыки проходят во многих кибуцах, в том числе в Кфар Блюме, на Красном море (джазовый фестиваль), Мертвом море и на берегах Галилейского моря. Скрипичный мастер-класс проходит в «Кешет Эйлоне».
Проводятся несколько фестивалей, посвященных хоровому пению, среди которых — «Иерусалимская Литургика», которая организуется в церквах Абу-Гхоша, и фестиваль Цимрийа.
Ежегодно внутри стен старинной крепости крестоносцев Акре проходит Аккский фестиваль альтернативного израильского театра.
Фестиваль музыки клезмер в Сафеде (еврейской духовной музыки) привлекает внимание как религиозной молодежи, так и тех, кто считает себя светскими людьми.
Среди других мероприятий следует обратить внимание на ежегодные кинофестивали, проходящие в Тель-Авиве, Хайфе и Иерусалиме, на которых демонстрируются как отечественные, так и зарубежные ленты, фестиваль танца в Кармиэле, фестиваль «Ночи Яффы», в ходе которого даются театральные и музыкальные представления под открытым небом, Международный поэтический фестиваль, Международную книжную ярмарку в Иерусалиме и Международный конкурс пианистов имени Артура Рубинштейна, а также Международный фестиваль кукольных театров в Иерусалиме.
Грозные дни (десять дней покаяния в еврейский Новый год: от Рош ха-Шана до Йом-Кипура)
Рош ха-Шана, или еврейский Новый год. С этого двухдневного праздника встречи Нового года, который обычно выпадает на сентябрь, начинается десятидневный срок покаяния и самокритичного анализа своих поступков. Во время службы говорится о Боге как о небесном царе, который сидит на Своем троне и определяет судьбу каждого человека на следующий год. Молящиеся просят прощения и хорошего нового года. Желая продемонстрировать свою веру в Его милость, евреи отмечают этот праздник весело. Так же как и в шаббат, на Рош ха-Шана в Израиле замирает вся деловая активность. После посещения синагоги под традиционные трубные звуки шофара, старинного инструмента, сделанного из бараньего рога, вся семья собирается за столом на роскошный торжественный ужин. После захода солнца зажигаются свечи и начинается праздник. Стол украшают яблоками, гранатами и медом, которые олицетворяют счастливый, плодородный и сладкий год. Члены семьи обмениваются подарками и новогодними открытками. Перед праздником всем друзьям и деловым партнерам принято отправлять по электронной почте новогодние поздравления. Традиционное приветствие звучит так: «Шана това!».
Йом-Кипур, или Судный день
Через восемь дней после Рош ха-Шана наступает Йом-Кипур, самый священный день еврейского календаря. Это — день поста, молитв, покаяния и раскаивания в прошлых грехах. С момента его наступления после захода солнца все прекращают работу на двадцать пять часов, до появления первой звезды следующим вечером, в том числе прекращаются и трансляции телевидения и радио. Синагоги заполнены народом. А улицы остаются пустыми, так как по ним не ездят автомобили. На Йом-Кипур дети из светских семей собираются большими компаниями для того, чтобы совершенно безнаказанно покататься на велосипедах по обычно забитым автомобилями улицам. В отелях гости, которые не придерживаются поста, могут заказать в номера блюда из ограниченного меню. Традиционное приветствие звучит так: «Гмар хатича това!», что означает пожелание хорошей записи для этого человека в Книге судьбы. Вечерняя служба заканчивается трубными звуками шофара.
Суккот
Через пять дней после Йом-Кипура начинается самый радостный и веселый из библейских праздников — Суккот. Это — Праздник Кушей, посвященный Божьей щедрости и Его покровительству. В ходе него отмечаются Исход евреев из Египта и сбор осеннего урожая. Для того чтобы напомнить о временных шатрах, в которых жили евреи во время странствований по пустыне, по всему Израилю возводятся тысячи шатров суккот. В этих простейших строениях, напоминающих палатки, крытые пальмовыми листьями, веточками цитрона и мирта, а также ветками ивы, семьи израильтян собираются на трапезы до тех пор, пока не начнется новый праздник — Симхат Тора (Праздник Закона, Праздник Торы). Он наступает через восемь дней после Суккота. Во время этого праздника школы закрываются, а многие магазины и офисы работают только полдня. Традиционное приветствие звучит как «хаг самеах» (пожелание радостного праздника).
