Основные направления христианства

Великая схизма

Противоречия между эллинским и романским началами, между Восточной и Западной частями империи существовали еще в классическом мире. В XI веке они привели к самому крупному в церковной истории расколу — великой схизме. Разногласия накапливались на протяжении веков. После разделения империи на два независимых государства (395 год) главы соперничающих церквей (римские папы и восточные патриархи) вступили в период политического противостояния. Поводом для окончательного разрыва послужил спор из-за земель в Южной Италии, принадлежавших Византии. Узнав, что там вытесняется греческий обряд, Михаил Керуларий, константинопольский патриарх, закрыл все храмы латинского обряда в византийской столице. Когда в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом, патриарх отказал им в личной встрече. Разгневанный Гумберт обвинил Керулария в нескольких ересях и самовольно объявил ему анафему; в ответ прозвучала анафема на все посольство. По логике и нормам церковного права, эти взаимные отлучения должны были утратить силу после смерти повздоривших иерархов и не могли служить законным обоснованием церковного раскола. Однако рядовой конфликт, вызванный столкновением честолюбий двух князей церкви, получил «неподобающее ему историческое значение» (М. Э. Поснов), завершив период «общей судьбы» двух христианских церквей.

Православие

В I тысячелетии православными называли себя и восточные, и западные христиане. После раскола 1054 года наименование «православная» закрепилось за Восточной церковью. Считается, что в ней в наибольшей степени сохранились традиции раннего христианства (так, православие со времени первых семи Вселенских соборов не добавило ни одного догмата к своему вероучению, в отличие от католицизма, и не отказалось ни от одного из них, как это произошло в протестантизме).

Православное вероучение базируется на Священном Писании (Библия) и Священном Предании (включающем постановления первых семи Вселенских соборов, решения ряда поместных соборов, сочинения отцов церкви и др.). Основные вероучительные положения закреплены в никее-царьградском «Символе веры», принятом Никейским (325 год) и дополненном Константинопольским (381 год) вселенскими соборами.

Догматы, принятые католицизмом после разделения церквей, — об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, (добавление «filioque» — «и сын», лат.), о главенстве и непогрешимости римского папы, о чистилище, о непорочном зачатии и телесном вознесении Девы Марии и др.) в православии не признаются. Считается, что они противоречат Священному Писанию и Священному Преданию. Отсутствуют и праздники, возникшие в католицизме после 1054 года, но введены праздники (Сретение, Преображение, Воздвижение), не отмечаемые католиками.

Приобщение к православной церкви происходит через крещение. Младенцев крестят путем троекратного погружения в воду, после чего совершается таинство миропомазания. Жесткого отделения клира от паствы не существует. В частности, и миряне, и духовные лица причащаются одинаково — квасным хлебом и вином, а богослужение издавна ведется на национальных языках, хотя используются и древние языки (например, старославянский).

Нет в православии и универсальной организации с единым центром, подобным Ватикану. Крупные местные церкви полностью самостоятельны, или автокефальны.

В настоящее время существует 15 автокефальных церквей: Константинопольская (Вселенская), Иерусалимская, Русская и др. Кроме того, есть автономные церкви, которые находятся в подчинении от какой-то из автокефальных церквей: Синайская церковь зависима от Иерусалимской, Финляндская — от Константинопольской и т. д. Большинство православных церквей перешло на григорианский календарь. Юлианского календаря по-прежнему придерживаются Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская церкви.

Согласно преданию, начало православному духовенству было положено апостолами, которые через рукоположение передали верующим дары Святого Духа и таким образом создали церковную иерархию. Эта иерархия трехстепенная: диаконы, иереи (священники) и архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). Кроме того, духовенство делится на белое и черное (монашествующее). Первые до принятия сана имеют право жениться, вторые дают обет безбрачия. Для белого духовенства доступны первые две иерархические степени, в архиереи же могут быть рукоположены только монашествующие священники.

