Глаз — могущественный и очень древний символ. У некоторых народов запрещено изображать глаза, их стирают с рисунков. Уаджет — соколиный глаз египетского бога Гора («глаз Гора») дает защиту. Его изображения наносили на разрезы при мумификации, рассчитывая на помощь уаджета при последующем воскресении.
Символические глаза используются и на благо, и во зло. Взгляд бога несет благодать; верующие получают благословение в результате даршана — лицезрения божества. Будду и святых людей изображают с «третьим глазом», знаком духовной мудрости. Индийский бог Шива, который некогда спас мир, может испепелить грешников с помощью «третьего глаза».
Злого глаза боятся, но он не всегда означает недоброжелательность и несчастья. В Азии считают, что если слишком долго или восхищенно смотреть на человека либо объект, можно пробудить в нем любовь.
Существует большой ряд амулетов и символических предметов, которые отвращают сглаз. Также рекомендуется: сплюнуть, носить красное, держать в кармане соль. Помогает и каджаал — черная подводка глаз.
«Рука Хамсы» — иудейский, а «рука Хамеша» — мусульманский амулет. Их воздействие усиливается, если на ладони изображен двойной керамический глаз. В Стамбуле делают красивые синие амулеты, которые можно повесить в доме. Если амулет треснет, значит, он выполнил свою работу, и вам нужен новый. Керамические или стеклянные глаза отражают проклятье на того, кто его наслал.
«Рука Фатимы» — исламский амулет из серебра.
Бусины-глаза защищают от сглаза.
Пальцы исламского амулета «рука Фатимы» напоминают о пяти столпах ислама. Иногда считается, что большой палец означает пророка Мухам-мада, а остальные пальцы — его семью: Фатиму, Али, Хасана и Хусейна.
Фарфоровые глаза пользуются популярностью в Латинской Америке. На юго-западе США и в Мексике у народа уичоли есть особый амулет, «око бога», защищающий людей и дома.
Глаза часто рисуют на носу лодок. Они указывают путь через океан, помогают найти рыбу и защищают команду от опасности и неудачи. Глаза рисовали на лодках еще в Древнем Египте. У китайских лодок-драконов во время гонок открывали глаза, а потом закрывали их, чтобы лодка могла отдохнуть.
«Глаз смерти» (круг, перечеркнутый линией) — символ, существовавший у ацтеков. Они считали благом умереть в бою или во время ритуала.
Символ глаза используется в бизнесе. Так, глаз изображен на эмблемах американской телекомпании «Си-Би-Эс» и телешоу «Большой брат».
Глаза на носу лодок в Керале (Индия). На правой нарисован младенец Шива.
Традиционный глаз на лодке (Кипр).
Надгробия и смерть На Западе символ смерти — Мрачный жнец, скелет в плаще и с косой в руках. Ее символизируют также гробы и черепа. «Увы, бедный Йорик! Я знал его, Горацио», — говорит датский принц Гамлет другу, беря в руки череп королевского скомороха.
Отец-Время не ведает жалости. Старик (старуха) и коса — символы смерти, жатвы тех, чье время пришло. Иногда Время держит песочные часы, подчеркивая мимолетность человеческой жизни. Коса первоначально связана с Кроносом — доолимпийским греческим богом времени.
Во многих странах есть мемориалы и военные кладбища в честь павших солдат. Кенотаф («пустая могила») символизирует множество погибших. Могила неизвестного солдата обозначает место могилы одного человека, говоря словами Редьярда Киплинга, «известного только Богу».
В Азии бог смерти Яма — символ неизбежности смерти и мимолетности жизни. У некоторых народов он держит колесо жизни, поделенное на шесть частей, символизирующих различные сферы бытия: богов, полубогов, людей, животных, призраков и ад. Двенадцать внешних секций означают причинность. Сюда относятся органы чувств и человеческие слабости: желание, страсть, невежество.
Арлингтонское национальное кладбище — место успокоения героев Америки.
«Мрачный жнец» на астрономических часах. Колокольня Мессинского собора (Сицилия, Италия).
Тибетская танка, изображающая бога смерти Яму (XVIII век).
Черепа и кресты — «помни о смерти».
Надгробие Джона де Монтегю, погибшего в 1389 году. Ноги изваяния покоятся на льве — символе доблести: Монтегю сражался при Креси в 1346 году и при Пуатье в 1356.
Измерительные приборы — солнечные, песочные и механические часы -тоже говорят о мимолетности времени. «Помни о смерти» («Memento mori») популярная в искусстве тема, в которой нередко показывают красоту смерти.
Могилы обычно как-либо отмечают. В старинных английских церквах на них помещены скульптурные изображения усопших и мемориальные доски в виде пластин гравированного металла, вделанных в пол, которые содержат информацию о доспехах, костюме и геральдических знаках. Однако сведения могут быть неточными, потому что не всегда фиксировались в момент смерти. Если ноги скульптуры покоятся на собаке, человек умер естественной смертью, если на льве — погиб в сражении.
Старые кладбища отличаются поразительным разнообразием надгробных статуй и символов. Декоративный могильный камень XIX века мог разорить семью, зато позволял продемонстрировать респектабельность. Считается, что парижское кладбище Пер-Лашез — самое посещаемое в мире. Там под странным крылатым посланцем работы Джейкоба Эпстайна похоронен Оскар Уайльд – надгробие испещрено следами губной помады. Соседняя могила Виктора Нуара -своего рода символ плодородия, и, пока ее не обнесли оградой, распростертое надгробное изображение притягивало бесплодных женщин.