Симхат Тора
Этот праздник, который называется «Праздником Чакона», посвящен завершению ежегодного чтения Горы (Пятикнижия Моисея) и возобновлению цикла чтения Торы. Характерной чертой этого праздника стали радостные танцы ортодоксальных и просто верующих евреев со свитками Торы в руках, в ходе которых нараспев читаются заключительные главы Второзакония и начальные главы Книги Бытия. По окончании службы в синагоге детям раздаются сладости и конфеты.
В это время года израильтяне обычно говорят «до» или «после» хагим (праздников). Как правило, все откладывается на время после праздников. Поэтому примите это во внимание, когда планируете деловую поездку на период с Рош ха-Шана по Сим-хат Тора.
Ханука
Ханука — это Праздник Огней, который обычно приходится на декабрь. Он посвящен победе евреев под предводительством Маккавеев во II веке до н.э. над эллинскими правителями Селевкидами, которые осквернили Иерусалимский Храм. Праздник продолжается восемь дней. В ходе празднования по ночам, в память о чуде Храма, зажигаются свечи, напоминая о том, как небольшое количество освященного оливкового масла, достаточного для горения меноры (канделябра) в Храме в течение только одного дня, питало светильник на протяжении восьми дней. Хотя школы закрываются, но деловая жизнь не останавливается. Каждый вечер все члены семьи собираются вместе со своими друзьями на церемонию зажигания свечей. Одна свеча — на первую ночь, две — на вторую и так до последней ночи, когда будут зажжены все восемь свечей ханукия (специального канделябра на восемь свечей). Существуют специальные праздничные песнопения и специальные сладости, которые жарятся в масле, например, пончики или пышки, а также картофельные оладьи («латкес» на идиш). Детей одаривают подарками, обычно волчками {«дрейдл») и монетками («ханука гелф»).
Пурим
Пурим обычно приходится на начало весны и празднуется в марте. Этот праздник, любимый всеми, а особенно детьми, связан с освобождением евреев в Персии в V веке до н.э. Эстер — жена царя Ахашвероша (Ксеркса I) и ее кузен Мордехай спасли евреев от истребления, которое задумал премьер-министр Хаман. На Пурим полагается шуметь и веселиться. Для того чтобы показать, что все, на самом деле, выглядит так, как кажется, а также то, что деяния Божьи загадочны и таинственны, разрешено одеваться в маскарадные костюмы и пародировать авторитетных лиц. При этом не только дети, но часто и взрослые на Марди Гра («жирный вторник», отмечается во многих странах мира перед началом католического поста, напоминает русскую Масленицу) надевают разноцветные костюмы для Пурима. Все едят булочки в виде треугольника, которые называются хаманташен. В школах и домах устраиваются маскарады, а за городом среди распустившихся весенних цветов собираются на пикники семьи израильтян с друзьями.
Песах (еврейская Пасха)
Этот важный праздник обычно приходится на апрель. Его отмечают как религиозные, так и светские израильтяне. Песах празднуется в честь освобождения Сынов Израилевых из рабства в Египте. Праздник, продолжающийся всю неделю, в ходе которой занятия в школах не проводятся, а фирмы работают только полдня, начинается с седера, ритуального иудейского ужина. В этот вечер, «отличный от всех прочих вечеров», семьи собираются вместе на торжественный ужин, на котором в подробностях вспоминается и читается всеми вместе вслух «Хаггада», рассказ в Книге Бытия, посвященный рабской зависимости и свободе. После поются песни, восхваляющие Бога. На протяжении Песаха нельзя употреблять в пищу хлеб, мучные и прочие продукты, содержащие дрожжи. Вместо хлеба готовится маца, «горький хлеб» без дрожжей, которым израильтяне питались в Египте. Во многих отелях организуются совместные седеры для гостей и иностранных туристов. Последняя строка в «Хаггаде» обещает встречу «в следующем году в Иерусалиме». Поэтому евреи со всего мира стремятся провести этот весенний праздник в Израиле. Еврейская Пасха, по сути, означает начало «высокого сезона» для туристической индустрии Израиля. Первый и последний дни праздника считаются государственными праздниками — выходными днями.
