Источники мусульманской доктрины и права
Мусульманская доктрина и право базируются главным образом на четырех фундаментальных принципах (усул — корни). Это:
1. Коран.
2. Сунна, которая основана на хадисах (рассказы) — преданиях о жизни и поучениях пророка Мухаммеда.
3. Кийас — суждение по аналогии.
4. Иджма — общее согласие, единодушное мнение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу.
Коран. Согласно исламу, Коран является книгой нерукотворной и предвечной; он хранится под престолом Аллаха. Он — слово самого Аллаха, поэтому истинен до буквенного знака. Сокровенный смысл Корана доступен не каждому, он сокрыт и открывается лишь посвященным. Нарушать предписания Корана считается великим грехом, ибо человек не может ни соперничать с Богом, ни идти против его повелений.
Сунна (обычай, пример) — собрание преданий и рассказов о жизни Мухаммеда — является образцом и руководством для каждого мусульманина и всей мусульманской общины, источником материала для решения всех проблем жизни человека и общества. Сунна состоит из поступков Мухаммеда (филь), его высказываний (каул) и невысказанного одобрения (такрир), с которым он встречал некоторые слова и поступки окружающих. Сунна объясняет Коран и дополняет его. Сунна передавалась устно сподвижниками Мухаммеда и была зафиксирована в виде хадисов (новость, рассказ) у суннитов и ахбаров (известие, новость) у шиитов. Мусульманские ученые, занимавшиеся сбором и критикой хадисов, разработали сложную систему оценки степени их достоверности. Помимо достоверных, бывают хади-сы «хорошие», то есть имеющие пропуск в иснаде или не совсем надежного передатчика, и откровенно «слабые».
Первые тематические сборники хадисов начали появляться с середины VII века. Наиболее авторитетными сборниками у суннитов считаются шесть книг:
1. «Аль-Джами ас-Сахих» («Достоверный сборник»), или просто «ас-Сахих аль-Бухари», составленный Мухаммедом аль-Бухари (810-870) и содержащий около семи тысяч хадисов.
2. «Аль-Джами ас-Сахих» Муслима ан-Найсабури (817-875), содержащий двенадцать тысяч хадисов.
3. «Китаб ас-сунан» («Книга сунн») Абу Дауда ас-Сиджистани (ум. в 888 г.).
4. «Аль-Джами аль-кабир» («Большой сборник») Мухаммада ат-Тирмизи (ум. в 892 г.).
5. «Китаб ас-сунан» ан-Насаи (ум. в 915 г.).
6. «Китаб ас-сунан» Ибн Мадж и (ум. в 886 г.).
Сунна почитается всеми течениями ислама как следующий после Корана источник сведений о том, какое поведение или мнение угодно Аллаху.
Кийас (аналогия). В основе этого метода лежит сопоставление схематической модели решаемого вопроса с моделью уже решенного и выведение решения по его примеру. Для суждения с помощью кийаса необходимо сопоставить исследуемый вопрос, называемый изводом, либо с текстом Корана или сунны, либо с широко известным и достоверным фактом, служащим в данном случае основанием для решения. Например: «Виноградное вино запрещено из-за его опьяняющих свойств (основание). Пальмовое вино обладает опьяняющими свойствами (извод). Следовательно, пальмовое вино должно быть запрещено (суждение)».
Иджма (единодушное решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу) также является одним из источников мусульманского права. Традиция связывает возникновение иджмы с деятельностью первых мусульманских ученых-законоведов второй половины VII века, которые установили порядок изучения спорных вопросов. Для этого по каждому такому вопросу собирались всевозможные сведения, опрашивалось возможно большее число людей. Затем эти сведения сравнивались и обсуждались, чтобы установить наиболее достоверный вариант и вынести единственно возможное решение.
Правильно применять иджма и кийас могли только муджтахиды — мусульманские ученые-законоведы, известные своим благочестивым усердием (иджтихад) в решении сложных правовых вопросов. Согласно мусульманской традиции, иджтихад возник еще при жизни Мухаммеда в среде его сподвижников, которые считаются носителями совершенного иджтихада.
Шариат — основа мусульманского права
Основой мусульманского права выступает шариат (прямой, правильный путь) — комплекс правил, предписаний и обязанностей, основанных прежде всего на принципах вероучения Корана и сунны и закрепляющих гражданские и религиозные нормы мусульман.
