Этого пилота Формулы-1 звали не иначе как Черный Джек — Блэк Джек. А все потому, что он так же азартен и непредсказуем, как эта всем известная карточная игра. К тому же и цвет волос этого кумира всех мальчишек был цвета самой темной ночи. Его трудно было понять, его поступки невозможно было предсказать.
Родиной Бребхэна считается Австралия, где он и появился на свет 2 апреля 1926 года в городке Хурствилле, который был расположен в десяти милях от Сиднея. И все же корни Джека следует искать в Англии, ведь его дед был выходцем из Лондона. Затем, в 1885 году, он эмигрировал в Австралию, совершенно не подозревая о том, что внук прославит его фамилию. Мальчику повезло с отцом, который передал сыну страстную любовь к автомобилям, далее не помышляя о том, что именно машины сделают Джека знаменитым. Поэтому неудивительно, что уже в двенадцать лет юный Джек Бребхэм сидел за рулем автомобиля.
В пятнадцать он, не задумываясь, ушел из школы, чтобы начать работу в гараже. При этом постоянно повышал техническую квалификацию. Юный Джек Бребхэм мечтал о небе, и был счастлив, когда в 1944 году его взяли в Королевские военно-воздушные силы. Каково же было разочарование Джека, когда его оставили служить на земле: армия больше нуждалась в механиках, чем в летчиках. После двух лет службы Джек Бребхэм решил обзавестись собственной, хоть и совсем небольшой, авто ремонтной мастерской. Среди его клиентов был и знаменитый гонщик Джонни Шонберг, специально, для которого Джек спроектировал и построил новый автомобиль. Но жена гонщика категорически была против участия мужа в предстоящих гонках. Джонни посоветовал Джеку самому принять участие в соревнованиях.
Получив на скорую руку инструкции от профессионала, Джек решил не упустить свой шанс. Однако Джека Бребхэма чаще интересовали не сами гонки, а техническое усовершенствование машин. Парень не страдал от отсутствия предприимчивости: в 1954 году он добился спонсорства для команды «Купер-Бристоль», за цвета которой выступал в то время. Однако организаторам гонок эта идея пришлась не по душе, и Джеку пришлось от нее отказаться. И все же к 1955 году Джек Бребхэм становится четырехкратным чемпионом Австралии, что побуждает его попробовать свои силы и в Европе.
Но начало было неудачным. Джек по-прежнему защищает цвета команды «Купер», участвуя по одному разу в сезонах 1955-го (Великобритания) и 1956 годов (Германия). В квалификации он не поднимается выше двадцатого места, а в гонках он вообще сходит с дистанции. Сезон 1957 года принес совершенно другие результаты. Начал его Джек с гонки и Монте-Карло. На этой дистанции Джек Бребхэм долго шел третьим, но за три круга до финиша у него отказал топливный насос, что не позволило австралийцу удержаться на третьей позиции. В итоге он был шестым. На большее в этом сезоне Джек был не способен из-за своего неусовершенствованного боли да. В следующем сезоне он стал четвертым все в том же Моите-Карло.
А вот сезон 1959 года стал для всех сюрпризом. Следует учесть, что в этом году покинул большой спорт великий Фанхио, в связи с чем Гран-при Аргентины решили отменить Начинали сезон с гонки в Монако. Джек Бребхэм стартовал с третьей позиции; ему удалось не только показать лучшее время, но и зпервые одержать победу в этих соревнованиях. Джек Бребхэм опередил соперников на 20,4 секунды. Гонки в Голландии принесли Джеку второе место, а во Франции — третье. Британия снова выводит его в лидеры, однако в Германии и Португалии ему не удается даже доехать до финиша. Соперники начинают нагонять Джека.
