Великобритания во второй половине 20 века — начале 21 века

Великобритания в 1945—1979 гг.

Вторая мировая война для Великобритании завершилась победой, но повлекла за собой существенное ослабление ее экономических и политических позиций в мире. Первые послевоенные парламентские выборы 1945 г. выиграли лейбористы. Приверженность избирателей они заслужили благодаря программе «Лицом к будущему», где провозгласили курс на построение в стране «государства благосостояния».

Первое послевоенное правительство возглавлял лейборист Клемент Эттли. Важную роль в восстановлении послевоенной экономики Великобритании сыграла помощь по «плану Маршалла».

В 1947 г. британское промышленное производство вышло на довоенный уровень, а в 1951 г. превысило его на треть. Сельское хозяйство в начале 1950-х гг. также достигло довоенного уровня. В 2,5 раза выросли государственные расходы на социальное страхование. Власти ввели безвозмездную медицинскую помощь населению. Также гарантировались пенсии по возрасту – женщинам с 60, мужчинам с 65 лет. Выплачивали пособие по потере работы, болезни, после рождения ребенка, были введены оплачиваемые отпуска. Развернулось обширное домостроение. Благодаря этим и другим мерам материальное положение по сравнению с довоенными годами выросло. Однако в обществе ширилось разочарование, обусловленное неполным исполнением предвыборных обещаний.

Внешнеполитические приоритеты Великобритании определялись концепцией «трех кругов ответственности» — атлантическое сотрудничество, британское содружество и объединенная Европа. Во внешней политике лейбористы продолжали курс на тесное сотрудничество с США. Осуществлялись инициативы, связанные с развертыванием процессов европейской интеграции. В 1949 г. Великобритания и девять других европейских государств учредили Совет Европы – международную организацию по защите прав человека, парламентской демократии, согласованию политики государств-членов в культурной, социальной и правовой сферах.

Премьер-министры Великобритании в 1945-2019 гг.

ИмяГоды пребывания у властиПартийная принадлежность
Клемент Эттли1945-1951Лейборист
Уинстон Черчилль1951-1955Консерватор
Энтони Идей1955-1957Консерватор
Гарольд Макмиллан1957-1963Консерватор
Александр Дуглас-Гюм1963-1964Консерватор
Гарольд Вильсон1964-1970Лейборист
Эдвард Гит1970-1974Консерватор
Гарольд Вильсон1974-1976Лейборист
Джеймс Каллаген1976-1979Лейборист
Маргарет Тэтчер1979-1990Консерватор
Джон Мейджор1990-1997Консерватор
Тони Блэр1997-2007Лейборист
Гордон Браун2007-2010Лейборист
Дэвид Кэмерон2010-2016Консерватор
Тереза ​​Мэй2016-2019Консерватор
Лондон – финансовый центр Великобритании и всего мира. Современный вид

В ноябре 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, предусматривавшую прекращение с 1 августа 1948 г. британского мандата в Палестине

Сложной проблемой для правительства К. Эттли явилось усиление национально-освободительного движения. В августе 1947 г. Индийский союз и Пакистан провозгласили свою независимость, а на следующий год ее получили Цейлон и Бирма. В 1947 г. правительство К. Эттли заявило, что передает властные функции в Палестине ООН. С этого времени названия «Британская империя» и «британский подданный» сменили на «Британское содружество» и «гражданин Содружества». Негативную реакцию в обществе вызвало участие Великобритании в войне в Корее.

В условиях снижения популярности лейбористы проиграли выборы 1951 г. К власти пришли консерваторы, правительства которых руководили страной непрерывно до 1964 г. Главными проблемами во внутренней политике, которые стремились решить в этот период консерваторы, были попытки стабилизировать экономику и улучшить британскую социальную систему. Правительство В. Черчилля, придерживаясь провозглашенного им курса «терпимости и конструктивности», не пыталось существенно изменять политику предшественников.

В экономике консерваторы подчеркивали, что главным в определении формы собственности является принцип эффективности производства. Всем предприятиям (частным и государственным) предоставлялись средства на модернизацию и внедрение новых технологий. Подъем экономики, начавшийся под влиянием политики консерваторов, позволил существенно снизить уровень безработицы. Значительно выросли расходы из бюджета на здравоохранение и образование. Особенно много внимания уделялось массовым школам.

Во внешней политике правительство В. Черчилля прежде всего завершило реформирование Британского содружества. В европейских делах приоритетным считалось укрепление обороны стран Запада и создание их военно-политического союза.

Преемником В. Черчилля после его отставки стал Энтони Идей. Он не менял внутреннюю и внешнюю политику своего предшественника. Кризис, возникший в 1956 г. после национализации Египтом Суэцкого канала, завершился поражением Великобритании. Это заставило Э. Едена уйти в отставку.

Новый премьер-министр Гарольд Макмиллан призвал консерваторов к обновлению и созданию прогрессивной национальной модели развития. В начале 60-х гг. в экономике Великобритании произошел небольшой спад, и правительству приходилось прилагать немало усилий, чтобы исправить ситуацию.

