Роберт Фладд (1574-1637) — оккультный философ, последователь Джона Ди. Он верил в независимый макрокосм (космос) и микрокосм (человечество).
На фронтисписе одной из книг в центре изображен человек. Круги -символ четырех жидкостей, планет и зодиака. Также показаны небесные сферы. Вокруг множество облаков и шнур — в четыре оборота вокруг схемы, — за который тянет мифическое существо с крыльями и копытами. На голове у него песочные часы. Фладд обычно изображал Вселенную в виде кругов, спирали вечности и времени.
Каббалистическое древо сефирот
Роберт Фладд.
Полная титульная гравюра Мат-теуса Мериана из «Истории обоих миров» Роберта Фладда (1617).
Фладд создал множество диаграмм. На одной представлены важные системы предсказания: пророчества, геомантия, толкование гороскопов, физиогномика, хиромантия и «наука пирамид». Последняя — изобретение Фладда. Все вместе они показывают макро- и микрокосм духовных и материальных качеств.
У Фладда было множество оригинальных идей. Он выдвинул теорию о кровообращении, и, хотя его объяснения были неверными (он считал, что кровь вращается вокруг сердца подобно сферам и планетам), Уильям Гарвей любезно упомянул о ней в своем более точном труде.
Символизм Фладда усложнился, когда ученый попытался изобразить на диаграммах большое количество информации. Он составил таблицу отношения небес, человека и земли к теории музыки и диаграмму связи человека с космосом, на которой сердце было изображением Солнца, а половые органы — Луны.
Искусство памяти
Фладд, как и многие его современники, интересовался мнемоническими приемами, облегчающими запоминание и увеличивающими объем памяти.
Подобные системы использовались с древнейших времен. Когда грамотность была доступна лишь единицам, у людей существовали другие способы создавать изображения и запоминать информацию. Мнемоника входила в систему классического образования, так что греческие и римские ораторы легко произносили длинные речи, не пользуясь записями.
Фладд полагал, что для хранения воспоминания следует преобразовывать в зрительные и пространственные образы. Наши предки использовали в качестве символов архитектурные элементы, фигуры речи и ключи, но это искусство забылось с распространением книгопечатания.
Раймунд Луллий (ок. 1235-1315) разработал мнемоническую систему, позволяющую «открыть истину». Он считал, что существует ограниченное число бесспорных истин, поэтому совокупность подвижных концентрических окружностей, размеченных символами и буквами, дает возможность создавать логические доказательства из комбинаций идей.
Мнемоническими средствами служили, например, окна-розетки церквей и соборов. Ранние карты таро (особенно «Колесо Фортуны») тоже использовались в мнемонике.
Сейчас искусство памяти снова обретает популярность. Визуализация идей и привязывание их к местам и предметам способствует запоминанию. Порой кажется, что у неграмотных людей память работает лучше, чем у грамотных, потому что первым приходится запоминать множество вещей, не полагаясь на записи.
Раймунд Луллий — популярный герой картин на своей родине, острове Майорка.
Карта «Колесо Фортуны» из колоды таро использовалась как мнемоническое средство.
Якоб Бёме.
Джулио Камилло (ок. 1480-1544) предложил использовать «театр памяти». Человек представляет себя на сцене и получает воспоминания из зрительного зала, который состоит из семи уровней, соответствующих семи пределам мира. Мнемонические возможности театра понимал и архитектор Андреа Палладио (1058-1580) -его театр «Олимпико» в Виченце полон символических элементов, которые можно использовать для запоминания.
Существует (спорная) теория о том, что система Фладда основана на театре «Глобус» в Лондоне эпохи Тюдоров, в котором исполняли пьесы Шекспира.