Большая часть огромного Аравийского полуострова — это пустыни и степи. Аравия делится на несколько различных по природным условиям областей. На юго-западе полуострова протянулся Йемен с плодородными землями и богатой тропической растительностью. Населения полуострова издавна занималось земледелием и садоводством. Середина полуострова — Неджд (территория в центре Аравийского полуострова, ныне часть Саудовской Аравии) — огромное засушливое плоскогорье, где возможно только кочевое скотоводство. Рек здесь нет, только сухие русла, которые иногда заполняются дождевыми потоками. Животворную воду людям дают исключительно колодца. Длинная полоса вдоль Красного моря — Хиджаз — пригодна разве что для полеводства в отдельных оазисах. Безграничные просторы, особенно на окраинах плоскогорья, остаются незаселенными.
Аравийский полуостров и его население
В связи с природными условиями Аравийского полуострова большинство арабов были кочевыми — бедуинами («жителями пустыни»). Они разводили коз, овец и верблюдов. Жизнь бедуина невозможно представить без верблюда. Это животное — постоянный спутник и средство существования кочевых арабов.
Бедуины жили племенами, которые делились на роды и семьи. В них существовала знать — шейхи и сайиды, которые имели большие стада, рабов и получали большую долю добычи во время войн. Все члены одного племени считали себя родственниками. Большинство арабов поклонялось различным племенным богам: единой религии у них в о время не существовало. Уважаемыми были бог войны и плодородия Астар, богиня луны Син, богиня-мать Аллат.
Через Хиджаз, вдоль Красного моря, пролегал старинный торговый путь из Средиземноморья в Африку и Индию, на котором появились крупные торговые центры, которые впоследствии превратились в города — Мекку, Ясриб и другие.
В конце VI в. арабское общество охватил кризис. Население полуострова увеличилось, недоставало земли. Торговля пришла в упадок из-за нападений иранцев, которые стремились, чтобы торговые пути пролегали вдоль побережья Персидского залива и обогащали их страну. Ухудшение условий жизни подталкивало арабов к мысли о необходимости объединения, чтобы вместе вести борьбу за лучшее существование, но на пути этому стояли различные племенные верования.
Возникновение ислама и объединение арабов
Объединению арабов способствовало появление новой религии — ислама (в переводе с арабского — «покорность»). Людей, исповедующих ислам, называют мусульманами. Основателем этой религии стал Мухаммед (570- 632). Это имя означает «вдохновленный», «пророк».
Мухаммед утверждал, что основные положения новой веры ему переданы Богом.
Ученики и последователи записывали его слова, а после смерти Мухаммеда все эти записи были собраны в одну книгу — Коран (в переводе с арабского — «чтение»).
Житель Мекки Мухаммед происходил из бедной семьи. В шесть лет он остался сиротой и стал пастухом. Впоследствии Мухаммед устроился вести торговые дела богатой вдовы Хадиджи и начал путешествовать с купеческими караванами. Вскоре он женился на вдове и разбогател. Через некоторое время Мухаммед стал говорить, что слышит голос Бога, который приказывает ему оставить торговлю и проповедовать новую религию. Мухаммед утверждал, что он — орудие Божье, преемник пророков Авраама, Моисея и Иисуса. Впоследствии вокруг Мухаммеда начали собираться сторонники. Однако не всем жителям Мекки понравились призывы Мухаммеда отдавать свое имущество бедным и освобождать рабов, поэтому он был вынужден перебраться в город Ясриб — соперника Мекки. Ясриб, жители которого в 622 г. приняли Мухаммеда, стали называть Мединой — городом пророка.
Учение Мухаммеда быстро распространялось, и 630 г. он победителем вернулся в Мекку. В 632 г. Мухаммед умер. Его могила в Медине, как и Кааба (особо возвеличенный Аллахом Дом Всевышнего на земле), является величайшей святыней мусульман.