Во время православного богослужения возжигаются свечи, курится ладан, звучит хоровое пение. Музыкальные инструменты использовать не принято — считается, что нельзя заменять человеческий голос неразумными, хотя и красивыми, звуками. Важной частью православного культа являются посты — многодневные и однодневные, всего до 200 дней в году.

Католицизм

К числу приверженцев католицизма (от греч. katholikys — всеобщий, вселенский) причисляет себя примерно четверть населения планеты. Особенно много католиков в странах Западной Европы, в государствах Прибалтики, в западных областях Белоруссии и Украины, а также в Латинской Америке. На протяжении веков католицизм был господствующей идеологией в странах Запада. Высшее католическое духовенство нередко подчиняло себе светскую власть, выступало с притязаниями на всемирное господство и добилось значительного политического влияния в мире.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией и иерархическим характером. Клир жестко отделен от мирян и включает следующие саны:

кардинал;

архиепископ;

примас;

митрополит;

епископ;

прелат;

аббат;

священник.

Территориальное деление (по нисходящей):

метрополия;

диоцез (епархия);

апостольская администратура;

апостольская префектура;

апостольский экзархат;

апостольский викариат;

территориальная прелатура;

территориальное аббатство;

приход.

Существуют также военные ординариаты, обслуживающие воинские части, партикулярные церкви в мире и различные миссии. Все церковные структуры находятся в ведомстве Ватикана (автокефальных церквей в католичестве нет).

Глава католической церкви пана римский (первосвященник) почитается как преемник апостола Петра, истинный наместник Иисуса Христа на земле. Эти положения, сформулированные еще на рубеже XII-XIII вв., были утверждены Ватиканским собором в 1869-70 гг. Тогда же был провозглашен догмат о непогрешимости папы. Папа избирается пожизненно конклавом (собранием) кардиналов. Его послания (энциклики) признаются частью Священного Предания, что способствует возвышению папства и позволяет церкви оперативно реагировать на перемены в общественной и политической жизни. Папа руководит церковными и мирскими организациями посредством римской курии — центрального административного аппарата. При папе существует также совещательный орган — Священный синод, созываемый один раз в три года.

Резкое разграничение между клиром и мирянами выражается в ряде установлений, не имеющих места в православии. К ним относится обязательное безбрачие духовенства — целибат, причащение духовенства хлебом и вином, а мирян — одним хлебом и др. Выход из духовного звания запрещен.

Таинство миропомазания (конфирмация) совершается, как правило, епископом, причем не одновременно с крещением, а над детьми не моложе 8 лет. Для причащения используют пресный, а не квасной (как у православных) хлеб. Брак мирян нерасторжим, даже если один из супругов виновен в прелюбодеянии.

Католики признают догмат о чистилище — промежуточной инстанции между адом и раем, где души умерших, проходя через тяжелые испытания, очищаются от неискупленных при жизни грехов. Считается, что священник может сократить срок пребывания греш-ника в чистилище, вознося за него молитвы. К отличительным чертам католицизма относится также почитание различных реликвий, многочисленные культы мучеников, блаженных и святых и экзальтированное почитание Мадонны (Богоматери). В 1854 году католическая церковь провозгласила догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а в 1950 году — догмат о ее телесном вознесении, в соответствии с которым Приснодева была взята на небо «с душой и телом для славы небесной».

В богослужении используется, кроме пения, также инструментальная музыка, прежде всего орган. До недавнего времени богослужение могло совершаться только на одном из «мертвых» языков — латинском, древнегреческом или древнееврейском (практически это всегда был латинский). Второй Ватиканский собор (1962-05 гг.) разрешил службу и на современных национальных языках.

К числу праздников, отсутствующих в православии, относятся дни «Тела христова», «Сердца Иисуса», «Непорочного зачатия Девы Марин» и др.