До 1960 г. Великобритания в мировом промышленном производстве занимала второе место после США. Однако в 1960 г. ее опередила ФРГ.

Во внешней политике правительство Г. Макмиллана пыталось сохранить влияние Великобритании на бывшие колонии и развитие сотрудничества стран Запада в рамках НАТО.

В 1963 г. громкий шпионский скандал, связанный с военным министром, заставил Г. Макмиллана уйти в отставку. Новый премьер-министр Александр Дуглас-Гюм не изменял политический курс правительства. Попытки консерваторов сохранить остатки Британской колониальной империи не имели успеха. К середине 1960-х гг. она распалась.

Снижение темпов экономического роста на фоне подъема в других странах и распад Британской империи общество восприняло очень остро. Выборы 1964 г. консерваторы проиграли.

После прихода к власти лейбористского правительства Гарольда Вильсона начался период экономической и политической нестабильности, названный «технократической эрой» (1964—1979 гг.). Попытки улучшить ситуацию в экономике не имели успеха. Великобритания отошла на пятое место в мире по общим экономическим показателям, пропустив вперед США, ФРГ, Японию и Францию.

Наибольший общественный резонанс в эти годы вызвал принятый в 1969 г. «Билль о народном представительстве», по которому возраст избирателей снижался до 18 лет. В конце 1960-х гг. обострилась проблема Ольстера, повлекшая за собой политическую нестабильность в следующем десятилетии.

В 1970-1974 гг. к власти в стране вернулись консерваторы. Вместо лейбористского лозунга коллективного рая (распределения благ между всеми членами общества) они выступали за адресную помощь и стимулирование частной инициативы, чтобы оздоровить дух нации и сделать его гарантией свободы личности.

Средством модернизации экономики консерваторы избрали приватизацию государственных предприятий. Объем средств на постройку муниципального жилья они сократили и стимулировали частное строительство. Эти и другие мероприятия дали непродолжительный положительный эффект.

В 1973 г. Великобритания, соглашаясь на значительные уступки, вступила в Общий рынок. Однако это негативно отразилось на ее хозяйстве. В течение 1973-1975 гг. британская экономика находилась в состоянии кризиса.

После выборов 1974 г. к власти в стране вернулись лейбористы. Усилия правительств, возглавляемых лейбористами Г. Вильсоном и Джеймсом Каллагеном, были направлены на преодоление экономического кризиса в стране. Постепенно он был остановлен, и с 1976 г. начался медленный подъем. Однако по состоянию на 1979 г. уровень жизни в Великобритании был на 20% ниже, чем во Франции и ФРГ. Из-за несоответствия между обещаниями и результатами деятельности населения страны разочаровалось в лейбористах. Выборы в 1979 г. выиграли консерваторы.

Великобритания в 1979—2007 гг.

Новое консервативное правительство впервые в истории страны возглавила женщина — Маргарет Тэтчер. Ее деятельность завершила период экономической и политической нестабильности и начала сутки реформ, вошедших в историю как тетчеризм. Возглавляемый М. Тэтчер правительство неоконсерваторов, соблюдая устои монетаризма, пыталось уменьшить инфляцию путем увеличения косвенного налогообложения, отказаться от дотации предприятий и повысить налог на добавленную стоимость.

Монетаризм — экономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Начата экономистом Милтоном Фридманом.

В то же время сокращался государственный аппарат и, соответственно, средства на его содержание. Происходила приватизация государственных предприятий, требовавших финансовой поддержки. Однако при этом росла безработица. Пытаясь преодолеть инфляцию, правительство М. Тэтчер сократило государственные расходы на коммунальное и путевое хозяйство, образование и культуру. Принятые парламентом законы о занятости усложнили проведение забастовок тред-юнионами.

Тетчеризм — политика консервативного правительства Великобритании, возглавляемого М. Тэтчер в 1979-1990 гг. Сопровождалась приватизацией национальных предприятий, монетаризмом в финансово-экономической сфере, уменьшением финансирования образования и здравоохранения.

Антиинфляционная политика правительства дала положительные результаты, и с 1983 г. начался подъем экономики Великобритании, продолжавшийся до 1990 г. Росту авторитета М. Тэтчер способствовал военный конфликт 1982 г. с Аргентиной за Фолклендские (Мальвинские) острова, закончившийся победой Великобритании.

Фолклендская война

В 1983-1989 гг. правительство продолжало свою политику передачи государственных предприятий в частную собственность. В результате за период реформ М. Тэтчер государственный сектор экономики Великобритании уменьшился с 10 до 6,5 % в ВНП. Финансирование государственных предприятий уменьшилось в 10 раз. Целью своих действий М. Тэтчер провозгласила создание «нации владельцев». Оздоровление экономики способствовало тому, что во второй половине 1980-х гг. доходы населения ежегодно росли на 5%.