Основной религиозной требованием Мухаммеда к арабам был отказ от поклонения различным племенным богам и признание существования единого бога — Аллаха. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его» — главная религиозная формула ислама. Для того чтобы быть мусульманином, нужно было признать и выполнять пять основных положений:
- верить в существование единого бога — Аллаха;
- пять раз в день выполнять обязательную молитву;
- раз в год придерживаться обязательного поста — Рамазана — от рассвета до заката;
- тратить пятую часть прибыли на милостыню, чтобы освободиться от грехов;
- один раз в жизни совершить паломничество (посещение святых мест) в Мекку и Медину.
Мухаммед изложил и «завещание священной войны». Он выделил иудеев и христиан как людей, владеющих писанием (Священным Писанием), с которыми надо вести благородные споры, а язычников призвал уничтожать.
В начале своего проповедничества Мухаммед осуждал богачей, но впоследствии отказался от этого. В Коране сказано, что неравенство среди людей установлена Богом и мусульманин не должен завидовать тому, кто богаче его.
После изгнания из Мекки Мухаммед начал выступать за объединение всех арабов в единую общину мусульман. Между Мединой и Меккой развернулась война. Большинство простых жителей поддерживала пророка, поэтому знать была вынуждена подчиниться Мухаммеду и впустить его в город. В 630 г., после возвращения пророка в Мекку, большинство арабских племен признали власть Мухаммеда и приняли ислам.
Так под флагом ислама Мухаммед объединил арабские племена. На момент смерти Мухаммеда под его властью была большая часть племен, населявших Аравию.
Главное святилище Кааба находится в центре мечети аль-Харам. Это кубическая каменное сооружение высотой в пятиэтажный дом. По арабским преданиям, Каабу построил «праотец евреев» Авраам для своего сына Исмаила, которого арабы считали своим родоначальником. В ней хранится «черный камень», подаренный Богом Адаму — первому человеку на земле.
После смерти пророка между его старыми сторонниками и Мединский знатью начались споры о преемственности. Ведь вопрос был не только в том, кто станет религиозным вождем, но и в том, кто возглавит созданное им государство. В конце концов было решено, что государством управлять халифы — «заместители пророка». В дальнейшем каждый правитель арабов называл себя именно так. Первые четыре халифа, которые правили в 632-661 гг., были близкими родственниками Мухаммеда.
Халиф — преемник Мухаммеда, титул правителя и одновременно духовного главы мусульман.
Халифы призвали народ отправляться в поход для распространение ислама, обещая каждому вознаграждение как при жизни, так и после смерти. Началась эпоха арабских завоеваний. Значительные захваты территорий была осуществлена в правление второго халифа — Омара (634-644 гг.). Арабы отвоевали у Византии Сирию, Палестину, Египет и Ливию, а у Ирана — значительную часть его западных земель вплоть до Закавказья.
Военным успехам арабов способствовало превосходство в военной тактике. Они создали первоклассную легкую конницу, которая стремительными атаками наводила ужас на пехоту противника и не менее успешно атаковала тяжелых конников врага. Ее появление стало возможным благодаря изобретению китайцами стремян. Именно опираясь на них, арабские всадники убивали врагов саблями. Значительную роль играло и то, что завоевания арабов имели форму «священной войны во имя Аллаха». Каждый погибший на этой войне, как говорили халифы, оказывался в раю и получал вечное блаженство. Военные успехи вдохновляли на новые походы. В завоеванных странах арабы прежде всего захватывали имущество богачей, поэтому большинство порабощенных усматривали в них освободителей. Арабы давали религиозную свободу населению завоеванных стран, но одновременно различными льготами поощряли переход местных жителей в мусульманскую веру.
Уже среди первые халифов в Арабском халифате развернулась борьба за власть. Она особенно усилилась во время правления старого и безвольного третьего халифа — Османа (644-656 гг.) и четвертого халифа — Али (656- 661 гг.). Их обоих убили заговорщики. После этого престол захватил наместник Сирии Муавия из рода Омейя. Он стал основателем новой династии Омейядов. Так начался новый период в истории Арабского халифата.