Начиная с IV века в Западной церкви устанавливается особый порядок отпущения грехов. Первоначально церковные наказания состояли в публичном покаянии и временном исключении из общины — как правило, па год. На Никейском соборе (325 год) епископы получили право сокращать период наказания для тех отлученных, чье чистосердечное раскаяние было доказано и не вызывало сомнений; особое значение придавалось «добрым делам», которые совершал оступившийся христианин.

Западное духовенство истолковало идею об искуплении греха как право церкви требовать компенсацию за грех. Таким образом на церковную почву был «пересажен» древний правовой обычай, согласно которому пострадавшая сторона отказывалась от мести, если причиненное зло искупалось каким-либо добровольным деянием или денежной вирой, эквивалентной тяжести преступления и статусу истца.

С конца VII века клирики стали определять наказание при помощи т. н. исповедных книг, содержащих таблицы замен церковных наказаний (например, поста — его денежным эквивалентом). Появилось и право замены лиц при покаянии, то есть фактически право найма лиц, которые «отрабатывали» эпитимию за наймодателя. За соответствующую сумму можно было получить прощение будущих грехов, помилование для грешников, страдающих в чистилище, и даже полное очищение от всех грехов. В XIII веке право полного прощения грехов (indulgentiae plenariae), наиболее выгодное в коммерческом плане, становится прерогативой папы; взимание «платы за грех» превращается в разновидность налога.

Стараниями философов-схоластов было создано учение о «сокровищнице переизбыточествующей благодати» (opera superrogationis), согласно которому деяния Христа, Богоматери и святых, а также «сверхдолжные» подвиги благочестивых христиан создают «запас» благодати, находящийся в распоряжении церкви и позволяющий ей отпускать грехи достойным. В начале XVI века папа Лев X для покрытия издержек своего двора (в связи с постройкой собора Св. Петра) наложил контрибуцию почти на всю Европу, что стало одной из главных причин «протестантской революции», охватившей весь католический мир и разделившей западный мир на католическую и протестантскую зоны.

Протестанты

Первая волна реформаторского движения возникла в Англии. Английские «лолларды» («бедные священники»), проповедовавшие учение профессора Оксфордского университета Джона Виклифа (1320-1384), выступали за возврат церкви к евангельским идеалам. Они требовали подчинения церкви светской власти, протестовали против поборов римских пап с Англии, подвергали сомнению право духовенства отпускать грехи и выдавать индульгенции, отстаивали приоритет Библии перед Священным Преданием. Преемником английского богослова стал профессор Пражского университета Ян Гус (1369-1415), призывавший церковь отказаться от богатства и от продажи индульгенций.

Сожжение Гуса на костре 6 июля 1415 года по приговору Констанцского собора стало толчком для массовых волнений в стране, вскоре переросших в мощное национальное движение. Пять крестовых походов против мятежников потерпели поражение, и в 1433 году Базельский собор заключил соглашение с умеренными гуситами, названными впоследствии «чашниками» (в обмен на их лояльность к церкви собор даровал мирянам право причащаться не только хлебом, но и вином).

Борьбу за преобразование церкви и пересмотр некоторых положений вероучения продолжила более радикальная гуситская группировка — табориты (от «Табор» — название города, основанного реформаторами на горе). Табориты отвергали догматы о чистилище и пресуществлении, учение о заступничестве святых, отказались от почитания икон и мощей, от роскоши в богослужении, отстаивали принцип веротерпимости. Несмотря на поражение таборитов в 1434 году в битве против объединенных сил католического дворянства и чашников, движение набирало силу и достигло кульминации в XVI веке.

В 1517 году профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483-1546), протестуя против продажи индульгенций католическими священниками, обнародовал свои знаменитые 95 тезисов. В них осуждалась торговля «небесными сокровищами» и выдвигался принцип внутреннего раскаяния, которым должна стать вся жизнь христианина; отвергались вероучительные положения о чистилище, о молитве за умерших и о спасении заслугами святых. Впоследствии Лютер высказывался также против папской власти, оспорил идею об особой благодати духовенства и его посредничестве в спасении, призывал упростить и удешевить богослужение и подчинить церковь светской власти.