Лаг ба-Омер
Тридцать третий день в счете омера (сноп ячменя нового урожая), который длится 49 дней (семь недель) от второго дня Песаха до праздника Шавуот. Это — радостный перерыв в длительном периоде скорби. Разрешено праздновать свадьбы, наслаждаться музыкой, а верующие совершают паломничество к гробнице мистика II века раби Шимона бар Йохая, находящейся в Мероне, недалеко от Сафеда. Разжигаются костры, а детям грех лет делают традиционное первое срезание волос.
Шавуот
Шавуот (Пятидесятница) приходится, как правило, па май. Первоначально это был праздник урожая пшеницы, который превратился в празднование обретения Десяти Заповедей, которые были вручена Моисею на горе Синай. Это — радостный праздник, на который синагоги украшаются цветами, во многих кибуцах организуются ганцы и другие формы развлечений, детей одевают в белые одежды, а на головы им надевают венки, сплетенные из цветов. На стол подают традиционные блюда из молочных продуктов — блинцес (тонкие блины, в которые завертывается сыр, творог или фрукты) и творожные пироги (ватрушки).
Йом ха-Шоах (День памяти героев и жертв Холокоста)
Он отмечается вскоре после Песаха и посвящается памяти шести с половиной миллионов евреев, погибших во время Холокоста, а также тех, кто принимал участие в сопротивлении. В 10 часов утра раздается сигнал сирены, и вся нация встает в двухминутном молчании.
Йом ха-Зикарон (День памяти)
Через неделю после Дня скорби по жертвам Холокоста Израиль отдает дань своим сыновьям и дочерям, павшим при защите Государства. В 8 часов утра в день, предшествующий Дню памяти, и в 10 часов утра на следующее утро звучат сирены и соблюдается двухминутное молчание. Рестораны и места развлечений не работают.
Йом ха-Азмаут (День независимости)
Празднование очередной годовщины провозглашения Государства Израиль 14 мая 1948 г. начинается с закатом солнца в День памяти. День независимости Израиля представляет собой по-настоящему всенародный праздник, когда люди ходят в гости к друг другу, отправляются за город, готовят шашлыки и просто проводят время вместе. В первые годы после провозглашения Государства Израиля в этот день проходили военные парады, которые позднее были заменены военно-воздушным и военно-морским парадами.
Мусульманские и христианские праздники
Дня мусульман самым священным является Эйд аль-Адха (Ид аль-Адха или Курбан-Байрам) (День или Праздник жертвоприношения), который посвящен тому, как Авраам принес в жертву барана вместо своего сына (в Коране — Исмаила, а не Исаака).
Рамадан — девятый месяц лунного мусульманского календаря. Именно в этот месяц, как считается, пророку Мухаммаду был ниспослан Коран. В течение этого священного месяца мусульмане постятся от восхода до заката солнца. Конец месяца Рамадана отмечается трехдневным праздником Эйд аль-Фитр (Ид аль-Фитр). Официальными мусульманскими праздниками и днями отдыха считаются пятницы и исламские праздники.
Христианские праздники отмечаются в христианских общинах. Представители разных конфессий празднуют святые дни в разные дни. Главными праздниками, естественно, считаются Пасха и Рождество. В Иерусалиме имеется Христианский информационный центр.
Обряды посвящения
Брит-мила (обрезание)
Формально мальчик нарекается именем на восьмой день после рождения. Это происходит в рамках обряда обрезания (брит-мила). Девочке имя формально дается в первый шаббат после рождения (брита).
