Промышленный переворот (подробнее об этом в статье «Станки и фабрики«) повлек за собой огромные перемены в транспорте и в способе передвижения на дальние расстояния. Некоторые важные новшества возникли впервые именно в Англии, другие — в Америке или же в других европейских странах. В Англии были учреждены компании, известные под общим названием «Тернпайк Траст» («Трест дорожных застав»). Они взяли на себя строительство и ремонт дорог, а также сбор платы за проезд по ним. Здесь изображен один из пунктов сбора денег с проезжающих. Благодаря инженерам Телфорду, Макадэму и другим были найдены способы строить дороги с твердой и ровной поверхностью. В это время строились также и новые мосты, многие из них были из металла. Это так называемый Клифтонский подвесной мост в английском городе Бристоле, спроектированный знаменитым инженером Брунелем.
Велосипеды стали популярны уже к 1880 г. На первых велосипедах, которые из-за их разновеликих колес прозвали «пенни-фартинг» (по названию двух монет разного размера), ездили только мужчины, но более поздние модели были освоены и женщинами. В XIX в. вслед за быстрым ростом населения росли и города. В этих больших городах уже мало кто мог жить рядом со своей работой, поэтому возникла нужда в городском транспорте. Так появились запряженные лошадьми омнибусы, и постепенно движение разных экипажей на городских улицах стало очень оживленным. Первые автомобили появились в Германии в 1885 г. До 1920-х гг. автомобили оставались роскошью, которую могли себе позволить только самые богатые люди.
Каналы
В XVIII в. было все еще дешевле отправлять тяжелые грузы по воде, чем по суше. Там, где не было судоходных рек, прорывали каналы, которые связывали между собой крупные порты и города. Чтобы поднимать или опускать суда с одного уровня на другой, каналы оборудовались так называемыми шлюзами. Такой шлюз показан на этом рисунке. Баржи тянули по воде лошади, которых вели по специальной дорожке вдоль берега канала. В 1869 г. состоялось открытие Суэцкого канала, который связывает Средиземное море с Красным. Благодаря этому каналу морской путь из Европы в Индию стал короче на несколько недель. Позднее, в 1920 г., был открыт еще один длинный судоходный канал — Панамский канал в Центральной Америке, который соединил Атлантический и Тихий океаны.
Железные дороги
Первый паровоз для рельсового пути был построен в Англии в 1803 году. Ричардом Тревитиком. Спустя двадцать лет открылась первая пассажирская железная дорога, и с тех пор этот вид транспорта стал чрезвычайно популярен. Железная дорога стала самым быстрым, дешевым и безопасным способом перевозки людей и грузов. По мере того как развивалась сеть железных дорог, все больше простых людей получали возможность ездить на морское побережье и на отдых в деревню. Каналы и дороги теперь почти не использовались, и о них стали забывать. Лондон получил свою первую длинную линию подземной железной дороги (метро) в 1863 г. До 1890 г., когда на смену им пришли электровозы, подземные поезда тянули паровозы. На стенах туннелей лондонского метро до сих пор виден слой сажи, образовавшийся в то время.
Морские путешествия
В XIX веке стали строить очень быстроходные парусные суда – клиперы, на которых перевозились легкие грузы, например чай. В это же время стали появляться и суда совершенно нового типа: они были сделаны из металла и имели паровые двигатели. Со временем пароходы полностью вытеснили парусные корабли. Путешествовать по морю становилось менее опасно благодаря строительству многих новых маяков и появлению морской спасательной службы. Чем быстрее и безопаснее становились морские путешествия, тем больше богатых людей привлекала идея поездок в дальние страны. В 1869 году Томас Как открыл свой первый туристический маршрут в Египет.
Начало воздухоплавания
Французские изобретатели братья Монгольфье были первыми людьми в мире, поднявшимися в воздух. Они сделали это в 1783 году на шаре, наполненном горячим воздухом. Другие воздухоплаватели пробовали использовать для этого водород. В начале XX в. два американца, братья Райт, построили вот такой планер. Позднее они сконструировали и построили аэроплан с двигателем и в 1903 г. совершили на нем первый в мире полет.