«Катастрофическим считается утечка 60 000 баррелей нефти из нефтепровода. А ведь танкер водоизмещением 167 000 тонн перевозит до миллиона баррелей».
Диспетчер нефтепроводной сети Аляски Чарльз Чемпион. 1978 г.
Выкачанная из земных недр сырая нефть является важнейшим энергетическим ресурсом. Каждая промышленно развитая страна мира зависит от нефти, которая используется в качестве источника топлива для электростанций и служит сырьем для получения бензина и дизельного топлива. В 60-х гг. XX в. рост мировой потребности в нефти породил создание крупнейших в мире морских судов — нефтеналивных супертанкеров. Судно, способное принимать свыше 200 000 тонн сырой нефти, называется промышленниками крупным нефтетанкером. Но если такое судно способно принимать свыше 300 000 тонн нефти, что эквивалентно 2 млн. баррелей, оно называется супертанкер.
Так, японский супертанкер «Глобтик Токио» длиной 378 метров и шириной 50 метров стал одним из крупнейших в мире. Мостик, каюты команды и двигатели этого судна расположены я на корме, предоставляя таким образом 9/10 его водоизмещения для заполнения нефтью.
Ни в каких других торговых судах нет такого грузового отсека, как на супертанкерах. 9/10 объема танкера предназначены для содержания нефти. И только 1/10 его трюма используется для размещения двигателей, кают экипажа, мостика и служб управления.
Аварии супертанкеров приводят к катастрофическому загрязнению окружающей среды. Так, в 1989 г. утечка нефти из танкера «Эксон Вальдес» привела к отравлению 1700 км побережья Аляски. Природа в этой местности пострадала от 11 млн. галлонов нефти.
Супертанкер просто дрейфует, как большой автомобильный паром. Длина многих супертанкеров превышает длину четырех футбольных полей! Самый большой из них, «Яре Викинг», имеет длину 485 метров, ширину 69 метров и весит 565 000 тонн. Неудивительно, что это самый крупный корабль в мире. Супертанкер «Эссо Атлантик» (1977 г.) имеет длину 406 метров и водоизмещение 517 144 тонн. Его парогазотурбинная установка равна по высоте 16-этажному зданию.
Капитаны супертанкеров должны иметь очень высокую квалификацию, чтобы управлять этими огромными судами. У танкеров большой поворотный радиус, они медленно изменяют курс. Даже при низкой скорости в 8 узлов они проходят 2 км до полной остановки. Навигацию и снижение риска столкновения с другими кораблями обеспечивают бортовые компьютеры.
Подводная часть полностью загруженного танкера очень велика — свыше 22 метров, что не позволяет ему заходить в обычный порт. Поэтому он становится на глубоководную якорную стоянку и разгружает нефть через многокилометровые трубопроводы, протянутые от береговых потребителей.