Ученые не знали, как относиться к противоречивым трудам Агриппы из Неттесгейма — Генриха Корнелиуса Агриппы (1486-1536). Помимо всего прочего, ему приписывают авторство работ, которые он не писал. Некоторые обращаются к его трудам в надежде узнать магические и алхимические секреты, другие считают, что это сатира, а третьи — что он порицал общество за развращенность, несправедливость и лицемерие.
Агриппа стремился вернуть классические знания и мечтал об обновлении религии, общества и правосудия с помощью знаний, которые основаны на гуманизме Возрождения, Библии и трудах мудрецов древности, избавленных от ошибок. Он считал, что наука вырождается и что спасти ее может смесь неоклассических учений, герметической философии, каббалы и христианства.
Вселенная Агриппы состояла из трех частей. Низший уровень — материальный мир элементов; следующий небесный уровень астрологических и математических вопросов, управляемых планетами; высший, интеллектуальный уровень — царство ангелов и демонов, хороших и плохих разумов. Всем этим правит Бог. Четыре элемента — земля, воздух, огонь и вода — имеют значение на всех уровнях, но есть совершенно непонятные вещи. Они относятся к мировому духу — пятому элементу. Агриппа считал, что различные символы, буквы, слова, числа и образы могут выражать отношения между мирами и, поскольку символы содержат силу тех существ, которых означают, с их помощью можно воздействовать на мир природы.
Агриппа и алфавиты
Агриппа искал символы, способные влиять на мир природы, и особое значение придавал буквам иврита, считая, что иудейские каббалисты лучше прочих понимали символы и их силу. Предполагалось, что иврит — это первый язык, полученный Адамом от Бога, поэтому он обладает огромным магическим потенциалом. Слова, буквы и числа тесно связаны с тем, что они означают.
Кроме того, буквы иврита имеют численные значения, поэтому по священным текстам можно рассчитать числа, обладающие мистической силой, с помощью которых составляются таблицы и магические квадраты. Квадраты выражают силу планет.
Геометрические фигуры часто входили в алхимические формулы (так, круг символизирует единицу, а пятиугольник — пятерку), а при добавлении букв иврита давали возможность выражать важные вещи. Дальнейшие исследования позволяют получить слова — имена, берущие силу у чисел.
Работа с буквами и числами из иудейских текстов помогла найти имена ангелов и демонов. А поскольку имена есть истинное выражение, они дают власть над теми, кто их носит, позволяя управлять этими существами.
Так появились списки имен ангелов, демонов и даже Бога. Их символы можно было найти в гриму арах.
Агриппа создал еще несколько алфавитов: небесный (для общения с ангелами), малахим и «транситус флу-вии» («transitus fluvii» — «пересечение реки»). Малахим и небесный алфавиты основаны на греческой и еврейской письменности, а «транситус флувии» связан с переходом евреями реки Евфрат во время возвращения из вавилонского плена. Происхождение фиванского алфавита неизвестно. Его часто называют руническим, хотя у него мало общего с рунами. Он был впервые опубликован в 1518 году и вошел в коллекцию Агриппы. Считалось, что египетские иероглифы — дар самого Гермеса.
Пентаграмма Элифаса Леей с набором букв и символов.
Современная интерпретация иероглифов — составьте из них свое имя.
Иероглифы в храме Луксора (Египет).
Ученые тогда не умели переводить египетские иероглифы, но мечтали сделать это. В 1633 году попытку дешифровки предпринял Атанасиус Кирхер, изобретя собственный вариант, однако подлинный перевод удалось сделать только после обнаружения Розеттского камня (1799).
Иероглифы высоко ценились алхимиками, потому что с ранних веков египтянам и другим древним народам приписывалось знание «демонической» письменности, хотя священные символы были известны только элите. Фактически использование символики льстило знатокам, взывая к их чувству иерархии: посвященные могли войти в мир тайн, закрытый для простых людей. Поэтому использовать обычные понятные алфавиты считалось ниже их достоинства.
В отношении первого, ангельского, или райского, языка существовали противоречивые взгляды. Йоханнес Горопиус, живший на территории современной Бельгии, считал, что изначальным был брабантский (диалект фламандского языка, распространенный в Брабанте и Антверпене), и был в этом не одинок: эрудит Гофтрид Вильгельм Лейбниц полагал, что Горопиус сделал важное открытие.
Символы Агриппы сейчас по большей части забыты. Широко используются лишь знаки зодиака, семи планет и семи алхимических субстанций. Кроме того, Агриппа рисовал символического человека в круге, похожего на витрувианского человека Леонардо да Винчи.
Агриппа был не одинок в увлечении иудейскими текстами и каббалой. Во Флоренции эпохи Возрождения каббала стала очень популярна, что привело к появлению ее герметических толкований.
Каббала
Увлечение каббалой распространилось по Европе. Вот где крылся источник тайных знаний! Знатоки исследовали не только мистические значения букв — рассчитывали даже знаки препинания. В Торе находили многочисленные уровни скрытых истин.
Каббала понимает суть Всемогущего как десять сфер, или сефирот (в единственном числе — сефира), символизирующих эманации (уровни) творения, способы открытия Бога. Он неизменен, но восприятие меняется. Чтобы познать божественное, необходимо пройти все сефирот. Прежде чем человек попадет на высший, десятый, уровень, он должен тщательно изучить каббалу.
Говорят, что большинство людей пренебрегают этим знанием, не следуют дисциплине. Но каждый может подняться с низшего уровня и развиваться.
Этот путь походит на дисциплину суфизма.
Сефирот расположены в виде Древа жизни. Все десять сфер связаны между собой — это система древней каббалистической традиции, символическая карта космоса, указывающая путь к просветлению.
Круги символизируют десять уровней. Их связывают 22 канала, соответствующие буквам еврейского алфавита. Уровни и буквы оказались богатым источником мистицизма.