Муавия отказался жить в Мекке или Медине и остался в Дамаске, превратив его в столицу халифата. Дамасский халифат Омейядов просуществовал около 90 лет (661-750 гг.). За это время арабы значительно расширили свои владения. К концу VII в. арабские завоеватели покорили часть Армении, Южный Азербайджан, часть Северной Африки. До 711 г. они захватили все африканские владения Византии к западу от Египта (современные Ливия, Алжир, Тунис, Марокко) и дали им арабское название Магриб — «Запад».
В 711 г. арабы начали завоевание Испании, где жили вестготы. Полководец Джебель аль-Тарик с войском разгромил вестготов и очень быстро покорил почти всю Испанию.
Арабы попытались покорить и Франкское королевство, однако потерпели поражение при Пуатье. На востоке арабские полководцы овладели Хивой, Бухарой, Самаркандом, завоевали Афганистан и северо-западную часть Индии к реке Инд. Арабы трижды совершали походы на Константинополь, в 717-718 гг. В течение года они держали его в осаде, однако покорить так и не смогли.
В результате завоеваний границы халифата Омейядов простирались от Атлантического океана на Западе до Китая и Индии на Востоке. По своим размерам Арабский халифат превышал Римскую империю во времена ее расцвета или государство Александра Македонского.
В 750 г. власть Омейядов свергла иранская и иракская знать, недовольная засильем сирийско-арабских чиновников. Халифом стал Абул-Аббас Кровавый, по приказу которого были уничтожены все члены семейства Омейядов. Он основал новую династию Аббасидов, которая правила в 750-1055 гг. Столица халифата была перенесена в Багдад в Ираке. Багдадский период истории халифата называли «золотым веком Аббасидов», время невиданной роскоши халифов.
Столица Аббасидов поражала современников своими размерами, многочисленными дворцами, парками халифа и его приближенных. На огромных рынках Багдада можно было встретить купцов из самых отдаленных стран мира — византийцев, китайцев, индийцев, малайцев. Здесь продавали шелковые ткани из Китая, экзотические ароматы из Индии, меха из далеких славянских стран. Купцы и мореплаватели рассказывали об удивительных далеких землях. Неудивительно, что и те времена, и сам багдадский халиф гари аль-Рашид стали прототипами героев сказок «Тысяча и одна ночь».
Общественный строй. Культура халифата
Во времена первых четырех халифов государством управляла высшее религиозная лицо, которого выбирали из друзей и родственников Мухаммеда. После прихода к власти Омейядов должность халифа стала наследственной. Халифат превратился в теократическое монархию, приобрела черты восточной деспотии — формы государственного устройства, при которой монарх имеет неограниченную законодательную и судебную власть, ни перед кем не отвечает за свои поступки и которая держится на насилии и терроре.
Арабский халифат был государством, основанным в результате завоеваний разных народов. Удерживать их в повиновении можно было только силой. Для этого халифы создали огромную постоянную армию — до 160 тыс. воинов, а для собственной защиты — дворцовую гвардию.
Огромное количество чиновников следила за уплатой налогов в казну халифа. Существовали три основных вида налогов: харадж — земельный налог; джизию — подушевой, который платили немусульмане; зякят — десятина, которая поступала в распоряжение халифа.
Судопроизводство осуществлялось на основе Корана и Сунны — книги дополнений к Кораную Однако не все арабы считали Сунну священной книгой, равной по значению Корана. Во времена Омейядов мусульманский мир раскололся на суннитов, которые признавали Сунну и поддерживали халифа, и шиитов, которые не признавали Сунны и не поддерживали Омейядов.
Как и все предыдущие империи, созданные в результате завоеваний, Арабский халифат пришел в упадок и распался. Причин распада Арабского халифата было несколько. Во-первых, халифат силой объединил народы, которые имели разную историю и культуру. С тех пор, как они оказались под властью арабов, их борьба за независимость не прекращалась. Во-вторых, власть халифов, живших в роскоши, а управление государством поручавших своим приближенным, все больше ослабевала. Эмиры (наместники халифов), которые управляли на местах, пытались сделать свои владения и власть наследственными, чтобы быть независимыми от халифа.