Если Лютер возглавлял умеренное направление немецкой Реформации, соответствующее интересам бюргерства и части дворянства, то крестьянство и городская беднота объединились под началом Т. Мюнцера (1490-1525), выразившего в учении о «Царстве Божием на земле» мечту простонародья о социальной справедливости.

В Швейцарии центрами Реформации стали города Цюрих и Женева, где трудами У. Цвингли (1484-1531) и Ж. Кальвина (1509-1564) было осуществлено радикальное преобразование церковной жизни.

В результате движения Реформации часть католического мира стала протестантской. Однако протестантизм во многом оказался «лекарством хуже болезни». Междоусобная война, последовавшая за расколом, опустошала целые провинции поглощала огромное количество «солдат креста» с обеих сторон. Протестанты были так же мало расположены к религиозной терпимости, как и католики. Если католикам всюду мерещился призрак ереси, то протестанты видели свое призвание в беспощадном истреблении ведьм. Об уровне гуманности протестантов можно судить хотя бы по такому высказыванию М. Лютера: «Одержимый ребенок должен быть брошен в реку и излечен или утоплен».

Протестантов объединяет отказ признать главенство римского папы и привилегии духовенства, в том числе право отпускать грехи и выдавать индульгенции; отказ от поклонения святым иконам и мощам, от молитвы за умерших и т. д. С точки зрения протестантов, всем крещенным по вере равно дается благодать; каждый вправе свободно читать и толковать Библию, общаясь с Богом «без посредников». Рядовые члены протестантских общин могут играть активную роль в церковной жизни и участвовать в выборных руководящих органах.

В северных немецких княжествах в ходе Реформации оформились лютеранские, или евангелические, церкви. Вероучение лютеран базируется на Апостольском и Никео-Констаптинопольском символе веры, катехизисе М. Лютера, «Аугсбургском исповедании» и «Книге согласия». В лютеранских кирках нет икон, но сохранены распятие, облачение духовенства и алтарь; признаются таинства крещения и причащения, а также посвящение в духовный сан (ординация). Литургия совершается в соответствии с книгой «Немецкая месса и последование богослужения».

В кальвинизме, в отличие от лютеранства, нет общеобязательного символа веры; единственным источником вероучение является Библия, при этом признается авторитет таких богословских трудов, как «Наставления в христианской вере» Ж. Кальвина, «Церковные установления», «Женевский катехизис» и др. Кальвинисты отказались почти от всех внешних атрибутов веры (иконы, свечи, крест и др.). Богослужение включает проповедь (центральный элемент), а также пение псалмов и молитвы. Крещение и причащение сохранены в качестве символических обрядов.

Главным вероучительным нововведением кальвинизма стала идея о предопределении, согласно которой часть людей предызбрана Богом ко спасению, а часть — к погибели. Кальвин учил, что человек во всякое время находится на службе у живого Бога и несет ответственность за предоставленные Богом дары — время, здоровье, собственность. Поэтому важно не столько покаяние, как у лютеран, сколько энергия в достижении жизненного успеха. Кальвинист верит, что преуспеяние может являться свидетельством возможной избранности.

В православии учение о предопределении (в известном смысле снимающее с человека моральную ответственность за его поступки осуждается:

«Стремление к наработке земных богатств стало массовым… вследствие перемен, произошедших в христианском богословии… в кальвинистско-лютеранских кружках возникла вера в предопределение: Бог до создания мира решил, кого спасет, кого погубит… И, значит, богатство есть знак благочестия и близости к Богу… Так людям была предложена религиозная мотивация к тому, чтобы больше зарабатывать. Не могу назвать эту жуткую идею евангельской» (Л. Кураев).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.