Джон Ди (1527-1609) был советником английской королевы Елизаветы I. Он занимался астрологией, картографией, медициной и алхимией, вел беседы с ангелами. Ди и Эдвард Келли утверждали, что «енохианский» алфавит и язык даны ангелами, поэтому использовали их в енохианской магии для призыва посланников небес. (Енох -библейский персонаж, предок Ноя и Мафусаила; считалось, что в старости он стал ангелом и вступался за падших «собратьев»).
«Иероглифическая монада» увидела свет в 1564 году. Разум Ди, «беременел семь лет», а разродился за двенадцать дней, создав монаду — символическую фигуру, состоящую из знаков Меркурия и Овна (огненного знака, открывающего зодиак). Меркурий и огонь играют в алхимии важную роль.
Верхняя часть фигуры показывает движение Солнца и Луны вокруг Земли (точки в центре круга). Крест символизирует христианство; образующие его линии указывают четыре элемента — это нумерологический аспект символа. Ди был христианином и считал, что творение Господа основано на числах. Важность чисел следует также из платонического мышления, гармоник Пифагора, математических пропорций и Библии. Ди верил, что его монада — ключ к пониманию единства космоса.
Михаил Майер: квадратура круга Михаил Майер (1558-1622) встретился с Джоном Ди в Праге и был посвящен в познанную им мудрость. Так была создана квадратура круга.
На иллюстрации справа учитель указывает циркулем на два круга (или на круг и квадрат), демонстрируя квадратуру круга — символ брака небес и земли:
«Начерти вокруг мужчины и женщины круг, Из которого явится равносторонний квадрат. Из него выведи треугольник -он должен касаться Окружности всеми сторонами. Затем
Появится Камень. Если это неясно, Учи геометрию и познаешь все».
Мужчина и женщина — противоположные символы, они одно, но их двое, что в сумме дает три, в перемножении -четыре; а потом возвращаются к единице. Больший круг символизирует духовную всеобъемлющую любовь. Круг в круге показывает рецепт эликсира — философского камня.
Михаил Майер
Квадратура круга.
Корнелиус Агриппа из Неттесгейма.
Алфавит из труда Корнелиуса Агриппы «О тайной философии» (издание 1533 года).