…Пусть признают и поймут все жители земли, что пред Тобою следует преклонять колени… Перед Тобой, Господь, Бог наш, склонятся они… и все они подчинятся Твоей Царской власти…
Алейну (молитва)
Догматы ортодоксального иудаизма
Вероучение иудаизма, базирующееся на его священных текстах, включает как минимум четыре элемента:
1) исповедание Единого Бога;
2) концепцию богоизбранности еврейского народа;
3) доктрину Завета (священного договора) между Яхве и Израилем;
4) учение о Мессии.
1. Евреи исповедуют бессмертного, вечного, всемогущего, вездесущего и безграничного Бога-творца и причины всего сущего, что выражено формулой «эг’ье ашер эг’ье» (Я есмь Сущий). Бог бестелесен и не имеет зримого образа, но адекватен «земному» разуму, поскольку человек создан по Его образу и подобию. Принцип единобожия выражен в иудейском символе веры Шма, которым начинаются богослужения: «Слушай, Израиль! Господь наш Бог, Господь один!..»
В иудаизме сложился обычай не употреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его различными эпитетами, в частности словом «Адонай» («Владыка», «Господь»), Нередко хранители священных текстов ставили к согласным буквам слова «Яхве» (YHWH) знаки огласовки для слова «Адонай», вследствие чего возникла широко распространенная транскрипция «Иегова» — искаженная форма имени «Яхве».
2. Согласно преданию, Яхве возлюбил потомков Авраама, Исаака и Иакова больше других народов: «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Второзаконие 14:2). Израильский народ призван вносить святость в мир, трудиться над усовершенствованием жизни и подготовить людей к тому времени, когда все человечество признает Яхве своим Богом.
Таким образом, в основе догматики иудаизма лежат две противоречащих друг другу идеи: универсализма и национального избранничества. С одной стороны, иудаизм отрицает существование иных богов, кроме Яхве, и ставит своей целью признание Его всем человечеством в качестве Единого Бога. С другой стороны, доктрина богоизбранности «дома Израилева» препятствует распространению иудаизма среди народов, этнически не связанных с евреями, и объективно затрудняет диалог с другими конфессиями.
3. Еврейские мудрецы говорят, что избранничество — это, прежде всего, бремя ответственности. Завет (брит) между Богом и Его народом представляет собой двухсторонний договор, связывающий каждую из сторон взаимными обязательствами. Яхве навеки берет Израиль под свое крыло, дарует ему Палестину и бесчисленное потомство, великое будущее и власть над миром. Но все это дается на определенных условиях. В обмен евреи должны выполнять заповеди (мицвот) — нормы поведения, от которых освобождены другие народы.
Десять Заповедей, полученных Моисеем на Синайской горе (греч. Декалог), устанавливают наиболее общие правила человеческого поведения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе (напрасно), соблюдение Шаббата (субботы), почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и пожелания чужого имущества.
В период формирования догматики иудаизма число заповедей увеличивалось и достигло 613 (таким оно остается и по сей день). 248 из них — положительные (т. е. повеления), остальные 365 — отрицательные (т. е. запреты). Мицвот регулируют порядок богослужения, судебную систему, процесс развода, включают пищевые запреты, хозяйственные установления, правила ритуальной чистоты, гигиенические требования, запреты на соединение несовместимых сущностей (льна-и шерсти, зерновых и бобовых, мясной и молочной пищи, двух разных тягловых животных в одной упряжке) и др. Особые предписания касаются Шаббата и праздников.
Иудеи видят в мицвот и важное средство формирования личности: «…заповеди даны, чтобы облагородить человека» (Талмуд). Например, законы о наказании преступника воспитывают уважение к человеческому достоинству, а законы о ссудах и займах учат сочувствию к бедным. Часть мицвот относятся к категории хуким. Это нормы, не имеющие рационального объяснения, — таковы, например, установления кашрута. Они позволяют выразить безоговорочную преданность Господу и развивают внутреннюю дисциплину.
На более глубоком уровне соблюдение мицвот рассматривают как форму непосредственного эмоционального сближения с Богом. Само словомицва («заповедь») родственно другому ивритскому слову, означающему «соединение».
Человек сотворен свободным, поэтому он вправе отказаться от выполнения мицвот. Однако несоблюдение Закона иудеем, вступившим в Завет, становится грехом и влечет за собой заслуженную кару, причем уже в этой жизни. Бедствия и гонения, которые обрушивались на евреев в изгнании (как и само изгнание) во все времена рассматривались иудаизмом как воздаяние за отступничество и грехи.
