Пять основных догматов ислама — Усул ад-дин (корни, основы веры) — окончательно сформировались в первой половине XI века. Это:
1. Учение о единобожии (таухид).
2. Вера в божественную справедливость, в правосудие Аллаха (адл).
3. Признание пророческой миссии Мухаммеда и предшествовавших пророков.
4. Вера в воскресение, Судный день и потусторонний мир.
5. Учение об имамате/халифате.
Первые четыре догмата являются общими как для суннитов, так и для шиитов. Главным предметом расхождения между ними является вопрос о верховенстве власти (имамате). Шииты провозгласили имамат божественным установлением, не зависящим от желания людей и принадлежащим исключительно роду Али.
«Столпы» веры
Каждому мусульманину предписано исполнение пяти обязательств, которые образуют пять «столпов» ислама:
Шахада (свидетельство) выражается произнесением молитвенной формулы «Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун Расулу Ллахи» («Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Аллаха»), Мусульманин по крайней мере раз в жизни должен произнести эту формулу отчетливо и громко, с пониманием ее смысла и истинной верой в сердце. Во время битв шахада служила боевым кличем. Отсюда возникло понятие шахид — мученик, а первоначально — воин, павший в войне против врагов ислама с шахада на устах. Шахада является одной из главных молитвенных формул и постоянно повторяется при молитве.
Салат (перс, намаз) — каноническая молитва. Основой салата является ракат — цикл молитвенных поз, которые сопровождаются произнесением молитвенных формул, следующих друг за другом в строго определенном порядке. Ежедневный молитвенный цикл состоит из пяти обязательных молитв: на рассвете, в полдень, перед наступлением вечера, на закате и с наступлением ночи. При необходимости можно объединить две первые молитвы и две последние. Нельзя молиться точно в полдень, в моменты восхода и захода солнца. Кроме этих молитв можно совершать любое число дополнительных молитв, ночная молитва считается проявлением особого благочестия.
Перед молитвой раздается азан — призыв на молитву, который провозглашает муэдзин или сам имам с минарета или непосредственно от мечети, если минарета нет. При этом возвещающий азан должен новер-нуться лицом в сторону Мекки и держаться за мочки ушей большими и указательными пальцами. Суннитский азан состоит из семи формул, каждая из которых произносится 2 или 4 раза:
1. «Аллах велик!»
2. «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха».
3. «Свидетельствую, что Мухаммед — посланник Аллаха!»
4. «Идите на молитву!»
5. «Ищите спасения!» (перед утренней молитвой добавляются еще слова «Молитва лучше сна!»)
6. «Аллах велик!»
7. «Нет бога, кроме Аллаха!»
Шииты добавляют между 5-й и 6-й формулами слона: «Идите на лучшее дело!» Услышав азан, мусульманин должен остановиться и повторять его, произнося вместо 4-й и 5-й формул слова: «Сила и могущество только у Аллаха!» После азана непосредственно перед началом молитвы следует второй призыв (икама), состоящий из тех же формул.
Закат — ежегодный налог в пользу нуждающихся Мусульман. Считается, что уплата заката «очищает», то есть делает безгрешным пользование богатством, с которого оп уплачен. Закат платился только взрослыми дееспособными мусульманами с посевов, скота, денег и товаров. Сумма налога варьировалась в зависимости от обстоятельств. Так, налог с посевов и фруктов составлял 10 % урожая, если земля орошалась дождем, и 5 % — при искусственном орошении. Закат собирался прежде всего в пользу бедных, но в Коране упоминаются и другие возможные цели: выкуп пленных мусульманских воинов, джихад, оплата труда сборщиков налога и др.
Пост (саум) в месяц рамадан (девятый месяц мусульманского лунного календаря) был установлен Мухаммедом в 624 году, через 17-18 месяцев после хиджры. Мусульманский пост заключается в полном воздержании в светлое время суток от приема пищи, питья, курения, исполнения супружеских обязанностей и пр., то есть всего, что отвлекает от благочестия. С наступлением темноты запреты снимаются, однако рекомендуется не предаваться излишествам, а проводить время в размышлениях, беседах, чтении, совершать богоугодные дела, улаживать ссоры, раздавать милостыню и т. п. Поститься обязаны все взрослые мусульмане в течение всего месяца рамадан. От поста освобождаются только те, кто не может соблюдать его по каким-либо обстоятельствам (дальняя поездка, пребывание в чужой стране, война, плен, болезнь и т. п.), кто не может отвечать за свои поступки (невменяемые и эпилептики), а также престарелые люди, беременные и кормящие женщины и все те, кому пост может принести какой-либо вред. К посту не допускаются также те, кто находится в состоянии ритуальной нечистоты: женщины во время менструации, преступники, не отбывшие наказания и др.
Хадж, или паломничество в Мекку, обязателен (хотя бы раз в жизни) для всех мусульман, которые в состоянии его совершить. Тот, кто не способен совершить паломничество, может послать вместо себя «заместителя». Хадж совершается в месяц зу-льхидджа — последний месяц мусульманского лунного года — и состоит из серии обрядов. Паломники прибывают в Мекку к 7 зуль-хиджжа. Они проходят очистительный обряд принятия ихрама, выполняя ряд очистительных действий: омовение, обрезание волос, попей. В состоянии ритуальной чистоты паломник надевает специальное одеяние, также называемое ихрамом, состоящее из двух кусков несшитой белой материи; один оборачивают вокруг бедер, а другой набрасывают на плечи. Голова остается непокрытой (для женщин обязательно покрывало), на ноги надеваются сандалии. Вступление в состояние ихрама знаменуется произнесением особого обращения к Аллаху: «Вот я перед тобой! Нет у тебя сотоварища! Вот я перед тобой! Воистину, хвала тебе, милость и могущество! Нет у тебя сотоварища!» Произнесение этой формулы обязательно при вступлении в Мекку и посещении всех главных святынь паломничества. Совершивший хадж получает звание хаджи и право носить зеленую чалму.