Все это привело к тому, что с конца VIII до начала XI в. халифы потеряли большинство своих владений. В 1055 Багдад завоевали турки-сельджуки и халифат прекратил свое существование.
Времена Арабского халифата обогатили мир выдающимися культурными достижениями. Хотя мы и называем эту культуру арабской, это не совсем правильно, поскольку она вобрала в себя культуры народов, покоренных арабами.
Арабы проявили редкую способность усваивать знания и традиции покоренных народов. Более того, они смогли совместить культурные достижения разных стран в одно целое на основе ислама и арабского языка. Арабский язык стал официальным: на нем составляли документы, вели переговоры и произносили молитвы. Кроме того, он стал языком науки и культуры всего мусульманского Востока.
Весомый вклад внесли арабы в развитие естественных, точных наук, философии и медицины. Они изучали и переводили на арабский язык труды Аристотеля, Гиппократа, Евклида, Птолемея. В Багдаде, Кордове, Каире существовали высшие школы, в которых наряду с Кораном изучали светские науки. Эти вузы стали образцами для будущих западноевропейских университетов. В Каире, Кордове и других городах существовали огромные библиотеки, насчитывавшие сотни тысяч книг. Быстрому распространению книг способствовало то, что в VIII в. арабы заимствовали из Китая искусство изготовления бумаги. В Багдаде, Дамаске, Самарканде действовали крупные обсерватории. Арабские астрономы открыли много звезд и составили карты звездного неба, определили окружность Земли.
Арабские математики создали алгебру; именно они стали широко использовать цифры, которые были изобретены в Индии, но известные нам как арабские.
Арабы первыми стали делать вивисекцию — вскрытия живых животных с целью исследования функций частей организма и причин заболеваний. В области медицины особенно прославился Ибн Сина (980-1037 гг.), известный в Европе под именем Авиценна. В своем главном труде «Канон медицинской науки» он использовал опыт античных, индийских и среднеазиатских врачей. Этот труд в течение многих веков была настольной книгой врачей Востока и Запада.
Арабские путешественники Ибн Фадлан, Аль-Масуди, Ибн Русте и другие первыми посетили страны, которые не были даже известны в Европе. Оставили они и уникальные описания жизни восточных славян в IX-X вв. Арабским путешественникам было известно значительно больше о мире, чем европейцам. Для морских путешествий арабы создали удобный и надежный корабль — дау, точные карты и навигационные приборы.
Наконец, для всех времен и народов непревзойденной достопримечательностью арабской литературы остается сборник «Тысяча и одна ночь», вобравшая в себя сказки разных народов арабо-мусульманского мира.
Быстро развивались разнообразные жанры поэзии. Одним из самых известных поэтов был Фирдоуси, который создал огромный эпос «Шахнаме» ( «Книга царей»), где описывал деяния персидских шахов.
Расцвет Арабского халифата отличился грандиозным строительством. Возводились величественные мечети, дворцы халифов, мавзолеи-гробницы, крепости. Арабы умели организовать свой быт. Соединив традиции античности, Византии, Персии, они создали изящную восточную роскошь — тончайшие ткани, керамику, стекло, украшения, оружие. Больших успехов арабская культура достигла в украшении дворцов и выращивании садов. Умели арабы организовать и досуг: охота и застолье, шахматы и нарды, музыка и танцы. Арабам принадлежит изобретение такого популярного теперь музыкального инструмента, как гитара.
Широкое распространение у арабов имели бани, которые были не только местами, где мылись, а и своеобразными клубами, где встречались друзья. За столом арабы ввели перемену блюд, мытье рук, использование зубочистками.
Арабская культура оказала большое влияние на Западную Европу. Захваченная арабами Испания стала источником, откуда в европейские страны распространялись научные знания. Европейцы-христиане приезжали учиться в Кордовы, которую они называли «светлой красотой мира, юным странным городом, сияющим в блеске своих богатств». Отсюда они привозили в Европу переведенные на арабский язык труды ученых древности. В европейских монастырях существовали центры перевода трудов с арабского языка на латынь. Так, благодаря арабам Средневековая Европа узнавала о научных достижениях разных времен и народов.