4. Согласно иудейской традиции, избавление еврейского народа от страданий наступит с приходом помазанника Божьего и потомка Давида — Мессии. Царь-освободитель явится в виде смиренного учителя, установит на земле светлое царство Яхве, и все евреи, рассеянные по миру, чудесным образом будут перенесены в Иерусалим. Мертвые воскреснут, восторжествуют мир и братство людей. Вера в конечное торжество Единого Бога проявляется в ежедневной молитве и в пасхальном пожелании: «В следующем году — в Иерусалиме!»
Каббала
Каббалисты исходили из того, что в Торе в символической форме закодировано эзотерическое знание о человеке и Вселенной. Они вели умозрительные поиски эманации божественного в материальном мире и развили учение о сфирот — 10 взаимодействующих ипостасях Бога, управляющих материальным миром. 10 сфирот вместе с 22 сакральными буквами древнееврейского алфавита составляют 32 «тропы мудрости» Древа Жизни.
В мистической традиции Древо Жизни — один из наиболее универсальных символов Вселенной. Человек мыслится как миниатюрное Древо Жизни — микрокосм. Отделившись от «материнского» Древа, он получил обитель на Земле, в самом центре плотной материи. Каббалисты называют эту обитель сефирой Малькут — десятой сефи-рой Древа, в которой пересекаются дух и материя, «небесное» и «земное». Существование в десятой сефире позволяет восходить к самой вершине бытия, где обитает Бог, и спускаться вниз, к «корням», чтобы напитать физическое тело качествами остальных сефир.
Наряду с Каббалой, основанной на принципах философской логики, существовала Каббала практическая, которая вызывала крайне неодобрительную реакцию со стороны ортодоксальных иудеев. Каббалисты-«практики» придавали важное значение мистическому созерцанию и разрабатывали особые техники погружения в транс, позволяющий, как они полагали, приобщиться к божественному откровению. «Практический» мистицизм осуждался раввинами и предавался анафеме. Так, последователи каббалиста Саббатая Цви (1625-1676 гг.) были отлучены от еврейской общины.
Тем не менее, именно Каббала легла в основу хасидизма (хасид — «благочестивый») — течения еврейской религиозной мысли, которое в XVIII-XIX вв. становится доминирующим, особенно среди иудеев Волыни, Подолии и Галиции. Хасидизм отрицал авторитет раввинов, проповедовал аскетизм и почитал цадиков — хранителей божественных тайн, праведников, находящихся в постоянном общении с Яхве и одаренных сверхъестественной силой. Хасиды считали, что цадиком способен стать каждый, кто соблюдает мицвот. Долгое время официальный раввинат противился распространению хасидизма и даже возглавил движение за отлучение хасидов от иудаизма — митпагдим («противостоящие»), но впоследствии смирился с существованием этой традиции, истолковав ее как эзотерический компонент ортодоксальной веры.
Изначально Каббала представляла собой «тайное знание», доступное узкому кругу посвященных. В начале XVIII в. рабби Исраэль Баал Шем Тов изложил его основы в популярной форме, и древнее учение стало доступным для самого широкого круга лиц, неравнодушных к мистике (сегодня к их числу относится, например, американская поп-звезда и страстная каббалистка Мадонна).
Синагога
Бог спрашивает: «Бывает ли, чтобы человек зашел в синагогу и не обнаружил там Моего Присутствия?»
Мидраш
Когда около 25 веков тому назад евреи были изгнаны в Вавилон, они собирались в домах друг у друга, чтобы молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для собраний и молитв — первые синагоги. Ашкеназские евреи часто называют это место шул, а сефарды — бет а-кнессет (дом собрания).
В основе планировки синагог лежит конструкция Храма, который, в свою очередь, повторял устройство Скинии Завета, построенной евреями в пору их странствий по Синайской пустыне. Все синагоги строят так, чтобы их фасад был обращен к Иерусалиму, где стоял Храм. Главными атрибутами их убранства являются шестиконечная звезда Давида (Могендовид), нер тамид — «неугасимый светильник», символизирующий менору, масляный светильник Храма; Ковчег Завета — ларец со свитком Торы, покрытый парохетом, и скрижали — каменные или бронзовые доски с высеченными или выгравированными на них начальными словами Десяти Заповедей. Рядом с ковчегом находится место раввина, а по другую сторону — место для хазана или приглашенного оратора, где обычно устанавливается кафедра.
