В VII в. н.э. пророк Мухаммед основал в Мекке (Аравия) новую религию — ислам. Спустя век после смерти Мухаммеда, последовавшей в 632 г., его приверженцы создали громадную империю на Среднем Востоке и в Северной Африке. Ибн Баттута был богатым марокканским мусульманином. В 1325 г. он совершил паломничество в Мекку. Приключения навели его на мысль продолжить путешествия. Ибн Баттута побывал в разных уголках Африки, на Среднем и Дальнем Востоке — в землях, незнакомых европейцам. Ибн Баттута оставил подробное описание своих путешествий. Он писал по-арабски, используя письменные принадлежности.
По странам Среднего Востока
Ибн Баттута пересек Египет и достиг берегов Красного моря, собираясь отплыть в Джидду. Но война между разными племенами вынудила его отказаться от этих планов и вернуться в Каир. Он посетил Иерусалим и Дамаск, а затем сухопутным путем отправился через Аравию в Мекку. Из Мекки Ибн Баттута направился в Багдад и был поражен, как разрушили город монголы (воинственный азиатский народ). Он побывал в Анатолии (нынешняя Турция), а затем вернулся в Мекку и стал изучать право. Получив новую профессию, Ибн Баттута заработал себе средства для новых путешествий и немедленно отправился в путь.
Вокруг побережья Африки
Переплыв Красное море, Ибн Баттута прибыл в Аден. Там он нанял дау (арабское суденышко), направлявшееся в Заилу (Сомали). В своем дневнике Ибн Баттута называет Заилу самым грязным местом из всех, где он побывал. Из Заилы Ибн Батгута отплыл к берегам Мамбасы и Килвы. Здесь на него произвели большое впечатление красивые деревянные дома и особенно — черный цвет кожи африканцев.
Продолжение странствий
Чтобы возвратиться в Мекку, Ибн Баттуте пришлось совершить плавание вокруг южного побережья Аравии и выйти в Персидский залив, а затем пересечь Аравийский полуостров. Неутомимая любознательность толкала Ибн Баттуту в новые странствия. Он направился в Сирию, Кафу (Крым) и на Кавказ, затем пересек Центральную Азию и через Афганистан добрался до Индии. Оттуда Ибн Баттута отплыл в Кантон (Китай), а потом через Малайзию и Индию двинулся назад, в Марокко. В 1349 г. он вернулся в Фес. На рисунке вы видите караван в пустыне Сахара.
По Сахаре
В 1352 г. Ибн Баттута вновь отправился в путь, на сей раз — в Африку. Это была его крупнейшая экспедиция, во время которой он описал такие земли, в которых до него не бывали другие путешественники. Направляясь в Мали, Ибн Баттута пересек пустыню Сахара. Дорога была очень трудной, пустыня кишела разбойниками, и путешественник решил присоединиться к каравану (процессии торговцев и путников, перевозивших грузы на верблюдах). Первую остановку караван сделал в Тагазе. Все дома там, по свидетельству Ибн Баттуты, были сделаны из соли и верблюжьих шкур. Путники взяли с собой запас воды на 10 дней: столько дней занимал путь до Тасаралы. Оттуда они направились в Валату. Путешествие было особенно трудным из-за движущихся песков. Караван двигался очень медленно, и путники опасались, что может кончиться запас воды. На рисунке вы видите предметы, которые торговцы использовали в качестве денег – это железная цепь, медный слиток, раковины каури и металлические слитки, которые заменяли монеты.
В неизведанные страны
Несмотря на все сложности, Ибн Баттута успешно пересек Сахару и прибыл в Мали, а затем добрался до р. Нигер. Путешествие было очень рискованным. Лишь немногие чужеземцы проникали так глубоко в Африку. Эти земли вызывали у путешественников такой страх, что в последующие 400 лет никто из них не отваживался здесь побывать. На обратном пути Ибн Баттута выбрал другой заманчивый маршрут. Он посетил Тимбукту — древний город, славившийся своим богатством и роскошью.
Наследие Ибн Баттуты
Мемуары Ибн Баттуты — живые рассказы о местах, где он побывал, о людях, с которыми встречался, обо всем, что повидал. Многие не верили в диковинные истории о его странствиях. Их общая протяженность, вместе с его странствиями в Азии и на Дальнем Востоке, составила свыше 120 700 км. Это гораздо больше, чем маршруты многих современных путешественников, несмотря на все преимущества новейших видов транспорта.