На восьмой день после рождения с пениса мальчика удаляется крайняя плоть. Этот обряд производится или в домашних условиях, или в к торжественной обстановке в присутствии членов семьи и друзей. Хирургическое вмешательство осуществляется мохелом — специально подготовленным специалистом по обрезанию. После завершения процедуры все гости приглашаются за праздничный стол. Слово «обрит» означает «договор» или «соглашение», а сам ритуал восходит к соглашению между Богом и Авраамом и подтверждает статус ребенка как представителя еврейского народа. Если ребенок появился на свет в результате преждевременных родов или нездоров, то ритуал брит может быть отложен. По случаю этой церемонии организуются застолья, от скромных домашних с участием членов семьи и ближайших друзей до роскошных приемов. В светских кругах становится модным проводить обряд брит в домашних условиях, а на следующий день собирать вечеринку по этому поводу.
Пидьон ха-Бен («Выкуп сына-первенца»)
Это — старинный левитский ритуал, подтверждающий, что мальчик-первенец принадлежит Богу, осуществляется после того, как ребенку исполнится тридцать дней. После благословения священника организуется торжественное застолье по этому поводу.
Бар или бат мицва
По достижении тринадцати лет мальчик считается готовым для исполнения большинства религиозных устремлений. То же относится к девочкам, достигшим двенадцати лет. На них возлагается обязанность следовать Десяти Заповедям. Проведение церемонии бар мицва означает, что мальчик призывается для чтения Торы. Это считается важным этапом в жизни семьи. После религиозной церемонии в синагоге или у Стены Плача собирается вечеринка киддуш. Это событие также может отмечаться торжественным обедом или ужином, на который приглашаются не только члены семьи, но и постояльцы, работодатели, коллеги и просто знакомые. Все приглашенные приносят дорогие подарки или щедрые чеки.
Бат мицва также отмечается, но обычно более скромно, часто сразу для нескольких девочек.
Ухаживание и супружество
За исключением ультраортодоксальных евреев, ухаживание полностью соответствует тому, как это происходит в любом месте западного мира. Мальчик встречает девочку, они нравятся друг другу и какое-то время бегают на свидания, постепенно между ними возникают глубинные взаимоотношения, они начинают жить вместе и, наконец, приходят к решению пожениться. Или же они расстаются и начинают все сначала с кем-то другим.
В случае с ультраортодоксальными евреями все происходит совершенно по-иному Для знакомства молодых людей приглашается сваха. Первая встреча происходит в общественном месте, например, в вестибюле отеля. Может привлекаться и компаньонка (пожилая дама), которая должна сделать вывод, подходят ли они друг другу. За стаканом минеральной воды или кока-колы молодые люди обмениваются вопросами и ответами, выясняя устремления и жизненные цели друг друга. Если I >нп чувствуют, что подходят друг другу, то продолжают встречаться, обе семьи начинают переговоры о бракосочетании, а вскоре и организуется свадьба.
Свадебная церемония
Необходимыми условиями для организации религиозного еврейского бракосочетания (в Израиле истинституты гражданского брака) являются: присутствие раби, наличие хуппы (навеса, под которым проводится свадебная церемония), обмен кольцами и клятвы, которые даются в присутствии двух свидетелей.
Молодые люди, их родители и раби стоят под хуппой, открытой со всех сторон и поддерживаемой столбами по четырем углам, в окружении членов семьи и близких друзей. В завершении церемонии, после обмена кольцами и после того, как жених поцелует невесту, он давит бокал (обычно завернутый в салфетку) на мелкие кусочки, что должно напоминать о грусти и печали, вызванной разрушением Храма в Иерусалиме, и о том, что счастье никогда не бывает полным!
Свадебная вечеринка бывает многолюдной и веселой. У ультраортодоксальных евреев мужчины и женщины едят и танцуют раздельно, как они разделены в синагоге. Такая свадьба часто оказывается достаточно дорогой, но и подарки молодым принято дарить щедрые для того, чтобы покрыть их затраты, особенно если родители молодых не очень обеспеченные люди.