В большинстве современных синагог есть зал для многолюдных мероприятий (свадеб, церемоний бар мицвы, собраний, лекций и т. д.) и помещения для учебных занятий. Раввины организуют учебные группы для детей и взрослых и приглашают лекторов для проведения занятий. В некоторых молельных домах отводят место для комнаты матери и ребенка, клуба пенсионеров, молодежного клуба и т. п.
Молитвы и службы
Молитва должна быть… страстной просьбой о милости, мольбой к Богу.
Поучения Отцов
Евреи считают, что человек, обращаясь к Господу, может высказывать в молитве любые собственные мысли и чувства — во всякое время и в любом месте. Такого рода спонтанные призывы к Богу не раз встречаются на страницах Танаха и Талмуда. В то же время в иудаизме (как и в большинстве других религий) существуют обязательные молитвы, содержащие единообразный текст. В основе ежедневных установленных молитв лежит порядок службы евреев в Храме. Если ценность спонтанных молитв заключается в том, что они произносятся в минуты духовного подъема и эмоционально сближают человека с Богом, то установленные молитвы заставляют помнить о религиозном долге и напоминают о существовании Всевышнего.
Сиддур (множественное число — сиддурим) — еврейский молитвенник, содержащий текст установленных молитв, — печатается на иврите, который евреи называют лашон а-кодеш («священный язык») и считают наиболее подходящим для молитвы. Тем не менее, сиддурим обычно снабжены постраничным переводом, чтобы человек, не знакомый с ивритом, мог молиться на родном языке.
Богослужение в синагоге включает индивидуальную и общую молитвы, чтение Торы и песнопения, которые исполняет хор под руководством кантора. Во время Шаббата и других праздничных дней произносятся проповеди. В ортодоксальных синагогах места для женщин отделяются перегородкой или размещаются на верхней галерее. В реформированных молитвенных домах мужчины и женщины зачастую сидят вместе.
Самая важная еврейская молитва Шма состоит из трех фрагментов: Второзаконие 6:4-9 (провозглашение единства Бога) и 11:13-21 (признание связи с Ним) и Числа 15:37-41 (обязательство выполнять Его заповеди). Шма в синагоге произносится во время утренних и вечерних богослужений. Дома эту молитву произносят перед сном. В богослужении используются и некоторые фрагменты из книг Нэвиим и Кэтувим. Так, отрывки из книги Псалмов входят в текст повседневной молитвы. Некоторые из них читаются в определенных случаях. Например, 121 и 130 псалмы обычно предваряют молитву об исцелении больного, а 91 псалом произносят, отправляясь в путешествие. Отдельные части из Нэвиим (т. н. афтарот — «расставания») звучат в конце чтения Торы.
Еврейский календарь
Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в установленное время.
Левит 23:4
Иудейское летосчисление ведется по лунно-солнеч-пому календарю с 19-летним циклом. 12 лет состоят из 12 месяцев, 7 лет (называемых високосными) — из 13 месяцев. Этот календарь используется в государстве Израиль для определении даты Пасхи (Песаха) и связанных с ней подвижных религиозных праздников.
Лунно-солнечный календарь связан с циклами движения светил и имеет древнее происхождение. В его основе лежат тропический год (365,24220 суток) и синодический месяц (29,53059 суток) — начало каждого месяца приходится на новолуние. Таким образом, календарь объединяет в систему лунные и солнечные циклы. Год состоит из 12 лунных месяцев по 29 и 30 дней в каждом, а для учета движения Солнца периодически вводятся високосные годы, содержащие дополнительный 13-й месяц.
Наименования месяцев года имеют ассиро-вавилонское происхождение и расположены в следующем порядке:
1) тишрей (сентябрь-октябрь),
2) хешван (октябрь-ноябрь),
3) кислее (ноябрь-декабрь),
4) тевет (декабрь-январь),
5) шват (январь-февраль),
6) адар (февраль-март),
7) нисан (март-апрель),
8) ияр (апрель-май),
9) сиван (май-июнь),
10) таммуз (июнь-июль),
11) ав (июль-август),
12) элул (август-сентябрь).
В иудаизме еженедельным праздничным днем является Шаббат (суббота) — день отдыха, освященный строками: «И благословил Господь седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Боготворил и почитал» (Бытие 2:3). Шаббат — символ сотворения мира и признания величия Яхве. В этот день иудеи молятся и читают Тору. В субботу запрещены работа, учеба, покупки, передвижение с помощью транспортных средств, зажигание огня и другие нарушения покоя.