Италия «помогает» Джеку Бребхэму снова надеть майку лидера — он приходит третьим, имея 31 очко. Первый в истории Гран-при США стал последней гонкой сезона. Имелось три претендента на чемпионский титул. И Джеку повезло: один из соперников не дошел до финиша, второй из них добрался третьим, а этого оказалось недостаточно для победы. К слову, Джеку Бребхэму тоже не повезло в этой гонке: постоянно лидируя, он был уверен в своей победе. Но… за триста метров до финиша у него кончилось горючее. В течение пяти минут пилот толкал свой болид, придя только четвертым. Очков это не принесло, но по итогам всех гонок Джек Бребхэм стал чемпионом.
Поразительный результат Джека Бребхэма стал толчком к качественному изменению конструкций болидов Формулы-1. У команды «Купер» появились последователи, однако Джека достать уже было невозможно: в следующем сезоне у него было пять побед и одно четвертое место, что в итоге снова сделало его чемпионом.
Болиды новой компоновки в течение всего сезона имели подавляющее преимущество перед своими переднее моторными конкурентами, и это было очевидным, несмотря на трагические происшествия с заднемоторными «Лотусами» в Бельгии, которые привели к несчастным случаям и даже гибели пилота, на полной скорости потерявшего управление из-за попавшей в лицо птицы. В 1961 году впервые в истории Формулы-1 были введены ограничения на объем двигателя до полутора литров. «Феррари»- заранее подготовила мотор, а поскольку команда учла ошибки и сменила компоновку болида на заднемоторную, сезон прошел под итальянскую диктовку.
«Купер» оказался ненадежным — за весь сезон Джек Бребхэм смог финишировать лишь дважды, заняв шестое и четвертое места.
Но не только это было причиной неудачи, В 1960 году Джек Бребхэм вместе с Роном Торнаком организовал фирму по производству гоночных автомобилей под названием «Мотор Рейсинг Девелопмент». Джек Бребхэм держал свои планы в тайне от «Купера».
Неудивительно, что в конце 1961 года Джек Бребхэм создает собственную команду «Бребхэм Рейсинг Организейшн». К началу сезона 1962 года болид еще не был готов, и Джек Бребхэм выступал за «Лотус», в пяти гонках набрав три очка, зато потом, четырежды выступая на собственной машине, набрал еще шесть. В 1963 году Джек пригласил американского гонщики Дэна Гарни в качестве второго пилота. Но по окончании сезона Дэн с девятнадцатью очками оказался на пятом месте, и Джек с четырнадцатью — на седьмом. В 1964 году Гарни с девятнадцатью очками на седьмом месте, Джек Бребхэм с одиннадцатью — на девятом.
Кстати, именно американец принес первые победы команде, завоевав Гран-при Франции и Мексики. Команда заняла четвертое место в Кубке конструкторов. В 1965 году Дэн переместился на четвертое место, набрав 25 очков, а Джек с десятью очками опустился на десятое. Команда поднялась до третьего места в Кубке конструкторов. Бребхэм-конструктор мог быть довольным. Но не пилот.
К счастью для Джека, с 1966 года в Формуле-1 вновь было разрешено использовать трехлитровые двигатели. Казалось, лучше всех к этому подготовилась «Феррари», заблаговременно позаботившаяся о моторе. Но Джек Бребхэм на собственном заднем дворе нашел подходящий двигатель австралийской компании «Репко», при ближайшем рассмотрении оказавшийся вариантом серийного мотора «Олдсмобил».
На первом Гран-при сезона австралийца подвела коробка передач, однако уже на следующем, в Бельгии, он был четвертым. А на третьем, во Франции, Джек впервые за последние шесть лет пришел первым. Сначала это казалось случайностью — Бандини на «Феррари» ушел на трассу с поул-позиции, показал лучшее время круга, но лопнувший тросик газа снял его с трассы. Однако Джек Бребхэм и на следующей гонке был первым, да еще имея лучшее время круга. Он выиграл и два Следующих Гран-при.
А в Италии, за два этапа до конца сезона, австралиец стал чемпионом, хотя и сошел с трассы, — ближайший соперник тик нее не смог финишировать и лишился шансов на победу.