Затраты на организацию свадьбы делятся между родителями молодых. В городах быстро растет число площадок и залов для проведения свадеб, их организуют в садах, или апельсиновых рощах под открытым небом, или за городом, в полях. Часто гостям приходится проезжать достаточно большое расстояние для того, чтобы попасть на свадебную вечеринку. Некоторые молодые светские израильтяне уезжают и женятся за рубежом гражданской церемонией (обычно на Кипре) и организуют вечеринку по возвращении домой.
Смерть и траур
Еврейские традиции в отношении смерти и траура преследуют две цели — проявить уважение к умершему и утешить живущих.
Все практические действия берут на себя организации, занимающиеся похоронами, — хевра каддиша, кладбища которых расположены по всей стране. Надгробия на этих кладбищах расставлены рядами, как солдаты, одно за другим. На одних кладбищах могут расти густые деревья, а на других — нет. Существуют также кладбища, не относящиеся к какой-либо конкретной конфессии. Они достаточно дорогие и разбросаны по всей стране. Чаще всего они находятся на землях кибуцев, в тихих и красивых местах.
После похорон члены семьи умершего в течение семи дней соблюдают глубокий траур, который называется шивах. Родители, дети, вдова или вдовец, родные братья и сестры умершего собираются в доме умершего и дают волю своим чувствам, оплакивая ушедшего и постепенно возвращаясь к нормальной жизни. В течение этих семи дней друзья, соседи, родственники и коллеги выражают свои соболезнования и сочувствие, многие приносят им еду и пироги, чтобы скорбящим не приходилось заниматься приготовлением пищи.
Мода
Израильские женщины следуют самым современным тенденциям моды, разработанным в Милане, Париже, Лондоне и Нью-Йорке. При этом кто-то может позволить себе приобретать фирменные вещи в дорогих бутиках и небольших магазинчиках, а кто-то предпочитает приобретать одежду хорошего качества в популярных сетевых магазинах, но есть и те, кто довольствуется и дешевыми подделками, которые продаются в самых дешевых магазинах, на рынках или базарах.
Для израильтян характерно все преувеличивать, и мода не является исключением. Если фигура позволяет, то молодые местные женщины будут с удовольствием носить одежду, оголяющую живот, обтягивающие тенниски и тому подобное. А те, кто постарше, более полные и не с такими великолепными фигурами наденут нечто иное, но будут одеты со вкусом.
В наши дни молодые израильские дизайнеры находятся на острие моды. Многие из них поднялись на самый верх и открыли свои бутики в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Такие имена, как Дорин Франкфурт, Брача Бэрон, Сигал Декел и Роннит Чен, хорошо известны в мире моды, так же как и модные дома купальных принадлежностей «Гот-тскс» и «Гидеон Оберсон».
Прекрасно одетые израильские мужчины носят последние модели брюк, джинсов, пиджаков, рубашек и туфель и стремятся приобретать изделия настоящих брендов.
Израильские ювелирные изделия считаются выдающимися. Изделия ручной работы изготавливаются из золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней со вставками старинных и современных израильских монет или экзотических пород дерева. Дизайн изделий может быть современным или основываться на старинных образцах.
Мастера израильских центров и салонов красоты от личаются высоким мастерством. По международным меркам их услуги стоят дешевле, и они пользуются большим спросом у представителей всех слоев населения. Как и бутики модной одежды, салоны красоты и парикмахерские могут быть разных ценовых категорий. В них оказывают следующие услуги: маникюр, педикюр, уход за телом и лицом для мужчин и женщин. Если в странах с более холодным климатом загар считается чем-то вроде статусного отличительного признака, то в Израиле все наоборот. Нахождение под горячим солнцем становится менее популярным и все больше востребованы шляпы, солнечные очки и лосьоны, защищающие кожу от вредного воздействия ультрафиолета.