Наиболее важные праздники после Субботы — Йом-Киппур (Судный День), сопровождающийся строгим постом и особыми покаянными молитвами и обрядами, и Рош-га-Шана (Новый год), отмечаемые соответственно в 10-й и 1-й дни месяца тишрей.
Самыми главными событиями в году считаются «три праздника паломничества» — Песах (Пасха, в переводе с иврита — Исход), Шавуот (Пятидесятница) и Суккот (Кущи). До разрушения Иерусалимского Храма каждый иудей должен был совершать во время этих праздников паломничество в Иерусалим для принесения жертвы. Празднование еврейской Пасхи начинается в 14-й день месяца нисан и длится 7 дней. Этот праздник посвящен I шмяти исхода евреев из Египта и восходит к более древнему языческому празднику в честь наступления весны и начала созревания «первого снопа». Главное обрядовое установление Пасхи — семидневное употребление в пищу мацы, хлебцев из пресного теста, напоминающих о египетском рабстве. В этот период категорически запрещается не только есть, но даже держать в доме любые продукты, содержащие дрожжи. В первый и второй вечера Пасхи устраивается особая трапеза — седер, во время которой каждый взрослый еврей должен выпить четыре бокала вина.
Самые веселые и шумные национальные праздники — Ханука и Пурим. Ханука — праздник Освящения, установленный в память о событиях более чем 2000-летней давности (освобождение маккавеями Иерусалима от селевкидов в 164 году до и. э.) и посвященный обновлению Храма, оскверненного селевкида-ми. Ханука отмечается с 25-го дня месяца кислев в течение 8 дней (дни зимнего солнцеворота).
Пурим, праздник Жребия, отмечается в 14-й и 15-й дни месяца адара и посвящается легендарным событиям, описанным в Книге Эсфирь (Эстер). Как гласит священный текст, во время правления персидского царя Артаксеркса I (465-424 гг. до п. э.), под властью которого тогда находились иудеи, первый царский министр Аман захотел истребить еврейский народ. Но благодаря хитроумию любимой царской жены, еврейки Эсфири, и мудрости ее воспитателя Мардохея жестокий министр не смог осуществить свои планы. Евреи были спасены, а злодей Аман казнен. В эти дни евреи дарят друг другу подарки, устраиваются игры, танцы, народные гуляния и детские утренники.
Иудейские религиозные праздники символизируют различные аспекты связи евреев с Богом и условно могут быть разделены на два вида. Первые связаны с историей еврейского народа и напоминают о чудесах, сотворенных Господом, чтобы помочь евреям (три «паломнических» праздника, а также Ханука и Пурим). В эти дни Яхве славится как творец истории, который вмешивается в дела людей и изменяет их жизнь по Своему плану. Песах, Шавуот и Суккот восходят к древнейшим земледельческим праздникам аграрного цикла (в Израиле Песах приходится на время сбора урожая ячменя, Шавуот — пшеницы; Суккот совпадает по времени с началом сезона дождей).
Другие священные дни, например Шаббат и Новый Год Деревьев, напоминают о Господе как Создателе — творце мира.
Йом Кипур (День Искупления) и Симхат Тора (Радость Торы) не связаны ни с историей, ни с природой. Главная тема Йом Кипур и предшествующего ему месяца элул — возобновление связи человека с Богом и с другими людьми. Симхат Тора — это праздник окончания цикла недельных чтений Торы в синагоге и начало нового цикла.
Священные символы и предметы
Могендовид
Могендовид (Щит Давида) — центральный символ иудаизма, называемый также шестиконечной звездой Давида (согласно преданию, Давид использовал шестиугольный щит в сражении с Голиафом). Каждый конец звезды символизирует один из шести дней творения, а центральный шестиугольник — священный день отдохновения — Шаббат.
Сефер Тора
Свиток Торы (Сефер Тора) — это Пятикнижие Моисеево, записанное на пергаменте, изготовленном из кожи таким образом, что получается цельный рулон длиной примерно 60 метров. Пергамент — внутренний слой кожи животного, обработанный так, чтобы он стал тонким и гладким.
Тора записывается на иврите, вертикальными колонками; в каждом свитке — 250 колонок. Софер, квалифицированный писец на пергаменте, переписывает текст примерно 1000 часов. Концы пергамента прикреплены к деревянным планкам, называемым эц хаим (Дерево Жизни), которые позволяют свернуть пергамент до того места, где следует читать.