С 1988 г. началась реформа пенсионной системы. Помимо государственных пенсий она предусматривала создание пенсионных фондов на предприятиях. Благодаря этому ежегодные надбавки пенсионерам выросли на 7%.

Маргарет Тэтчер

Негативным следствием тетчеризма для британского общества явилось углубление социального расслоения. Более 20% семей оказались в условиях относительной бедности и не получали государственной помощи. Ухудшилось положение государственных служащих, не имевших других доходов, кроме заработной платы. Многим не нравился жесткий стиль руководства «железной леди», как называли М. Тэтчер, не соответствующий британским демократическим ценностям.

Однако следует отметить, что ни одно британское правительство в XX в. не достигало таких успехов за сравнительно короткий период.

Снижение уровня доверия населения к консерваторам и угроза партийного раскола заставили М. Тэтчер уйти в отставку. В 1990 г. главой правительства консерваторов стал их новый лидер Джон Мэйджор. Он ввел некоторые изменения в социально-экономическую и внешнюю политику, отказываясь от крайностей тетчеризма. В частности, был упразднен «подушный налог», размер которого не зависел от материального положения и возмущал британский народ. Вместо предоставления преимуществ частному предпринимательству Дж. Мейджор придерживался курса на равновесие между государственным и частным секторами экономики. Совершенные изменения повлияли на отношение в обществе к консерваторам, и в 1992 г. они выиграли парламентские выборы.

В 1992—1994 гг. правительство Дж. Мейджора сосредотачивало усилия на осуществлении технологической модернизации производства, поощрении конкуренции и экспорта. В целом его деятельность в Великобритании считалась успешной. В социальной сфере внимание уделялось формированию правовых основ гражданского общества. Был принят ряд документов, известных под общим названием «Хартия граждан», где четко определялись права и обязанности разных групп населения страны. Немало внимания уделялось модернизации отстававших в экономическом развитии регионов — Шотландии и Северной Ирландии.

В 1980—1990-х гг. в британской внешней политике были пересмотрены приоритеты. Отказавшись от доктрины «трех кругов», Великобритания стала развивать сотрудничество с государствами Азии и Латинской Америки, а после краха «социалистического лагеря» со странами Центрально-Восточной Европы.

На выборах 1997 г. победили лейбористы, которые до этого существенно обновили свою партию. Новое правительство страны возглавил лейборист Тони Блэр. Он заявлял, что будет формировать социальную рыночную экономику, где индивидуальная инициатива будет совмещаться с коллективизмом. Ставилась цель направлять развитие гражданского общества как партнера государственной управленческой системы. При этом Т. Блэр не изменил экономическую стратегию тетчеризма, продолжая модернизацию технологической базы производства и придерживаясь политики минимального вмешательства государства в экономику.

В целом развитие экономики Великобритании за десятилетие правления лейбористов стало достаточно успешным. Благодаря этому улучшилось социальное положение населения. Значительные средства выделялись на развитие медицины, образования и рабочих мест для молодежи.

Отрицательно повлияло на популярность лейбористов втягивание Великобритании в войну в Персидском заливе 1990-1991 гг. Большинство населения обвиняло в этом Т. Блэра. В целях сохранения авторитета партии премьер-министр подал в отставку.

Великобритания в 2007—2017 гг.

Лейборист Гордон Браун, возглавивший правительство в 2007 г., в отличие от своего предшественника, не разделял его стремления реформировать государственный сектор экономики. Он также не поддерживал направление британского военного контингента в Ирак. В августе 2007 г. Г. Браун заявил об отказе ввести в Великобритании единую европейскую валюту.

Из-за финансового кризиса 2008-2009 гг. доверие британского населения к правительству Г. Брауна значительно снизилось. На парламентских выборах 2010 г. лейбористы потерпели поражение. Консерватор Дэвид Кэмерон сформировал коалиционное правительство из консерваторов и либеральных демократов. Новый премьер-министр определил главной целью своего правительства «построение общества, в котором мы не спрашиваем, какие имеем права, а знаем, какие у нас обязанности». Для достижения социально-экономической стабилизации правительство Д. Кемерона начало жесткую экономию бюджетных расходов.

В 2014 г. Д. Кэмерон отказался увеличивать британский вклад в бюджет ЕС. По мнению премьер-министра, объединение должно было предоставить Великобритании больше возможностей для контроля над своей границей, чтобы ограничить поток мигрантов из других стран ЕС. Вопрос о целесообразности членства Великобритании в ЕС он называл одним из главных в своей программе.

В июне 2016 г. в стране состоялся референдум по членству Великобритании в ЕС, известный как «брексит», на котором 51,9% участников проголосовали за выход страны из этого объединения. Д. Кэмерон, как и обещал, после референдума ушел в отставку.

Новое правительство консерваторов возглавила вторая в истории страны женщина в должности премьер-министра Тереза ​​Мэй. Главной своей задачей она считала реализацию результатов «брексита».

Во внешней политике британские правительства в этот период пытались вернуть Великобритании статус великого государства и роль арбитра в глобальных и региональных вопросах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.