Греческий бог Гермес (Статуя Гермеса на острове Сирое (Греция), рисунок слева), посланник богов Олимпа, получивший прозвище Трисмегист, считался создателем алхимии и магии. Поэтому словом «герметический» стали называть тайные и неявные традиции.
Алхимия была частью образования в Греции и Риме. Занимались алхимическими исследованиями наряду с изучением философии, математики, логики и науки, и в Академии Платона, которая просуществовала с 385 года до нашей эры по 529 год нашей эры, пока не была закрыта по распоряжению императора Юстиниана. Тогда научные трактаты и их ученые авторы рассеялись по исламским землям, где знания высоко ценились. Со временем наука вернулась в Европу.
Алхимик Авиценна (Ибн Сина), магистр алхимии. Иллюстрация из трактата Михаила Майера «Златое алтарное приношение двунадесяти языков» («Symbola aurea mensae duodecim пайопит») 1617. Цель алхимика — превратить основные металлы в золото.
Мусульманские ученые использовали методы научного эксперимента и строили теории. Некоторые из них, например аль-Бируни и Ибн Сина, критиковали и опровергали различные идеи алхимии и астрологии. Развитие науки продолжалось, и упорядочивались некоторые процессы, такие как дистилляция и фильтрация, для изготовления лекарств, духов, керосина и мыла.
Алхимии придавали значение в Индии и Китае. Китайские мастера работали с золотом, нефритом и корицей, а также ядовитыми ртутью, серой и мышьяком. В разных странах алхимические приемы имели много общего. Возможно, они передавались от народа к народу. В Европу знания пришли из арабских переводов греческих и римских текстов. Это, например, объясняет, почему Na — символ натрия (от лат. natrium), а К — калия (лат. ка-lium).
Алхимики стремились превратить основные металлы в золото, но их подлинные интересы лежали в духовной сфере. Они хотели создать эликсир жизни, который исцеляет все болезни и обеспечивает долголетие, и искали так называемый философский камень, считавшийся необходимым для достижения любой цели. Камень этот должен был обладать огромной силой, помогать в мистических и философских размышлениях, способствовать обретению совершенства. В те времена основой человеческих ожиданий была изменчивость. Все на свете могло меняться: зерно можно превратить в хлеб, виноград — в вино, а хлеб и вино — в Тело и Кровь Христову (поэтому алхимия не противоречила религии). Считалось, что и короткую, с болезнями и склонностью ко злу, человеческую жизнь можно преобразить в совершенную — здоровую и вечную.
«Изумрудная скрижаль» Авторство «Изумрудной скрижали» — раннего текста, объясняющего задачи алхимии, — приписывается Гермесу Трисмегисту. Самый древний известный источник «Скрижали» — «Книга тайн» («Kitab Sirr al Asrar»), написанная аль-Джилани около 800 года. Вернувшись в Европу, «Скрижаль» оказала огромное влияние на алхимию времен Средневековья и Возрождения. Этот трактат высоко ценился, и среди его переводчиков Альберт Великий, Роджер Бэкон, Михаил Майер, Исаак Ньютон и Алистер Кроу ли.
Розенкрейцеры в 1875 году опубликовали символическое переложение «Изумрудной скрижали». Она вписана в круг — символ единства и единения. Первые буквы слов («VITRIOL») открывают тайну алхимии: Visita (посети) Interiora (внутреннюю) Теггае (землю) Rectificando (в очищении) Invenies (открой) Occultum (оккультный, то есть философский) Lapidem (камень).
Руки символизируют клятву и полярность бытия — двойственность, которую необходимо объединить в «химическом браке».
Над руками изображены семь планет. Солнце и Луна вливают в кубок жизненную субстанцию, тем самым объединяя противоположности. Кубок поддерживает Меркурий, гермафродит (мужчина и женщина одновременно) — еще одно соединение противоположностей .
Великое делание заключается в союзе Солнца и Луны при помощи Меркурия.
Святой Фома Аквинский (см. рис.) размышляет о том, можно ли продавать алхимическое золото как настоящее. Философ считал, что если полученное вещество обладает всеми качествами золота, это допустимо.
Роджер Бэкон — один из переводчиков «Изумрудной скрижали».
Слева расположены Марс и Сатурн, справа — Венера и Юпитер. Таким образом, планеты сбалансированы и разбиты на группы.
Три щита отражают три химических элемента: сере соответствует лев, соли — семиконечная звезда, ртути (Меркурию) — орел. Астрологический Меркурий и алхимическая ртуть связаны, но не являются одним и тем же. Кубок символизирует воду, лев -огонь, орел — воздух, звезда — землю.
Две сферы означают небо и землю. В самом центре схемы находится кольцо — круг макро- и микрокосма. Между кольцом и звездой изображен алхимический символ купороса. На противоположной Меркурию стороне кольца, и их соединение создает камень.
Все эти символы и их соединения обладают богатейшим смыслом для знатоков алхимии. «Изумрудная скрижаль» использовалась для медитаций и визуализации. Считалось, что в ней содержится способ создания алхимического золота и поднятия сознания на очень высокий уровень.
Средневековые алхимики Святой Альберт Великий (1193-1280), монах-доминиканец, вернул в Европу греческую и арабскую науку. Этот очень уважаемый ученый не только проводил эксперименты по биологии и медицине, но и занимался алхимией. Он использовал камни и растения в медицинских целях для повышения нравственности. Самым важным для него была бессмертная душа.
Роджер Бэкон (1214-1292) считался приверженцем традиционных методов. Чтобы процедура была признана, ее необходимо продемонстрировать в лаборатории и подтвердить научно. Благодаря ему алхимия получила логическое обоснование.