Менора
Менора (семисвечник) — принадлежность иудейского алтаря, древнейший символ иудаизма и эмблема государства Израиль, которую изображают на монетах и печатях. Согласно преданию, первая менора была дана Моисею самим Богом. В период странствий по Синайской пустыни священники зажигали семисвечник в Скинии, а позднее он занял почетное место в Храме Соломона.
Сегодня семирожковый светильник символизирует Иерусалимский Храм до его разрушения.
Талит и тфилин
Мужчины во время молитвы надевают особое одеяние: талит — обрядовое покрывало белого цвета с черными или синими полосами по сторонам и кистями по углам, круглую шапочку (кипу), а также молитвенный пояс, который носят под верхней одеждой так, чтобы его угол выглядывал наружу.
Во время утренней молитвы в будние дни к голове верующего и к правой руке ремешком пристегивается тфилин — коробочка с вложенным в нее текстом молитвы. Во время нахождения в синагоге головные уборы у мужчин обязательны, а наиболее религиозные евреи их не снимают никогда.
Мезуза
И да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем… И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.
Второзаконие 6:9
Мезуза — знак еврейского дома. Она символизирует взаимную преданность Бога и Его народа, поскольку содержит текст договора между ними, а для других является указанием, что здесь живут правоверные евреи.
Мезуза представляет собой свиток с фрагментами Торы — первыми двумя абзацами Шма, написанными софером на иврите и провозглашающими единство Бога и существование завета между Ним и Святым народом. Текст пишется на пергаменте с одной стороны. На обороте значится единственное слово: «Шаддай» (одно из имен Господа). Если пергамент свернут правильно, это слово оказывается обращенным к читателю. Оно составлено из начальных букв («шин», «далет», «йод») в выражении «Шомер дальтот Исраэль» («Хранитель дверей Израиля»). Именно поэтому мезузе иногда приписывают свойства амулета, обладающего магической силой.
Переход в Иудаизм
В соответствии с нормами еврейского права, иудеем считается каждый человек, рожденный от еврейской матери, или нееврей (гер; множественное число — герим), приверженный иудаизму и прошедший обряд обращения. Вообще говоря, в иудаизме не практикуется миссионерство среди нееврейского населения, а ортодоксальные иудеи вообще крайне сдержанно относятся к прозелитизму, противоречащему идее избранности народа Яхве. Тем не менее, если человек признается достойным того, чтобы войти в еврейскую общину (и, разумеется, желает этого), существует процедура такого перехода.
Обращенные герим становятся иудеями, причем запрещается даже напоминать им о нееврейском происхождении.
Решение о переходе нееврея в иудаизм принимается бет дином. Прежде чем утвердить переход в еврейство, даяним должны удостовериться в искренности намерений прозелита и его готовности соблюдать еврейские законы. Если судьи не находят оснований для отказа, проситель должен официально принять на себя выполнение мицвот, вести еврейский образ жизни и пройти курс ознакомления с иудаизмом. Мужчине, переходящему в еврейство, необходимо сделать обрезание, которое должно быть выполнено могелем.
Заключительный этап перехода в еврейство — погружение в микву. После этого ритуала обращенный становится евреем и остается им до конца своих дней — как правило, принятие иудаизма не может быть аннулировано.
Обращение в иудаизм неевреев имело место в истории и отражено на страницах Танаха. Так, была принята в общину блудница Раав, которая помогла евреям захватить Иерихон (Книга Иегошуа), и моавитянка Руфь, прабабка царя Давида (Книга Руфь).
Сегодня иудаизм, после многовекового периода «полулегального» существования, переживает период подлинного расцвета, начавшийся с созданием независимого государства Израиль. Хотя Конституция страны не наделяет иудаизм статусом государственной религии, его институты финансируются из государственного бюджета. Влияние раввинов на все сферы жизни еврейского общества чрезвычайно велико. Они ведают актами гражданского состояния, осуществляют контроль над кашрутом, ведут соответствующую работу в армии. В различных населенных пунктах действует 200 религиозных советов (моацот датиот) и 24 равви-иатских суда. Религиозные школы (ешивот) составляют около 20 процентов от числа всех общеобразовательных учебных заведений страны, при этом четвертая часть учебного времени во всех израильских школах отводится для изучения религиозных дисциплин. Подготовка кадров для религиозных институтов осуществляется в университете им. Бар-Илана, а также на факультетах иудаики в Еврейском университете Иерусалима. Интересы раввината в парламенте (киессете) и в правительстве представляет главная религиозно-политическая партия Израиля — Мафдал.