Конкретизацией «правильного пути» выступает система правовых норм, разработанных на основе Корана и сунны и составляющих собственно мусульманское право (фикх). В Коране и сунне имеются культовые нормы, регулирующие порядок исполнения религиозных обязанностей. Однако в них содержится очень немного конкретных и очевидных правил поведения, определяющих взаимоотношения мусульман. В случае отсутствия в этих источников готовых ответов на конкретные вопросы мусульманские ученые-правоведы — факихи (факих — знающий) — выносили суждение по аналогии (кийас). Для окончательного узаконивания нормы требовалось согласное мнение авторитетных лиц (иджма).
В VIII-IX веках в результате споров между сторонниками различных подходов к мусульманской системе права в рамках суннитского ислама сложилось несколько богословско-правовых школ или толков, называемых мазхабами (мазхаб — толк): ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Позже к ним добавился пятый канонический мазхаб — богословско-правовая школа джафаритов, которой придерживаются в настоящее время все шииты.
Ханафиты. Это наиболее распространенный в мусульманском мире толк. Его основателем был авторитетнейший персидский факих Абу Ханифа (ок. 696-767). И этом мазхабе Коран принимается как источник права целиком и безоговорочно; сунна принимается как независимый источник только после тщательного отбора хадисов; согласованное мнение (иджма) учитывается только в том случае, если оно исходит от тех же людей, которые считаются передатчиками достоверных хадисов. Суждение по аналогии иджма может строиться на любом достоверном материале, даже не всегда в порядке его авторитетности, но обязательно с глубоким логическим обоснованием. Этот мазхаб, начиная с XI века, быстро распространился на территориях Анатолии, Палкан, Северного Кавказа, Причерноморья, Поволжья, Средней Азии, Афганистана, Индии, Индонезии.
Маликиты. Маликитский мазхаб возник в Медине, его основателем был Малик ибн Анас (713-795). Главными источниками права, согласно этому мазхабу, являются Коран и сунна, которая рассматривается как продолжение Корана. Сунна не подлежит никакой интерпретации в отношении тех хадисов, которые восходит к сподвижникам Мухаммеда — мединцам, так как их сведения признаются полностью достоверными. Канонические тексты Корана и сунны объединяются в единый источник — насс. Как дополнение к насс привлекаются сведения о коллективном опыте мединской общины, о котором не осталось никаких письменных свидетельств, но который сохранился в общественной памяти как действия, бывшие обычными при Мухаммеде. В настоящее время маликитский мазхаб широко используется в Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, Кувейте и на Бахрейне.
Шафииты. Шафиитский мазхаб был основан на рубеже VIII-IX веков имамом Мухаммедом аш-Шафи (767-820), жившим в Сирии и Египте. Этот мазхаб сложился под сильным влиянием ханафитского и мали-китского мазхабов и воспринял их особенности. Коран и сунна рассматриваются как единый источник: сунна только дополняет Коран, а не дает параллельный материал для сравнения и выведения среднего решения. Хадисы, исходящие от мединских передатчиков, принимаются безоговорочно. Иджма рассматривается как дополнение к Корану и сунне, но принимаются во внимание только решения мединских ученых-богословов. Благодаря своей упрощенности, шафиитский мазхаб быстро распространился по мусульманским странам и в настоящее время является господствующим в Сирии, Ливане, Палестине и Иордании.
Ханбалиты. Ханбалитская правовая школа, основателем которой был багдадский ученый Ахмад ибн Ханбала (780-855), сформировалась к началу XI века. В отличие от других мазхабов, ханбалитство возникло как религиозно-политическое движение и уже затем оформилось в догматико-правовую школу. Главными источниками мазхаба ханбалитов являются Коран и сунна пророка, которая была объявлена комментарием к Корану (тафсир). Авторитет хадисов ханбалиты поднимали почти до уровня текста Корана, утверждая, что их необходимо принимать на веру, не задавая вопроса «как?» Ханбалитский мазхаб в настоящее время официально принят в Саудовской Аравии.
Джафарийа. Традиция связывает возникновение джафаритского мазхаба с деятельностью шестого шиитского имама Джафара ас-Садика (702-765). Мазхаб, окончательно сформировавшийся через много лет после смерти имама Джафара, выражает взгляды шиитских рационалистов, установивших четыре корня права, а именно: Коран, собрание преданий (ахбар), иджма и акл (разум). В отличие от суннитов, джафариты отвергают кийас, а из хадисов признают только те, что восходят к семье Пророка. Отличительной особенностью джафаритского мазхаба является также допустимость временного брака (мута) и благоразумного скрывания веры (такийа).
Основополагающие принципы шариата базируются на представлении, согласно которому все правовые и моральные установки исходят только от Аллаха. Шариат дан человеку раз и навсегда, а потому он совершенен, вечен и неизменен. Соответственно, попытка сделать запретным разрешенное, и наоборот, равносильна ширку, то есть приписыванию божественности кому-либо, кроме Аллаха.
В соответствии с шариатом, все действия людей подразделяются па 5 категорий:
Фард (обязательное). Действия, вмененные человеку в обязанность как религиозные заповеди, в первую очередь ритуальные предписания и соблюдение основных норм благочестия. Фард разделяют на два вида: фард айн и фард кифайа. Фард айн — это главные, обязательные действия, которые должен совершать каждый мусульманин (например, пятикратная молитва, пост в месяц рамадан, совершение хаджа и др.). Злостное пренебрежение этими обязательствами делает человека нечестивцем (фасик).
Мандуб, или мустахаб (рекомендуемое). Действия и поступки, не являющиеся предписанными или обязательными, но совершение которых высоко оценивается окружающими и будет вознаграждено в Судный день. Это проявления щедрости, милосердия, благочестия, религиозного усердия и т. п. Человек при совершении этих поступков не должен требовать от других благодарности, ибо все это должно делаться по душевной потребности.
Мубах, или джаиз (дозволенное). Шариат рассматривает эти действия и поступки как нейтральные, они не осуждаются и не поощряются. Это необходимые бытовые действия, не нуждающиеся сами по себе ни в какой оценке (например, пользование электричеством). В зависимости от мазхаба одни и те же поступки могут выводиться из категории мубаха или включаться в нее, что вызывает в мусульманском обществе острые дискуссии (вопросы, связанные с живописью и музыкой, способами времяпрепровождения, возможности следовать европейской манере одеваться и т. д.).
Макрух (неприемлемое, недостойное). Эта категория включает поступки и действия, которые не нарушают шариатские правовые нормы, но осуждаются с точки зрения морали. Как макрух оцениваются вызывающее поведение, скупость, жестокость, особенно по отношению к зависимым людям, склонность к роскоши и расточительству, пренебрежение семейными и общинными обязанностями, брак с немусульманкой или малолетней и др.
Харам, или махзур (запретное). Греховные действия и поступки, категорически запрещаемые и осуждаемые шариатом. Оценки поступков чрезвычайно различаются не только в зависимости от мазхаба, но и от местных условий и личности факиха-иитерпретатора, однако в целом выделяются три категории:
поступки батил, то есть абсолютно запретные, к которым относятся все явные нарушения закона и религиозных предписаний, нарушения договорных условий и правил торговли, притеснение и произвол, присвоение чужого имущества и т. д.;
поступки фасид — порочные деяния, которые признаются исправленными, если нарушения будут ликвидированы (например, если захвачено чужое имущество, то оно может быть оставлено у захватчика, если владелец согласится на получение какой-либо компенсации);
поступки сахих — правильные, не содержащие никаких нарушений по форме, но аморальные, преступные или мошеннические по своей сути (например, заключение временного брака мута, продажа оружия разбойникам или мятежникам, заключение мошеннического договора или принесение недействительной клятвы ит. д.).
Пищевые запреты в общей форме изложены в Коране: «Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием не Аллаха, и удавленная, и убитая ударом, и убитая при падении, забоданная, и то, что ел дикий зверь, — кроме того, что убьете по обряду, — и то, что заколото на жертвенниках, и чтобы вы делили по стрелам. Это — нечестие…» (5:4).
По большинству мазхабов игра на музыкальных инструментах, пение, танцы, азартные игры, неумеренное пользование предметами роскоши должны быть запрещены. Однако многие факихи считают это допустимым, хотя и неодобряемым (макрух).